Праздник "Прощай, Азбука!"
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Яшина Надежда Георгиевна

Внеклассное мероприятие "Прощай, Азбука!"  разработано для первоклассников , которое  является итоговым занятием  обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchay_azbuka.docx37.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Сценарий праздника "Прощай,  азбука!"

Звучит песня «Ужасно интересно»….(дети, читающие стихотворения, выстраиваются)

Ученик 1: Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.

Ученик 2: Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.

Ученик 3: Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.

 Ученик 4: Сегодня, друзья, мы сюда собрались,

  Чтоб доброе слово сказать

   Тому, кто был другом,

   Кто каждый свой час

   Молчал, но учил нас трудиться.  

 

Ученик 5: Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука. .    
(Показывает «Азбуку»)

Ученик 6: Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.

Ученик 7: Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.

Дорогие ребята, мы получили письмо от коллектива авторов, которые создали для нас Азбуку.

Дорогие ребята!
Поздравляем вас с окончанием первого учебного курса – Азбуки. Если бы наша Азбука умела говорить, она обратилась бы к вам с такими словами:

Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про все:
Про реки и моря,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет тепло и газ.
Ещё раз поздравляем вас и желаем вам дальнейших успехов.

Дети поют частушки 

  1. Мы собрали пап и мам,
    Но не для потехи.
    Мы сегодня рапортуем
    Про своих успехи.
  2. Елочки-сосёночки
    Колкие, зеленые,
    Все ребята – первоклашки
    В Азбуку влюбленные!
  3. Мы в нарядах нынче новых,
    И у всех счастливый вид,
    Ведь сегодня мы досрочно
    Изучили алфавит!
  4. Разбудите меня ночью,
    В самой серединочке,
    Расскажу вам алфавит
    Без одной запиночки.
  5. Буквы гласные мы любим
    И все больше с каждым днем.
    Мы не просто их читаем –
    Эти буквы мы поем!
  6. Ах, ты бабушка, моя,
    Снова не согласна!
    Ты запомни навсегда,
    Есть лишь десять гласных.
  7. Тыщу слов в минуту нынче,
    Как машинка я строчу.
    Я любую  вашу книжку
    Одним махом “проглочу”!
  8. С Азбукой кто не в ладу,
    С тем я дружбу не веду.
    У меня характер крут –
    Уважаю с детства труд!
  9. Почему у малышей
    Мокрые реснички?
    Потому что в Азбуке
    Кончились странички.

10.Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется все – алфавит!

                            Звучит песня «Азбука»

Учитель:

-Кто учил вас читать? Да, «Азбука» - это первая книга, которую вы прочли. И мы с ней сегодня не просто простимся, а еще раз пролистаем её страницы.

- С чего начинается «Азбука»? Конечно со сказки.

Инсценировка сказки «Курочка Ряба»  на  новый лад.

Действующие лица: Курочка Ряба, Дед, Баба, Мышка, судьи.

« СКАЗКА  О КУРОЧКЕ РЯБЕ»,

В зале суда.

1-й судья.  Дружно встали. Суд идёт.                          Бабка.      Да, яйцо-то – прямо диво!

                    Собирайся весь народ!                                                 Тяжелёхонько, красиво!

                    Будем мышку мы судить,                                             Мы продать его мечтали,

                    По яичку слёзы лить.                                                    Баксов много обещали ,

                    Дед и баба здесь?                                                           Домик, старую машинку,

                                                                                                             Чтоб возить побольше             .                                                                                                                                     свинкам.

Дед и баба (вместе).  Да, здесь!                                                      Одевалась б от Кардена,

                                                                                                             От Версаче, от Жульена.

2-й судья.  Вы свидетели и есть.                                                     Топик, джинсы и шубейку,

                    Кто истец?                                                                      А для деда – телогрейку…

                                                                                                             В «секонд - хенде» б

                                                                                                                          подыскала,

Ряба.           Ко-ко-ко, я тут уже,                                                       Чтоб деньжат не убывало.

