Технологическая карта
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока по литературному чтению. Урок открытия нового знания, построенный с использованием технологии критического мышления  с элементами сомооценки и самоконтроля на основе коллективной и парной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx109.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Швецова Татьяна Васильевна

Класс: 3

Предмет Литературное чтение

Прогорамма: «Школа 2100»

Тема урока: Что такое взаимопонимание?  В. Драгунский «Девочка на шаре».

Тип урока:   урок открытия нового знания, построенный  с использованием технологии критического мышления, с элементами самооценки и самоконтроля на основе коллективной и парной работе.

Цель урока:    формировать представление о  взаимопонимании и уважении в семье.

Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока  Учебники.  Карточки с заданиями.

Формы работы с учащимися      Фронтальная.  Парная   Индивидуальная.    

Методы работы с учащимися    методы самостоятельной работы;   методы работы под руководством преподавателя.          

Характеристика этапов урока:

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап. 

Включить учащихся в учебную деятельность.

- Вот опять звенит звонок.

Он позвал нас на урок.

А когда звенит звонок,

Не приглашая на урок?

-Всех прошу вас сесть, друзья,

Ведь без знаний жить нельзя.

Мы начнём сейчас урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

- Пожелайте удачи своему соседу, можете дать напутствие ему.

- Что нам пригодится для успешной работы на уроке?

Проверяют готовность

Слушают

Высказывания (в цирке, в театре)

Высказывают пожелания

Высказывают мнение

Высказывают мысли

Личностные: 

- смыслообразование (Я должен  посмотреть…)

- понимание причин успеха на уроке

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- принимать установленные правила.

- выполнять действия в устной форме

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

- Использовать в общении правила вежливости

  1. Актуализация знаний 

- Давайте проверим домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения А. Барто «Перед сном»

- От чьего имени написано стихотворение?

- О чём хочет поговорить с мамой герой стихотворения?

- Какова главная мысль стихотворения?

- Чтобы вы посоветовали родителям этой девочки?

- А как вы проводите время со своими родителями?

- от имени ребенка

- о чем угодно, просто поговорить

- Ребёнку не хватает внимания родителей.

- больше времени проводить с ребенком

Ответы детей.

Познавательные:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях и словаре);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Личностные:

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

  1. Постановка учебной задачи 

 

На доске слово «Взаимопонимание»

- Известно вам значение этого слова?

- Возникает затруднение?

- На какой же вопрос предстоит нам ответить на уроке?

- Какое отношение может иметь слово взаимопонимание к нашему уроку литературного чтения?

-Чему посвящены произведения этого раздела?

-Какова тема этих произведений?

-Хотели бы вы и дальше окунуться в мир отношений детей с родителями, почувствовать то, что переживают герои?

-Может ли кто из вас сказать, какая тема нашего урока?

 Дети пытаются объяснить.

- да

- Что такое взаимопонимание? (совместное формирование цели)

- будем искать ответ на вопрос в произведении

- семья

- Что такое взаимопонимание?

Познавательные:

Постановка проблемы, умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях и словаре);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Личностные:

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

  1. Открытие нового знания

А теперь давайте посмотрим, что общего у все книг на выставке?

(Выставка книг: «Кот в сапогах», «Англичанин Павля», «Сестра моя Ксения», «Он живой и светится», «Бы…»)

-Что вы знаете о Викторе Драгунском?

Работа с карточкой единой коллекции ЦОР «Портрет В.Драгунского» .

Фронтальная беседа:

а) работа с цитатой А. Драгунской.

- Каким был писатель, судя по цитате?

-Как вы понимаете его девиз «Дружба! Верность! Честь!»

б) работа с высказыванием Юрия Нагибина. (читает учитель)

- Почему писатель называл В. Драгунского писателем «щедрым и радостным»?

-Хотели бы еще узнать о Викторе Драгунском?

Метод  «Чтение с пометами».

Самостоятельная работа с карточками «Биография Виктора Драгунского»

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях.

