Конспект урока по литературному чтению А.Куприн "Слон"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Урок открытия нового знания по учебнику Р.НБунеев, Е.В. Бунеева Литературное чтение "В океане света"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_a.kuprin.docx45.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Учитель начальных классов Швецова Т.В.

 Класс: 4 а              

 Дата: 01.02.16

Программа УМК «Школа 2100»

Автор учебника:  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева  Литературное чтение «В океане света» Баласс, 2013г

Тема урока: А.Куприн «Слон» (часть1-3)

Тип урока:  Урок открытия новых знаний.

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

 учить  понимать замысел и творчество взрослого автора;

Задачи:  

  1. показать красоту человеческих отношений внутри семьи и вне её, красоту мечты и  поведенческие изменения при её  достижении;
  2. пробудить желание у учащихся  и стремление делать добро;
  3. помочь ученикам понять глубокие гуманистические идеалы, которые несёт изучаемое произведение.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: давать развернутый ответ на вопросы;

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться в тексте.

4. Соотносить иллюстрацию с текстом.

Личностные результаты

1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать  в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная,  групповая,

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  презентация, портреты писателей, карточки с биографией. 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Эмоциональный настрой.

  Здравствуйте, присаживайтесь! Ребята кроме здоровья я хочу пожелать вам быть активными, трудолюбивыми и помните - вы самые талантливые ученики.

Поприветствуют улыбкой гостей, желают друг другу мысленно удачи и   тихо  садятся за парты.

Личностные УУД

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные  УУД  Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

“Верите ли Вы”

Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?

Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?

Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?

-  Тогда вперед и  желаю удачи!

- Дети высказывают свои варианты

III.Постановка учебной задачи

- А теперь нужно узнать имя писателя, о котором пойдет сегодня речь.

Поможет нам в этом игра

«Кто же он?»

Первое описание: Его настоящая фамилия Алексей Алексеевич Перовский. В 1829 году он опубликовал прославившую его сказку, написанную для племянника Алёши — первую в истории русской литературы книгу о детстве.

Второе описание: Этот писатель заключил шуточное пари с Жуковским. Он очень любил слушать сказки своей няни.

Третье описание: этот автор написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир».  Это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Герой одного из его рассказов был труслив.  

Четвертое описание:  Этот автор рассказал нам историю, которая произошла в августе, около Малых Вежей.

  - Кто знает имя этого писателя?

- На доске портреты писателей: Пушкин, Погорельский, Куприн, Некрасов, Ушинский.

Задача: Узнать, кого описывает учитель.

Итог: на слайде остается портрет Куприна.

Антоний Погорельский

Пушкин

Ушинский

Дедушка Мазай и зайцы» Некрасов

А.Куприн

Коммуникативные  УУД  Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные  УУД  

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

IV. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

- Давайте узнаем о жизни писателя

Прием «Чтение с пометками»

- При чтении биографии, дети выделяют цветом текст (слайд 3)

- Что узнали? (слайд 4)

- О ком писал А. Куприн?

- Многие любимые животные войдут в рассказы Куприна, такие как, например, “Ю-ю чудесный город”, “Белый пудель”, Изумруд Мэри.. ”, “Барбос и Жулька” и др.

- Вы видите эти книги на экране. (слайд 5)

- Если захотите их прочитать, то где это можно взять книги? 

- Каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер?

-Ребята, а что, по вашему мнению, может подтолкнуть человека, чтобы он начал писать о животных?

А что значит любить животных, где он этому научился

Самостоятельное чтение биографии

- Ответы детей

- О животных

- наблюдательным

Любовь к животным

– надо быть добрым, заботливым

- в семье…

 Познавательные  УУД  

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в тексте

Регулятивные  УУД

принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; понимают важность планирования своей деятельности.

Коммуникативные  УУД  Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

V.Первичное закрепление во внешней речи

- Прочитайте, пожалуйста, строчки стихотворения

Пусть проходят дни, столетья,
Тысячелетья пронесутся –
Доброта и милосердье
Ценностями остаются.

- Какие слова могут подчеркнуть человеческие качества?  

- Как понимаете слово милосердие?

- Какие еще можно подобрать слова?  

- А что эти качества могут сделать с человеком

- А в какие чудеса надо верить!

- Давайте попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с новым произведением.