                     Слёзы лью на гараже.                                                    А проклятая-то крыса,

                                                                                                              Шапоклячкина Лариса,

3-й судья.   Где виновница-то наша,                                                 Всю малину обломала!

                     Что яйцо разбила ваше?                                               Всё-то ей, хвостатой мало!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                              Вечно нос суёт свой

                                                                                                                         длинный,                                                                                                                                  

Мышка.      Пи-пи-пи, не знаю я,                                                      Где же мой-то яд

                                                                                                                                крысиный?

                     В чём вина моя друзья?                            

1-й судья.   Кто здесь прав, кто виноват?                    2-й судья.   Вы, бабуля, помолчите!                      

                     Призовём сюда ребят.                                                    И на Мышку не кричите!                                              

                     Дед и баба, выходите,                                                    Есть у нас ещё свидетель,

                     Да всю правду говорите!                                               Бройлер-кура –

                                                                                                                            благодетель,  

                                                                                                               Что яичко вам снесла,

Дед и баба (вместе). Клянёмся говорить правду                             Что вам счастья

                      и только правду, и ничего, кроме                                              принесла.

                      правды!                                                      Ряба.            Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

                                                                                                                Я питалась плохенько,

Дед.              За горами, за долами,                                                      Яйца несла слабенько.

                      За высокими лесами,                                                      А как с фермы повезли

                      Жили с бабкой мы в селе.                                              Брюкву, репу, бураки,

                      Поросяток разводили,                                                    Я, конечно, сил набрала,

                      С фермы пищу нам возили:                                           Потолстела, замечтала,

                      То телегу, то и две                                                          Что яйцо снесу простое -

                      Привозили при луне.                                                      Получилось - золотое.

                      Раз купили мы несушку,                                                Так зачем же мне такое,

                      Вроде – курочку-старушку.                                           Золотое, не родное?

                      О цыплятках мы мечтали,                                              Если всех бы так

                                                                                                                          кормили,

                      Мы давно их не видали.                                                  Все б Шварценеггерами

                                                                                                                                Были.

Бабка.          Мы кормили хорошо,                              3-й судья. ( Мышке)     

                      Не жалели ей зерно.                                                        Что вы скажете в

                      И несушка нам в ответ                                                        защиту?                    

                      Принесла яйцо в обед.                             Мышка.    И не крыса я, а мышь,

                      А яичко не простое,                                                 В грызунах-то  

                                                                                                                         разберитесь!

                    А такое вот – большое.                                               Всё скажу как на духу,

                                                                                                          Ничего не утаю.

Дед.             Небывалой высоты                                                     Бабка о золоте мечтала

                     И невиданной длины.                                                И на рынок убегала.

                     Днём свет божий затмевает,                                       Позабыла про яйцо,

                     Ночью избу освещает.                                                Положила на крыльцо.

                     И светило, и играло,                                                  Мы с дедулей в час дневной,

                     И соседей восхищало.                                                Позабыв про сон, покой,

                                                                                                                                                               Сериал один смотрели,                                                                                                                                  

                                                                                                          Чипсы с сыром дружно ел.                        

                                                                                                          Вдруг рекламу показали,                    

                                                                                                        «Кити-кэт» мы там узнали.                                                          

                                                                                                          Прибежал тут кот Борис,                                                                                  

                                                                                                          Стал гонять дворовых крыс.

                                                                                                          С ними вместе удирала и    

                                                                                                                  яичко не видала.                                              

   1-й судья.   Да, реклама виновата!                                            

                     Мы с судом посовещались и решили:                      

                     Мышку надо оправдать,                                          

                     А рекламу наказать.

                     Куре Рябе дать совет:                                                

                     Чтоб несла не золотые,                                                

                     А с сюрпризом, «киндерные».                                                                                                    

                     Будем мы их собирать            

                     И детишкам отправлять

          Дед и баба (вместе). Ну а нам-то, ну а нам?                                                

                                                                                                                                                                                                       

2-й судья.     А бабуле и дедуле -

                       Собирать Галину Бланку,

                       И на почту спозаранку

                       Отправляйтеся пешком.