  • – уже знал
  • - узнал новое
  • ? – хочу узнать

Проверка.

- Что знали раньше?

-  Откуда это узнали ?

- Что узнали нового?

Так кто же такой Виктор Драгунский? Каким вы его видите? (составлям кластер)

C:\Users\User\Desktop\кластер.jpg

- Сможем ли мы найти ответ на вопрос сегодняшнего урока в произведении В. Драгунского? Почему?

Откройте учебник на странице 130 и посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображён?

Методический приём Антиципация.

-Как вы думаете, где будут происходить события?

-Предположите, кто же эта- девочка на шаре?

Методический приём Чтение с остановками.

1.Чтение 1 части рассказа про себя.

Ответы на  вопросы во время остановок.

-Кто выступает в роли рассказчика?

-Что вы узнали об Алёнке?

-Каким вы увидели Дениску?

-Какие строчки вызвали улыбку?

Как рассказчик добивается улыбки читателя?

Узнали ли мы что – нибудь о девочке на шаре?

Какая главная мысль первой части?

2.Чтение 2 части рассказа (жужжащее).

Лексическая работа.

Объясните выражения и слова:

Угодил тётеньке

Арена

Жонглёр

Суматоха

Не причёска, а нахлобучка

Что вы узнали о вкусах Дениски?

Когда мы читаем эту часть, то нам кажется, что мы сами находимся там. Слышим звуки цирка, запах, цвета.                                                                                                                                  А в каком эпизоде это особенно хорошо показано? Найдите и прочитайте.

Как надо читать отрывок о выступлении жонглера?

 Какое настроение у зрителей в зале?

Какие словосочетания особенно ярко передают  настроение?                                                             - Узнали ли мы что – нибудь о девочке на шаре?

Ответ на вопрос после чтения:

-Что больше всего понравилось Дениске в цирке?

3.Чтение 3 части вслух по цепочке.

Представьте себе эту девочку. Что в ней было особенного?        

- Какая музыка сопровождает выступление девочки? Почему тихая музыка и звон колокольчиков понравились Дениске, он же любил все веселое?

- Какое открытие поразило Дениску?

- Какое желание возникло у мальчика? Почему?                                                                                Как вы думаете, действительно девочка увидела Дениску?                                                        Почему Дениска уже ни на что не хотел смотреть?

После чтения для работы в парах задание карточки ресурса ЦОР «Рассказ В. Драгунского Девочка на шаре»  (на столах отрывки рассказа)

- В каких словах показано отношение автора к этой девочке? Подчеркните цветным карандашом эти строчки.

- Какие краски использует автор?

 - С кем автор сравнивает девочку?

- Когда девочка соскочила с шара, какое желание возникло у мальчика?

- Почему мальчик испугался?                                                                                                            - Когда вышел клоун, почему Дениска зажмурил глаза?                                                                                                                                            - Почему Дениску не развеселило выступление клоуна с петухом?                                                                    - Что нового вы почувствовали в Дениске?

Как вы думаете, каково лексическое значение слова “душа”? Однозначным или многозначным является это слово?

 Проверим правильность наших ответов по толковому словарю.

4.Чтение 4 части чтение по абзацам.

Вопросы после чтения:

-Почему Дениске не понравилось выступление львов?

-О чём спросил папа?

-Чему удивилась мама?

5. Прослушивание 5 части

- О чём мечтал всю неделю Дениска?

-Как назвал он неделю ожидания?

-Сравните, как отнёсся к выступлению циркачей Дениска, а как папа?

- Их автор Виктор Драгунский.

- Героем его рассказов был его сын Денис.

Дети читают цитату про себя

-потому что он отзывчивый человек, писал письма в ответ детям

- Самостоятельное  чтение биографии с пометами.

- ответы детей

- ответы детей.

-Да, так как это человек, который интересуется жизнью детей их взаимоотношениями с родителями

- Девочка на большом шаре

- В цирке

- Артистка, циркачка, балерина

- Дениска

- подруга мальчика

- ему 8 лет, он учится в школе, простой мальчик

- Цирк – это всегда праздник, веселье.

