Технологическая карта
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению. Урок открытия нового знания, построенный с использованием технологии критического мышления с элементами сомооценки и самоконтроля на основе коллективной и парной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 109.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Швецова Татьяна Васильевна
Класс: 3
Предмет Литературное чтение
Прогорамма: «Школа 2100»
Тема урока: Что такое взаимопонимание? В. Драгунский «Девочка на шаре».
Тип урока: урок открытия нового знания, построенный с использованием технологии критического мышления, с элементами самооценки и самоконтроля на основе коллективной и парной работе.
Цель урока: формировать представление о взаимопонимании и уважении в семье.
Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока Учебники. Карточки с заданиями.
Формы работы с учащимися Фронтальная. Парная Индивидуальная.
Методы работы с учащимися методы самостоятельной работы; методы работы под руководством преподавателя.
Характеристика этапов урока:
Содержание этапов урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
| ||
Включить учащихся в учебную деятельность. - Вот опять звенит звонок. Он позвал нас на урок. А когда звенит звонок, Не приглашая на урок? -Всех прошу вас сесть, друзья, Ведь без знаний жить нельзя. Мы начнём сейчас урок. Он пойдёт ребятам впрок. - Пожелайте удачи своему соседу, можете дать напутствие ему. - Что нам пригодится для успешной работы на уроке? | Проверяют готовность Слушают Высказывания (в цирке, в театре) Высказывают пожелания Высказывают мнение Высказывают мысли | Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть…) - понимание причин успеха на уроке - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников. Регулятивные: - волевая саморегуляция - принимать установленные правила. - выполнять действия в устной форме Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. - Использовать в общении правила вежливости |
| ||
- Давайте проверим домашнее задание Выразительное чтение стихотворения А. Барто «Перед сном» - От чьего имени написано стихотворение? - О чём хочет поговорить с мамой герой стихотворения? - Какова главная мысль стихотворения? - Чтобы вы посоветовали родителям этой девочки? - А как вы проводите время со своими родителями? | - от имени ребенка - о чем угодно, просто поговорить - Ребёнку не хватает внимания родителей. - больше времени проводить с ребенком Ответы детей. | Познавательные: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях и словаре); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
| ||
На доске слово «Взаимопонимание» - Известно вам значение этого слова? - Возникает затруднение? - На какой же вопрос предстоит нам ответить на уроке? - Какое отношение может иметь слово взаимопонимание к нашему уроку литературного чтения? -Чему посвящены произведения этого раздела? -Какова тема этих произведений? -Хотели бы вы и дальше окунуться в мир отношений детей с родителями, почувствовать то, что переживают герои? -Может ли кто из вас сказать, какая тема нашего урока? | Дети пытаются объяснить. - да - Что такое взаимопонимание? (совместное формирование цели) - будем искать ответ на вопрос в произведении - семья - Что такое взаимопонимание? | Познавательные: Постановка проблемы, умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях и словаре); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
| ||
А теперь давайте посмотрим, что общего у все книг на выставке? (Выставка книг: «Кот в сапогах», «Англичанин Павля», «Сестра моя Ксения», «Он живой и светится», «Бы…») -Что вы знаете о Викторе Драгунском? Работа с карточкой единой коллекции ЦОР «Портрет В.Драгунского» . Фронтальная беседа: а) работа с цитатой А. Драгунской. - Каким был писатель, судя по цитате? -Как вы понимаете его девиз «Дружба! Верность! Честь!» б) работа с высказыванием Юрия Нагибина. (читает учитель) - Почему писатель называл В. Драгунского писателем «щедрым и радостным»? -Хотели бы еще узнать о Викторе Драгунском? Метод «Чтение с пометами». Самостоятельная работа с карточками «Биография Виктора Драгунского» При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях.
Проверка. - Что знали раньше? - Откуда это узнали ? - Что узнали нового? Так кто же такой Виктор Драгунский? Каким вы его видите? (составлям кластер) - Сможем ли мы найти ответ на вопрос сегодняшнего урока в произведении В. Драгунского? Почему? Откройте учебник на странице 130 и посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображён? Методический приём Антиципация. -Как вы думаете, где будут происходить события? -Предположите, кто же эта- девочка на шаре? Методический приём Чтение с остановками. 1.Чтение 1 части рассказа про себя. Ответы на вопросы во время остановок. -Кто выступает в роли рассказчика? -Что вы узнали об Алёнке? -Каким вы увидели Дениску? -Какие строчки вызвали улыбку? Как рассказчик добивается улыбки читателя? Узнали ли мы что – нибудь о девочке на шаре? Какая главная мысль первой части? 2.Чтение 2 части рассказа (жужжащее). Лексическая работа. Объясните выражения и слова: Угодил тётеньке Арена Жонглёр Суматоха Не причёска, а нахлобучка Что вы узнали о вкусах Дениски? Когда мы читаем эту часть, то нам кажется, что мы сами находимся там. Слышим звуки цирка, запах, цвета. А в каком эпизоде это особенно хорошо показано? Найдите и прочитайте. Как надо читать отрывок о выступлении жонглера? Какое настроение у зрителей в зале? Какие словосочетания особенно ярко передают настроение? - Узнали ли мы что – нибудь о девочке на шаре? Ответ на вопрос после чтения: -Что больше всего понравилось Дениске в цирке? 3.