Урок литературного чтения "Зачем поют колыбельные"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Маслакова Татьяна Владимировна

Материал можно также использовать для урока музыки или внеклассного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл история колыбельных песен30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Зачем поют колыбельные песни.

Цель: Сообщение  знаний о колыбельной песне как жанре фольклора. Развитие внимания к эмоциональной окрашенности произведения. Формирование умения находить в тексте слова, позволяющие ответить на вопрос «Зачем поют колыбельные песни?» Заучивание произведений по собственному выбору

Ресурсы: Учебник: Литературное чтение «Маленькая дверь в большой мир» для  2 класса 2 часть стр.49-52  

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В процессе размышления над произведением

привлекают опыт собственных переживаний,

жизненных впечатлений; определяют фольклорный жанр и  характеризуют его особенности; читают наизусть понравившееся произведение

Р.: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста.

П.: умение находить нужную информацию, используя различные источники, выделять существенную информацию из текста.

К.: умение корректно строить речь при решении

коммуникативных задач

Чувство сопричастности с жизнью своего народа

и Родины, эстетические чувства на основе

знакомства с художественными, музыкальными и изобразительными произведениями искусства и народного творчества.

Межпредметные связи: Русский язык. Изобразительное искусство, Литература, Музыка

Ход урока.

Деятельность учителя

Использование КТ

Деятельность обучающихся

Мотивация к деятельности. Актуализация знаний

литература

-Добрый день, ребята! Садитесь.

На столе у вас лежат цветные звёздочки. Можете взять их в руки, они нам понадобятся в конце урока.

 Я сейчас включу отрывок из произведения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

 Вы послушайте и попробуйте определить к какому жанру литературного произведения подойдёт эта музыка.

Думаю, звёздочки и слова, которые вы видите на доске вам это подскажут. (На доске: песенка, убаюкивает, успокаивает, укачивает, поётся ласково, нежно, негромко , поёт мама, нянюшка, бабушка)

Выслушиваю предположения учеников.

Спасибо, за ответы.

А сейчас послушайте стихотворение белорусского поэта Максима Танка

«Вопросы и ответы» и попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Слайд 1

Слайд 2 Гиперссылка                                                                                                  (Чайковский мп3)

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Прослушивают музыкальный отрывок из произведения П.И.Чайковский «Колыбельная»

Делятся своими предположениями.

Стихотворение читает ученица

«- Дедушка, кто старше меня?

- Твои папа и мама.

- А кто старше, чем они?

- Мы с бабушкой…

- А кто старше всех-всех на свете?

- Внученька, старше всех на свете, я думаю,

Наш хлеб насущный

Да ещё колыбельная,

Которую поёт твоя мама.»

литература

Выслушиваю предположения детей.

 Давайте обратимся к первой странице нашего учебника, кто помнит стихотворение Лейлы Эрадзе «Что мне всего дороже?»

Какая тема урока вам кажется наиболее подходящей для исследования?

Что нам непременно нужно сделать чтобы ответить на вопрос «Зачем поют колыбельные?»

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Высказывают свои предположения.

Стихотворение читает ученик.

Зачем поют колыбельные.

музыка

Рассказывает о колыбельных:

«Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные теплые интонации голоса матери, ласковое обращение. Колыбельные песни – первые мелодии, которые слышит человек. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих его предметах, о животных, птицах. Колыбельные песни учат добру. Но больше всего действует на ребенка сама материнская нежность, любовь, которая чувствуется в каждом слове, в каждом звуке.

Слайд 9  Гиперссылка (Колыбельная русская народная)

Слушают

музыка

-Учитель поет колыбельную:

«У кота ли, у кота
Колыбелька золота.
У дитяти моево
Есть покраше его.
У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моево
Есть помягче его.
У кота ли, у кота
Изголовье высоко.
У дитяти моево
Есть повыше его.
У кота ли, у кота
Одеяльце шелково.
У дитяти моево
Есть получше его.
Да покраше его,
Да помягче его,
Да почище его.»

Спасибо!