                       И конечно, кошельком.

                       Якубович вас там встретит,

                       И на «Поле» вас отметит.

                      Может, кухней одарит

                      Иль в круизик пригласит.

                      Будете вы отдыхать

                      И про куру вспоминать.

         

Учитель:

-В гости к нам пришли все буквы от «А» до «Я».

Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок.        

Мы учили букву «А», мы учили букву «У».

Малыши кричат: «Уа!».  Мы в лесу кричим: «Ау!»

С буквы «А» – арбуз и аист. Мы запомнить постарались.

С буквы «У», у нас ребята, – утка, удочка, утята.

Вот чему на первый раз научился первый класс!

Сценка «Спор букв»

Поспорили буквы, кто из них главнее.

Я: - Я самая главная, потому что Я - это я.

А: - И ничего ты не главная. Ты стоишь в конце алфавита, а я в самом начале.

И еще я пою: ааа, ааа...Я самая главная!

-И мы тоже поем, - выскочили буквы У, О, Э, И, Ы.

-Какие же вы главные, если из вас можно построить всего одно слово — АУ, -

сказала буква М.- А вот вместе со мной можно построить слова МАМА, МЫ,

МИМО, МУ_ МУ.

А вот вышел Ъ: - Я знаю, что я не самая главная буква: никакого звука не обозначаю.

Но и я иногда приношу пользу: могу разделять звуки, не даю им сливаться. Все мы делаем одну общую работу: составляем слова. И в этой работе мы помогаем друг другу. Что вы умеете делать, певцы?

-Мы, - хором ответили А,О,У,Э,И,Ы, - обозначаем гласные звуки.

-А что вы еще делаете? - спросил строго Ъ.

-Еще мы показываем, что перед нами стоят твердые согласные звуки.

-А я, - пропищало И, - показываю мягкие!

-Ясно! Все вы делаете две работы. Молодцы! А ты, хвастунишка, что умеешь делать? - спросил Ъ у буквы Я.

-Я показываю, что Я — это я, - ответила буква Я.

-А какую работу ты умеешь делать?

-Я...работу?..Н-н-н-е знаю, - ответила буква Я.

Тогда выскочили, держась за руки, три буквы - Ю, Е, Ё.

-Это наша сестра, но она еще ничего не понимает, - сказала буква Ю и взяла за руку букву Я.

-А что же вы умеете делать? - переспросил Ъ.

-Мы умеем делать три работы, - сказала буква Ю.

-Какие же?

-Первая работа - мы обозначаем гласные звуки (а), (о), (у), (э), - сказала буква Ю.

-Вторая работа, - сказала буква Е, - мы обозначаем, что перед нами мягкий согласный звук.

-А третья работа, - перебила буква Е, - мы можем обозначать сразу два звука: (йа), (йу), (йэ), (йо).

-Ну, вы совсем молодцы: три работы делаете! - похвалил их Ъ.

Учащиеся поют песню Б.В.Заходера «Песенка – азбука»,

Учитель:    Милая «Азбука», ты, наверное, устала, пока детям помогала освоить грамоту. Посиди, отдохни, а ребята покажут, чему они научились.

1-й ученик:  Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам,

 Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

2-й ученик:   Ель, топор, лопата, руки -

В каждом слове слышны звуки.  

 Звуки эти разные:

 Гласные, согласные.

3-й ученик:  Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке сестренку баюкать.

                         Но не желают свистеть и ворчать.

4-й ученик:А согласные согласны

                         Шелестеть, шептать, скрипеть,

                         Даже фыркать и шипеть,

                         Но не хочется им петь.

5-й ученик: Дружат гласные с согласной,-

Составляют вместе слог.

«Ма» и «ма», а вместе «мама»

К нам явились на урок.

