Сергей Есенин «Я покинул родимый дом…»
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему

Бишовец Наталья Николаевна

Открытый урок по литературному чтению. С. Есенин "Я покинул родимый дом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrutyy_urok_esenin.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Маршальская средняя общеобразовательная школа

Авторская методическая разработка учителя начальных классов

Бишовец Натальи Николаевны

Урок - презентация по литературному чтению

на тему:

 «Я покинул родимый дом…»

     

Тип урока: урок изучения нового произведения.

Тема урока:  Сергей Есенин «Я покинул родимый дом…»

Цель урока:  

  • Продолжать знакомить учащихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, со своеобразием лирики поэта;
  • учить понимать основное настроение стихотворения. Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном произведении;
  • показать глубину, пронзительность, красоту, напевность, задушевность поэзии С.Есенина;
  • продолжать учить детей понимать суть произведения, развивать поэтический вкус, образное мышление.
  • прививать любовь к Родине, природе, учить понимать и ценить природу;
  • обогащать активный словарь учащихся. Совершенствовать выразительность чтения;

Оборудование: портрет С. Есенина, компьютерная презентация, выставка детских рисунков.

Учебник: Родная речь 4 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, М.: Просвещение,2010г.

 Ход урока:  

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

                - Что было задано на дом?

Чтение отрывков из стихотворения «Лебёдушка», вывешивание рисунков учащихся на доску.

  1.   Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1.

  1.   Работа над новым материалом.

Слайд 2.

         - Послушайте, что сказал Николай Браун о поэте Сергее Есенине.

В этом имени слово – «осень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что – то есть в нём от русских песен

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь – рассвет.

Что – то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут – «Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…»

   Слайд 3.

                - Глядя на портрет, что можно сказать о поэте?

(У него добрый, задумчивый взгляд, белокурые волосы, голубые глаза смотрят далеко вперёд.)

                - Вспомните, какие стихи С.Есенина вы уже читали и учили наизусть?

(«Черёмуха», «Берёза», «Ночь», «Воробышки»…)

        - Сейчас я вам зачитаю отрывки из некоторых его стихотворений, а вы вспомните их названия.

Слайд 4 - 11.

                           Тихо дремлет река.

                          Тёмный бор не шумит.     

          Соловей не поёт,

                         И дергач не кричит…              (Ночь.)

         На пушистых ветках

        Снежною каймой

        Распустились кисти

                                                          Белой бахромой.          (Берёза.)

                       Поёт зима – аукает,

                      Мохнатый лес баюкает

                     Стозвоном сосняка…                 (Воробышки.)  

                                                          Кругом роса медвяная

           Сползает по коре,

         Под нею зелень пряная

         Сияет в серебре…               (Черёмуха.)

        - У Есенина есть любимые образы природы. Как вы думаете какие?

(Берёза, белоствольная берёза, черёмуха…)

        - А сейчас послушайте отрывки из его автобиографии то, что говорил о себе сам поэт. (Сообщение ученика)

Слайд 12.

                                                       - Есенина часто называют деревенским поэтом?

        - Как вы это понимаете?

 (Он очень любил своё село Константиново, поля, луга. Написал много стихотворений о селе, о животных. Он и природа для него это единое целое. Он не мыслил себя без природы.)

Слайд 13.

        - Сегодня вы услышите ещё одно стихотворение С.Есенина, оно совсем иное, чем стихи, которые мы уже читали, это стихотворение – боль, стихотворение – предчувствие. «Я покинул родимый дом…»

          Работа с учебником.

        а) Чтение стихотворения учителем.

                                                        - Какое настроение вызвало это стихотворение?

 (Тоскливое, грустное, печальное.)      

                                                       - Как по-новому раскрывается перед нами поэт в этом стихотворении?

 (Мы чувствуем его тоску, сердечную боль от того, что он покидает родимое место. Душа его разрывается на части, слёзы застилали глаза. Душа и сердце живут образами…).

         - О чём он жалеет?

 (Он уезжает из своего села, ему будет тоскливо без людей живущих с ним. Ему жалко оставлять старый клён. Жаль любимую природу.)

        - О чём это стихотворение? (Это стихотворение о малой родине, а без любви к малой не может быть любви к большому.)

        - Это раннее стихотворение. Для раннего Есенина родиной является село Константиново, поля, луга.

        - Как вы думаете, какова идея этого стихотворения? Основная мысль?

 (Он показал, как глубоко он любит свою родину.)

        - Есенин, пожалуй, единственный поэт, через всё творчество которого проходит только одна тема, тема Родины.

И эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Есенина:

Слайд 14.

Я люблю родину.