Слайд 10 Гиперссылка (У кота ли, у кота)

Слушают

Физкультминутка(музыкальная)

Слайд 11(Кукутики-зарядка)12

-Повторяют движения

Организация познавательной деятельности

Литература

Чтобы ответить на вопрос сегодняшнего урока, давайте заглянем в прошлое. Узнаем кое-что из истории колыбельных. А для этого разделимся на группы чтобы больше узнать и поделиться своими знаниями. 1группаC:\Users\Tanya\Desktop\колыбельная\1 группа\kHf6WDbk6OU.jpg, 2 группаC:\Users\Tanya\Desktop\колыбельная\2 группа\slavyanskie-xudozhniki.-andrej-shishkin-12.jpg, 3 группа C:\Users\Tanya\Desktop\колыбельная\3 группа\thumb_1267_work_middle.jpeg Выберите понравившуюся вам иллюстрацию и изучите материал который вам будет предложен, для этого в группе будет каждому дано задание, но выполнять его вы можете только вместе, объединив усилия.

  Правила работы в группах

- не говорить всем сразу;

- всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

- перед работой нужно договориться, кто что будет делать;

- не спорить зря, а доказывать, объяснять;

- стараться понять друг друга;

- возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично.

1 группа подбирают иллюстрации к колыбельным. Размещают их на доске.

2 группа читают текст. Выделяют главное. Делят его на части и готовятся к выразительному чтению.

3 группа вместе с учителем музыки выбирают колыбельную для исполнения

Выступления представителей групп

Слайд 13

Таймер

Слушают

Выбирают группу

Выполняют задание

Отчитываются о проделанной работе

Закрепление и включение в систему знаний

Музыка

Как вы думаете, колыбельные песни пелись только в нашей стране?

Да, вы правы, у каждого народа были свои колыбельные песни.

А всегда ли колыбельные только народные?

Откройте учебник на с.50 и прочитаем колыбельные разных поэтов.

Сейчас послушав колыбельные разных народов, попробуйте ответить на вопрос урока. Зачем поют колыбельные?

Спасибо за ответы. Предлагаю собрать пословицу, которая станет итогом нашего исследования «Хлеб питает тело человека – а колыбель душу.»

Слайд14

 

Слайд15

На доске слова (колыбель тело питает душу Хлеб человека – а)

Высказывают свои предположения.

Есть колыбельные, которые сочинили поэты разных стран, авторские колыбельные.

Читают в учебнике с.50,51,52

Отвечают на вопрос. Издавна на Руси появившемуся на свет младенцу, было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. Ведь колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге и т.д.: Колыбельную исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже – просто убаюкивать. 

Народные колыбельные песни приобщают к родным мелодиям, в них описывается богатая и счастливая жизнь, прогнозы на будущее, есть призывы к небесным покровителям, описание опасностей.

Рефлексия учебной деятельности

А сейчас я предлагаю вам вспомнить сказочника Оле -Лукойе и его зонтики. Черный цвет зонтика обозначает что дети, над которыми его раскрывает сказочник не видят снов. А вот цветной зонтик обещает волшебные сны. Давайте те, кто узнал на уроке интересную информацию, кому понравился урок, у кого сложилось хорошее настроение прикрепят свои звёздочки к зонтику. А те кому было скучно, кто ничего нового не узнал оставит звёздочки себе.

Слайд 16 гиперссылка Колыбельная медведицы

Проводят самоанализ

Прикрепляют звёздочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Колыбельные песни».. 2-й класс

Конспект урока литературного чтения, 2 класс, УМК "Школа  2100" по теме "Колыбельные песни"....

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Колыбельные песни»

Данный урок представляет собой презентацию коллективного проекта "Колыбельные песни"....

Конспект урока литературного чтения в 1 классе. По теме: Колыбельные песни

Конспект урока литературного чтения в 1 классе. По теме: Колыбельные песни...

Конспект урока литературного чтения, проведенного во 2-м классе, по теме «Колыбельные песни»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Колыбельные песни". УМК "Школа 2100"...

Урок литературного чтения Тема: «М. Лермонтов «Спи, младенец…», А. Майков «Колыбельная песня».

Аннотация к уроку литературного чтенияна тему:«М. Лермонтов «Спи, младенец…»,А. Майков «Колыбельная песня».   Изучение предмета ведется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. В...

Презентация и конспект к уроку литературного чтения по теме «Зачем поют колыбельные песни», 2 класс (Образовательная система «Школа 2100»).

Данный конспект предназначен для урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) по теме «Зачем поют колыбельные песни». Основн...

Конспект урока по литературному чтению во втором классе: "Зачем поют колыбельные песни"

Тема урока: "Зачем поют колыбельные песни".Тип урока: Урок «открытия» нового знания (формирование).Деятельностная цель: Учиться формированию умения различать колыбельные песни среди других жанров лит...