- доброта, милосердие

- готовность простить, помочь, сострадать

- понимание, отзывчивость, сострадание

- чудо, спасти человека

- ответы детей

Познавательные УУД 

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные УУД

Умение сопоставлять рисунок-произведение.

Регулятивные  УУД

Работать с иллюстрациями к произведениям.

Познавательные  УУД  

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в задании.

Умение пользоваться интерактивной доской

Познавательные  УУД  

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Личностные УУД

Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

 Коммуникативные  УУД  

Выразительно читать и пересказывать текст.

Коммуникативные  УУД  

Умение работать в паре и в группах.

VI.Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа с заглавием

- Откройте учебник, прочитайте название произведения.

- Что вы знаете о слонах? Где живут слоны? 

- Вы сказали, что слон не обитает в нашей стране, а где в России можно встретить слона?

 -  А вы любите цирк? Когда в последний раз ходили в цирк? Кто видел слона? Где его видели? 

Работа с иллюстрацией

- Рассмотрите иллюстрацию, кто изображен?

- Можем мы предположить, где будут происходить события?

1 часть читает учитель.

-  С закрытыми глазками давайте прослушает начало рассказа А.И. Куприна «Слон». И попробуем ответить на вопрос: С чего начинается история?

– Давно ли болеет девочка?

– Чьими глазами мы смотрим на докторов в начале рассказа?

– С какой проблемой столкнулся доктор?

-Какой диагноз поставили врачи?

– Слышали ли вы о такой болезни – равнодушие к жизни?

2 часть. Чтение с остановками

– Можно ли назвать Надю капризной?

– Какая она? Ответьте словами автора.

-Что чувствует мама?

Что чувствует Надя? Как эти чувства передать при чтении?

– Найдите подтверждение тому, что Надя не капризничает, не притворяется, с ней действительно что-то не в порядке.

– Как автор рисует внутреннее состояние отца?

– Правильным ли было мнение, что это любящая семья? Какая ещё?

 3 часть.  Самостоятельное чтение.

«Жужжащее чтение»

Работа в группах. Составьте по 2 вопроса от каждой группы к 3 части

(отвечаем всем классом)

С. 208

-В зоопарке или в цирке

- Ответы детей

- Ответы детей

– Что приснилось однажды Наде?

– Поняли ли папа с мамой её просьбу?

– Почему так подробно описана игрушка?

– Живой и совсем-совсем как живой. В чём вы видите разницу? А в чём её видит Надя?

– Почему Наде приснился именно слон? О каком несбывшемся обещании она вспомнила?

– Почему невозможно сейчас свозить Надю в зверинец?

– В какое мгновение просьба дочери кажется папе прихотью?

– Как меняется состояние папы после разговора с дочерью? (Он и в отчаянии, и устал, и чувствует себя беспомощным.)

– Кто в этой семье в трудную минуту возьмёт на себя ответственность? Почему вы так думаете? (Мама переживает, но не действует, а папа постоянно в движении.)

VII.Включение в систему знаний и повторение  

Работа с текстом после чтения.

 – Выберите слова, которыми Надя говорит о себе, о своих чувствах.

– А теперь нарисуйте её мечту.  Верите ли вы, что слон может помочь Наде, излечить её?

– Что бы вы посоветовали родителям девочки? Как можно ей помочь?

- Хотелось бы вам узнать, что будет дальше?

Ребята собирают слова о слоне по тексту, затем идёт словесное рисование.

VIII.Рефлексия деятельности (Подведение итогов)

Цель: Самооценка результатов деятельности осознание метода построения, границ применения нового знания

- Какой вопрос мы себе задавали перед знакомством этого произведения?

-  Кто мне поможет на него ответить.

 - А о чем мечтаете вы?

Уверена,  что если очень верить в мечту, стремиться к ней, сбудутся и ваши мечты.

- О чем заставил нас задуматься этот рассказ?

Закончите предложения…

Домашнее задание на выбор:

  • составить синквейн со словом семья
  • написать сочинение на тему «Семья»
  • принести фотографию и рассказать о семейных традициях или поступках ради близких

(В какие чудеса надо верить людям?)  

- Чудеса делаются руками человека

Этот рассказ заставил нас задуматься о семейных ценностях, на что способны наши близкие и родные

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Урок дал  мне для жизни…

Личностные УУД

Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой учителя.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Коммуникативные  УУД  

Уметь формулировать собственное мнение и позицию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...