- она артистка

- Дениска сожалеет о том, что ему уже скоро 8 лет, а в цирке он был всего лишь один раз.

- попал

- сцена в цирке

- цирковой артист

- неразбериха

- взъерошенные волосы

- Любит все яркое, веселье, мороженое

- находят в тексте слова, зачитывают

- ответы детей

- Появился шар. Возможно, на нем будет девочка. Надо читать дальше….

- ответы детей.

- ответы детей

- Ответы детей.

Дети работают с отрывком, выделяют, подчеркивают.

- Душа – это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа – человек – это добрый человек. Слово является многозначным

- Толкование данного слова читает заранее подготовленный ученик.

отвечают

отвечают, находят в тексте, сопоставляют, сравнивают.

Познавательные:

умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях и словаре);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Личностные:

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

  1. Первичное закрепление 

 

Чтение 6 части хорошо читающими учениками.

-Что Дениска узнал об эквилибристке?

-Как папа хотел отвлечь Дениску от грустных мыслей?

-Почему Дениска предложил уйти?

-Предполагал ли  это папа?

-Почему не смотря на то, что папе было интересно в  цирке, он выполнил Денискину просьбу уйти домой?

-Как вы считаете, можно ли сказать, что папа понимает Дениску?

-Счастливый ли Дениска?

Чтение части 7 по цепочке.

Ответы на вопросы после чтения.

-Что думал Дениска по дороге домой?

-Что предложил ему папа? Зачем?

-Что понял Дениска, посмотрев на папино лицо?

-Переживал ли папа за Дениса?

-Как можно назвать отношения отца к сыну?  (подводим к слову взаимопонимание)

- Что же такое взаимопонимание?

отвечают, находят в тексте, сопоставляют, сравнивают.

отвечают, находят в тексте, сопоставляют, сравнивают.

- понимание друг друга, уметь слушать и слышать.

Познавательные:

умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях и словаре);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Личностные:

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону 

- Давайте сравним наш вывод со словарем.

Найдите значение слова взаимопонимание.

Научились ли этому Дениска, папа?

Вспомните, как В. Драгунский всегда отвечал на письма детей. Давайте попробуем и мы написать письмо Дениске, что вы тоже его понимаете и  переживаете за него.

 На столах лежат листы, где уже начало письма есть

Значит, чему учит нас  рассказ Девочка на шаре?

Выполняют работу по словарю, сверяются.

Выполняют самостоятельную работу, пишут письмо, зачитывают некоторые письма.

- взаимопониманию

Познавательные:

умение ориентироваться в словаре;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Личностные:

эмоционально «проживать», выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 

 

На уроке мы рассмотрели взаимопонимание между папой и сыном? Кто они друг другу? Это семья. Дома я вам предлагаю составить синквейн на тему семья или написать сочинение «Моя семья»

Слушают

Познавательные:

определение основной и второстепенной информации

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

Коммуникативные:

понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

- Какую цель ставили?

- Удалось ли её достичь?

- Что вы считаете важным запомнить?

-Где пригодятся вам знания, приобретённые на сегодняшнем уроке?

Давайте оценим нашу работу на уроке.

Как вы считаете, как вы работали на уроке?

Пятёрочка.(Обвести свою ладошку, заранее вырезать).

Каждый палец-это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

-Большой палец - для меня важно и интересно.

-Указательный палец - мне было трудно.

-Средний палец  - для меня было недостаточно.

-Безымянный палец - моё настроение.

- Мизинец - мои предложения.

Мы сегодня на уроке нашли ответы на очень важные для себя вопросы. Желаю вам и в дальнейшем побольше находить открытий в мире литературного чтения.

Отвечают

Формулируют ответ

Отвечают

Отвечают

Оценивают

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению

Коммуникативные:

использовать простые речевые  средства для  передачи своего мнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...