Конспект урока В.П. Астафьев "Капалуха" ( 3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Конспект урока по литературному чтению 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В.П. Астафьев "Капалуха" | 62.5 КБ |
В.Ю. Драгунский " Он живой и светится" | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа: МАОУ СОШ 148 Кабинет:224 | Учитель: Васильева Н.А.. Методист: Кондратьева И.И. Студент: Субачева Н.А., 42гр. |
Конспект урока литературного чтения
Тема: В. П. Астафьев «Капалуха»
Цели деятельности учителя:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;
- учить видеть и понимать поступки героев;
- развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;
- прививать любовь и интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с жизнью и творчеством В. П. Астафьева,
научатся выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос; анализировать текст, обобщать, делать выводы; формировать навык осознанного, выразительного чтения.
Личностные: знакомиться общечеловеческими ценностями; воспитание толерантности; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: программа: Школа России; Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, презентация.
№ | Этапы, методы и приёмы | Хро-номе-траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Орг. момент Практич.: хоровое чтение речевая разминка | 1 мин 3 мин | - Здравствуйте, ребята! Вот звенит для нас звонок – Начинается урок. Ровно встали, потянулись И друг другу улыбнулись. Тихо сели и настроились на урок. -Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку. "Я сорвал цветок - и он завял. Я поймал жука - и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем". (А.Барто) - Давайте прочитаем хором - Ребята, что значит, по-вашему "прикоснуться к красоте сердцем"? (Радоваться всему живому, любоваться заходом и восходом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными, знать, что это нужно беречь и любить). | Приветствовать учителя; Настраиваться эмоционально на урок; Читать хором; | Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке. П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; |
2. | Актуализация знаний Словесн.: пересказ | 5 мин | Учитель спрашивает учащихся пересказ по плану: Б.С.Житков. «Про обезьянку» План: 1.Знакомство с обезьянкой 2. Жизнь и проказы Яшки 3. Царь двора 4. Расставание | Пересказ произведения Б.С. Житкова «Про обезьянку» по плану | К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; |
3. | Постановка учебной задачи Видеометод: просмотр | 2 мин | Просмотр видеофрагмента «Глухарка». - Как вы думаете, сегодня о ком будет идти речь в произведении? Выслушивает мнения учащихся. - Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением. На слайде: - Прочитайте его имя, фамилию и отчество (Виктор Петрович Астафьев). | Просматривать видеофрагмент Высказывать свои предположения Понимать учебную задачу | Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока |
3. | Решение частных задач. Сл.: монолог учителя, слово об авторе Физминутка Практич.: чтение учителем Практич.: чтение по цепочке Словесн: ответы на вопросы; | 2 мин | - Родился В.П.Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края, село стоит на берегу Енисея. Мальчиком Астафьев много времени проводил в лесу, на реке и навсегда полюбил их. В семь лет мальчик потерял мать. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка Екатерина Петровна. Так сложились обстоятельства, что детство и юность писателя прошли за Полярным кругом - в детском доме посёлка Игарка. Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Рождественский заметил в Викторе склонность к литературе и развивает её. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернётся позднее в рассказ "Васюткино озеро". После школы Астафьев учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов. Осенью 1942 года - в 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями. После войны Виктор Петрович работал слесарем, грузчиком, плотником. В 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он писал об Урале, Сибири, их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце. - Большинство произведений посвящено отношениям между человеком и природой. - Прочитайте название рассказа. («Капалуха») - Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь? (Нет). - Почему? (Непонятно слово). - Капалуха - так сибирские охотники называют глухарку. Сообщение о глухаре: Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят за собой водит мать. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. Большую часть года глухари ведут наземно-древесный образ жизни, т.