Я очень люблю Родину!

        - Сейчас мы с вами отдохнём. Физминутку мы проведём в необычной форме.

                                                 - Больше 120 стихотворений Есенина положены на музыку. Мы послушаем песню «Отговорила роща золотая…».

                                                           - Расслабьтесь, закройте глаза, вслушайтесь.                                                          

   (Прослушивание песни.)

                                                       - Понравилась песня?

                                                       - Какие чувства она вызвала у вас?        

                                               б) Хоровое чтение.

                                                           - Мы с вами говорили о том, что у Есенина были любимые образы природы. Какие образы называет Есенин?

(Берёза, белоствольная берёза, черёмуха…)

                                                           - В этом стихотворении нам автор называет ещё один любимый образ. Назовите его.

Слайд 15.

(Старый клён)

                                                          - В описании образов родины автор использует различные средства художественной литературы. Какие? (Олицетворение, метафора).

                                                           - Что такое олицетворение?  Найдите их в тексте, назовите.

                                                        - Что такое метафора? Найдите их в тексте, назовите.

        - В этом стихотворении Есенин использует любимые эпитеты. Что такое эпитет? Найдите их в тексте.

 (Голубая Русь, яблоневый цвет.)

     

 Слайд 16.

        - Сейчас мы выразительно прочитаем это стихотворение. Давайте передадим голосом грусть, тоску которую испытывает поэт покидая родимый дом.

                              в) Выразительное чтение детьми (про себя).

        - А теперь послушайте, как может звучать это стихотворение. Читает ученик.

  1.  - В заключение урока подведём итог:

- Как вы думаете,  для чего он написал это стихотворение?        

(Есенин показал свою любовь и через это стихотворение он учит нас любить Родину.)

  1. Резерв.

        - Давайте послушаем ещё одно стихотворение, из которого, мы ещё раз услышим его безграничную любовь к родине. «Гой ты, Русь, моя родная… » (Чтение стихотворения подготовленным учеником).

  1. Оценки за урок.

Слайд 17.

  1. Д/з. Выучить стихотворение наизусть, нарисовать старый клён (любимый образ поэта).

Слайд 18.

Использованная литература:

Литература: Большой справочник для школьников/ Э.Л.Безносов, Э.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др.-2-е изд.-М.: Дрофа, 1999.

Окулова Г. Е. Слово о писателе – на урок. Часть 2.- Оса: 1995.

Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя. Учебно-методическое пособие/ Урал.гос.пед.ун-т.-Екатеринбург, 2002.

Шер Н.С. Родные поэты, изд. -М.: «Детская литература» .

С.Есенин. (Автобиография)

               Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове, Рязанской губернии. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Фёдоровна .

          Детство прошло среди полей и степей…

        Рос под призором бабки и деда… Стихи начал слагать рано, с 9 лет. Толчки дала бабка. Она рассказала сказки. Некоторые с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам…

        Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах…

Вместе с дядей ездил поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она с кругами отплывала от их ртов.

        В 19 лет попал в Петербург… Зашёл к Блоку, Блок свёл меня с Городецким. А Городецкий с Клюевым. Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени стали печатать меня, а осенью появилась моя первая книга «Радуница».

Гой ты, Русь, моя родная,

 Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке

На приволь зелёных лех,

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою.»

 

Авторская презентация

 учителя начальных классов

Бишовец Натальи Николаевны

по литературному чтению

на тему:

Сергей Есенин «Я покинул родимый дом…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит  развитие ...

Сергей Есенин. Презентация.

       «Не забудьте поразить чувство ученика тогда, когда вы захотите укоренить что-либо в его уме. Мы часто говорим: «Я помню это потому, что это поразило меня в детс...

Урок в 4 классе по литературному чтению.Сергей Есенин "Лебёдушка".

Данный мтериал содержит конспект урока по чтению в 4 классе по УМК "Школа России"....

Праздник в начальной школе «Знакомый Ваш, Сергей Есенин», посвящённый 120-летию С.А. Есенина, 03.10.2015

Праздник в начальной школе «Знакомый Ваш, Сергей Есенин», посвящённый 120-летию С.А. Есенина, 03.10.2015...

Урок литературного чтения: «Творчество С.А. Есенина. Сергей Есенин «Черёмуха»

Урок-проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся развивать самостоятельность даже при подготовке к уроку - учитьс...

Конспект урока С.А. Есенин. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом…», 3 класс

По данной ссылке вы можете сказать презентацию и все необходимые файлы для урока.https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-sa-esenin-stihi-o-rodine-otrivki-ya-pokinul-rodimiy-dom-kl...