Чтение 3 части вслух по цепочке. Представьте себе эту девочку. Что в ней было особенного? - Какая музыка сопровождает выступление девочки? Почему тихая музыка и звон колокольчиков понравились Дениске, он же любил все веселое? - Какое открытие поразило Дениску? - Какое желание возникло у мальчика? Почему? Как вы думаете, действительно девочка увидела Дениску? Почему Дениска уже ни на что не хотел смотреть? После чтения для работы в парах задание карточки ресурса ЦОР «Рассказ В. Драгунского Девочка на шаре» (на столах отрывки рассказа) - В каких словах показано отношение автора к этой девочке? Подчеркните цветным карандашом эти строчки. - Какие краски использует автор? - С кем автор сравнивает девочку? - Когда девочка соскочила с шара, какое желание возникло у мальчика? - Почему мальчик испугался? - Когда вышел клоун, почему Дениска зажмурил глаза? - Почему Дениску не развеселило выступление клоуна с петухом? - Что нового вы почувствовали в Дениске? Как вы думаете, каково лексическое значение слова “душа”? Однозначным или многозначным является это слово? Проверим правильность наших ответов по толковому словарю. 4.Чтение 4 части чтение по абзацам. Вопросы после чтения: -Почему Дениске не понравилось выступление львов? -О чём спросил папа? -Чему удивилась мама? 5. Прослушивание 5 части - О чём мечтал всю неделю Дениска? -Как назвал он неделю ожидания? -Сравните, как отнёсся к выступлению циркачей Дениска, а как папа? | - Их автор Виктор Драгунский. - Героем его рассказов был его сын Денис. Дети читают цитату про себя -потому что он отзывчивый человек, писал письма в ответ детям - Самостоятельное чтение биографии с пометами. - ответы детей - ответы детей. -Да, так как это человек, который интересуется жизнью детей их взаимоотношениями с родителями - Девочка на большом шаре - В цирке - Артистка, циркачка, балерина - Дениска - подруга мальчика - ему 8 лет, он учится в школе, простой мальчик - Цирк – это всегда праздник, веселье. - она артистка - Дениска сожалеет о том, что ему уже скоро 8 лет, а в цирке он был всего лишь один раз. - попал - сцена в цирке - цирковой артист - неразбериха - взъерошенные волосы - Любит все яркое, веселье, мороженое - находят в тексте слова, зачитывают - ответы детей - Появился шар. Возможно, на нем будет девочка. Надо читать дальше…. - ответы детей. - ответы детей - Ответы детей. Дети работают с отрывком, выделяют, подчеркивают. - Душа – это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа – человек – это добрый человек. Слово является многозначным - Толкование данного слова читает заранее подготовленный ученик. отвечают отвечают, находят в тексте, сопоставляют, сравнивают. | Познавательные: умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях и словаре); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
| ||
Чтение 6 части хорошо читающими учениками. -Что Дениска узнал об эквилибристке? -Как папа хотел отвлечь Дениску от грустных мыслей? -Почему Дениска предложил уйти? -Предполагал ли это папа? -Почему не смотря на то, что папе было интересно в цирке, он выполнил Денискину просьбу уйти домой? -Как вы считаете, можно ли сказать, что папа понимает Дениску? -Счастливый ли Дениска? Чтение части 7 по цепочке. Ответы на вопросы после чтения. -Что думал Дениска по дороге домой? -Что предложил ему папа? Зачем? -Что понял Дениска, посмотрев на папино лицо? -Переживал ли папа за Дениса? -Как можно назвать отношения отца к сыну? (подводим к слову взаимопонимание) - Что же такое взаимопонимание? | отвечают, находят в тексте, сопоставляют, сравнивают. отвечают, находят в тексте, сопоставляют, сравнивают. - понимание друг друга, уметь слушать и слышать. | Познавательные: умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях и словаре); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
| ||
- Давайте сравним наш вывод со словарем. Найдите значение слова взаимопонимание. Научились ли этому Дениска, папа? Вспомните, как В. Драгунский всегда отвечал на письма детей. Давайте попробуем и мы написать письмо Дениске, что вы тоже его понимаете и переживаете за него. На столах лежат листы, где уже начало письма есть Значит, чему учит нас рассказ Девочка на шаре? | Выполняют работу по словарю, сверяются. Выполняют самостоятельную работу, пишут письмо, зачитывают некоторые письма. - взаимопониманию | Познавательные: умение ориентироваться в словаре; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Личностные: эмоционально «проживать», выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; |
| ||
На уроке мы рассмотрели взаимопонимание между папой и сыном? Кто они друг другу? Это семья. Дома я вам предлагаю составить синквейн на тему семья или написать сочинение «Моя семья» | Слушают | Познавательные: определение основной и второстепенной информации Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя Коммуникативные: понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы |
| ||
- Какую цель ставили? - Удалось ли её достичь? - Что вы считаете важным запомнить? -Где пригодятся вам знания, приобретённые на сегодняшнем уроке? Давайте оценим нашу работу на уроке. Как вы считаете, как вы работали на уроке? Пятёрочка.(Обвести свою ладошку, заранее вырезать). Каждый палец-это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. -Большой палец - для меня важно и интересно. -Указательный палец - мне было трудно. -Средний палец - для меня было недостаточно. -Безымянный палец - моё настроение. - Мизинец - мои предложения. Мы сегодня на уроке нашли ответы на очень важные для себя вопросы. Желаю вам и в дальнейшем побольше находить открытий в мире литературного чтения. | Отвечают Формулируют ответ Отвечают Отвечают Оценивают | Познавательные: рефлексия способов и условий действия Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего мнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305517-1610873445.jpg)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...