6-й ученик:      Прапрадедовской порой

                          Стали буквы в четкий строй.

                         Строй как строй,

                         Да не простой.

7-й ученик:  Был он прозван АЛФАВИТ

                          И повсюду знаменит.

                          До сих пор с него, как встарь,

                           Начинается букварь.            

8 - ученик      Ты эти буквы заучи,

                          Их три десятка с лишним,

                           Но для тебя они — ключи

                           Ко всем хорошим книжкам.

 В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку.

В любой рассказ найдешь ты путь,

Войдешь в любую сказку

Прочтешь ты книги о зверях,

Растеньях и машинах,

Ты побываешь на морях

И на седых вершинах.

9-й ученик:   Буквы стали строго в ряд, будто на линейке,

                          Каждый знает свое место и уйти не смеет.

                           Все они стоят красиво, по порядку, посмотри,

                           Ну, а ты теперь сумеешь повторить все 33?

10-й ученик:  Буквы разуму верны,

                          И за это им даны

                          Высочайшие права

                          Образовывать слова.

11-й ученик:   Вы подумайте о чуде:

                        Сколько букв - сестер родных?

                         Тридцать три!

                        А сколько люди

                         Могут слов сложить из них!

Учитель: А чтобы вы все это запомнили, чтобы вы знали и не забывали то, чему вас научила Азбука, к вам пришел помощник, с которым вы, дети, будете дружить теперь долгие школьные годы. Это Русский язык. (входит ребенок «Русский язык», здоровается и представляется)

Я великий и могучий!

Я сильный, умный и родной!

Будешь ты меня заучивать,

Ведь без меня ты, друг, чужой.

Тебе я нужен, нужен очень.

Ввек не расстанусь я с тобой.

Русский язык: Хочу я дети вас послушать,

А теперь выходите буквы: А, Я, О, В, С, Н, К.

Попробуйте встать в таком порядке, чтобы образовалось слово. (Овсянка)

Сценка “Овсянка”

– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
– Как я люблю овсянку!
– И я люблю!
– Она жёлтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это– вкусная?
– Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!
– Да ты про что говоришь?
– Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?
– И я про овсянку!
– Ты про какую овсянку?
– Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела?
– Какая каша? Не каша, а птица!
– Птица овсянка, что ли? Не слыхал про такую.
– Идем ко мне – мою овсянку слушать!
– Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

Учитель: Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? С какими многозначными словами мы встречались на страницах Азбуки? (Коса, ручка, ножка, замок)

Русский язык: Спасибо, дети. Я очень доволен вами. Хочу посидеть с вами и посмотреть еще немного на вас. Разрешите?

Учитель: А как много пословиц и поговорок сложили из букв русские люди. Составьте пословицы и поговорки о слове, языке, общении, культуре речи.

-За словом в карман не полезет.

 -По речи узнают человека.

-Меньше говори, да больше делай.

 -Не спеши языком, торопись делом.

Учитель:  Как же мы будем с вами обходиться без нашей Азбуки? Что вы будете читать?

(Выходит ученик с учебником «Литературное чтение»)

  А вот пришел наш новый друг. Зовут его «Литературное чтение». По этой книге мы продолжим работу после «Азбуки».

                           Вам мое почтение!

                          Я – Литературное чтение.

                          Полистай мои страницы:

                          Здесь стихи и небылицы.

                          Сказки, басни, прибаутки,

                          Поговорки, даже шутки.

                          Пушкин, Лермонтов, Толстой…

                          Да, учебник непростой.

                          Там много интересного,

                           Пока вам неизвестного.

Учитель:  Чтение приготовило для вас несколько заданий.( за правильные ответы ученики получают жетончики)

Злой волшебник Звукомор заколдовал стихи. Расколдуйте их.

1.Уронили зайку (мишку) на пол,

   Оторвали зайке (мишке) лапу…

2.Идет медведь (бычок) качается…

3.Наша Лена (Таня) громко плачет:

   Уронила в печку (речку) мячик.

   Тише, Леночка (Танечка), не плачь…

4.Зайку бросила лентяйка (хозяйка)…

5.Синеет море перед нами,

    Летают майки (чайки) над волнами.

6.Говоря, один рыбак

   В речке выловил башмак.

   Но зато ему потом

   На крючок попался дом (сом).

7.Врач напомнил дяде Мите:

  - Не забудьте об одном:

   Обязательно примите

   Десять цапель (капель) перед сном!

Учитель

- Теперь вы сами можете читать стихи, рассказы, сказки, в любой момент встречаться с любимыми литературными героями. Отгадайте, о ком идёт речь.


Всем по сказке интересной

Мальчик - луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовётся… (Чиполлино).


Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор … (Айболит).


Работать умела красиво и ловко

В деле любом проявляла сноровку.

Хлеба пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла.

Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)  


Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали ее? (Красная шапочка)


У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.

Он имел предлинный нос.
Что за сказка? Вот вопрос? (Буратино)


На ней жениться хочет

Слепой и жадный Крот.

Мышь над ней хохочет,

А ласточка спасет!

Подскажи мне, Вовочка,

Кто это? (Дюймовочка)


Удивляется народ:

Печка едет наперёд.

А Емеля на печи ест большие калачи.

Чай сам наливается по его хотению,

А сказка называется…(По щучьему велению)


Укатился он из дома

По дороге незнакомой…

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

Говорливый, простодушный

И румяный…(Колобок)

Т

акое лишь в сказке волшебной случается,

Карета из тыквы большой получается!

В чудесном наряде, легка, словно перышко,

Со сказочным принцем знакомится…(Золушка)

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт

И в дороге слёзы льёт.

(Бабушка Федора)

Каланчей и Великаном

Прозван был не зря герой,

Средь толпы детей и взрослых

Видеть мог его любой.

(С. Михалков «Дядя Степа»)

Девочка-крошка в цветке появилась,

Осенью в норке мышиной жила,

Листьями, мхом и теплой водичкой

Ласточку-птичку от смерти спасла.

И в благодарность на крыльях в мир эльфов

Птица ту девочку отнесла.

(Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»)

Жадность старухи наказана будет,

Старик ей богатства никак не добудет.

Рыбка златая шепнула в след,

Старче принес для старухи привет.

(«Золотая рыбка» А.С. Пушкин)

Учитель:

-Вот мы и пролистали все страницы АЗБУКИ. Многому мы научились за это время.

Ученики 1 класса прочли первую в своей жизни книгу.

Азбука: 
Закончена Азбука.
Буквы мы знаем.
Стихи и рассказы
Свободно читаем.
Добру нас учила
Русская речь.
И мы её будем
Любить и беречь!

Стихи:
1. Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.

2. Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора!

3. Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.

4.Позади нелегкий труд

 Слогового чтения:

 Нам сегодня выдают

  У-до-сто-ве-ре-ни-я!

Ученик читает стихотворение В.Берестова «Читалочка».

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай еще страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и прочитать.

Ученик:                                             Спасибо, Азбука, за всё,

Что сделала для нас!

За слово первое твоё, за стих,

За первый твой рассказ.

Нас научила ты читать, писать,

Слова на слоги разбивать.

Прошли с тобой от «А» до «Я»,

И с нами будешь ты всегда!

Учитель:

-Самое интересное в жизни первоклассников только начинается. Теперь они прочтут любые книги. Чему они будут учиться мы узнаем из песни.

Исполнение песни «Чему учат в школе».

Дети хором:

До свиданья! До свиданья! А на следующий год

Азбука читать научит тех, кто в 1 класс придёт.

Песня  «Голубой вагон»  ( переделанная)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с  элементами нотной грамоты.   В форме игры мале...

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Азбука, азбука каждому нужна..

Азбука, азбука каждому нужна... (УРОК МУЗЫКИ)...