к. кормятся на деревьях и только в период гнездования становится полностью наземной птицей. Насиживает глухарка яйца 24 дня, придерживаясь строгого распорядка: отлучается от гнезда в сутки три раза - ранним утром, днём и вечером. К концу насиживания привязанность её к гнезду возрастает, вылупившиеся птенцы едва обсохнув, свободно могут следовать за матерью. - Посмотрите на картину. Что такое тайга? (трудно проходимый лес) - В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их. Словарная работа. На слайде: - Читаем хором. Тайга – трудно проходимый лес. Просека – очищенное от деревьев место Пастьба – место, где пасут скот Валежник – сухие сучья, деревья Папоротник – растения с крупными листьями Черничник – заросли черники Покоробленные – кривые Редколапых Пошевеливали Зарождающимися Напружены – напряжены Альпийским – высокогорные - Я начну читать рассказ, вы продолжаете. - Работа над текстом по плану: 1У черничного бугорка на просеке. 2Гнездо! Гнездо! 3Тревога капалухи. 4(Снова в гнезде) Вопросы по тексту рассказа - Где происходило действие? - Что делали дети в тайге? - Где поднялся шум? - Почему сердце автора забилось от испуга? - Как выглядело гнездо? - Почему дети не взяли яйца? - Какой матерью была капалуха? - Кого она вам напоминает? Почему? - Что испытала птица? - Как об этом сказал автор? - Что испытывали ребята? - А глухарка? - Какие чувства испытали вы? Работа с иллюстрацией. - Расскажите, какой момент изображён? - Какой жанр этого произведения? - Тема? - Главное действующее лицо этого произведения? - Какая главная мысль? - Какой вывод вы сделали для себя? - Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: “Добра мать до своих детей, а земля до всех людей” с содержанием текста? - Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. | Слушать слово учителя о писателе Отвечать на вопросы Слушать учителя Читать; Слушать и следить; Отвечать на вопросы; Анализировать рассказ; | Р: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; Р: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии. |
Информация о домашнем задании | 1 мин | Пересказ по плану с.98-100. | Записывать д/з | Регулятивные, коммуникативные | |
4. | Рефлексия. Подведение итогов | 3 мин | - Как называется рассказ, который мы с вами сегодня прочитали? - Чему научил вас этот рассказ? - Что нового узнали о жизни животных, их повадках? - Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? ( Надо любить, беречь, охранять, заботиться о братьях наших меньших). | Подводить итог урока; Анализировать свою деятельность на уроке | Р: понимание причин успеха в учёбе; Р: осуществлять итоговый контроль по результату; |
Предварительный просмотр:
Школа: МАОУ СОШ 148 Кабинет:224 | Учитель: Васильева Н.А.. Методист: Кондратьева И.И. Студент: Субачева Н.А., 42гр. |
Конспект урока литературного чтения
Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Цели деятельности учителя:
- познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»; учить понимать ценность человеческих отношений; осознавать любовь к матери; учить объяснять смысл названия рассказа.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского,
научатся выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос; анализировать текст, обобщать, делать выводы; формировать навык осознанного, выразительного чтения.
Личностные: знакомиться общечеловеческими ценностями; воспитание толерантности; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: программа: Школа России; Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, презентация.
Этап урока, методы и приемы | Время | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. момент Словесный: Эмоциональный настрой на работу. | 1 мин. | Приготовьтесь к уроку, садитесь. Повернитесь к соседу лицом и улыбнитесь ему, пожелав хорошей работы. | Приветствовать учителя; Настраиваться на работу | Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших. |
Актуализация знаний Словесный: Слово учителя. | 9 мин. | Начинаем урок чтения. Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое"). – О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе.) – Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”). - Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев). -Кто может вспомнить о чём это произведение? ( О ребятах которые нашли гнездо ). 2) Ребята сейчас на слайде вы увидите буквы, из этих букв нужно составить фамилию писателя, с которым мы сегодня познакомимся. -Кто догадается, поднимет руку. -Прочитаем хором, что получилось. Дети читают «Драгунский» -Молодцы! Сегодня мы познакомимся с произведением Виктора Юзефовича Драгунского. На слайде открывается запись Драгунский Виктор Юзефович, 1913 – 1972гг. -Но прежде давайте послушаем о нем. Появился на свет в Нью-Йорке. Его родители, белорусские евреи. Вскоре вернулись на Родину. Виктор Драгунский рано лишился отца – он умер Мать еще дважды выходила замуж: Благодаря своему второму отчиму Виктор Драгунский рано познал все тяготы гастрольной жизни. Все эти «премудрости» давались мальчишке без особого труда благодаря врожденному артистизму, великолепной памяти, тонкому чувству юмора. Виктор Драгунский за несколько лет сменил множество профессий (ему даже довелось поработать лодочником, катая влюблённые пары по Москве-реке у Нескучного сада), но ни одна из них не стала для него делом жизни. Семнадцатилетним парнишкой Виктор Драгунский начал учиться актёрскому мастерству. Окончив их в 1935 году, некоторое время выступал на сцене Театра транспорта. Во время Великой Отечественной войны, Виктор Драгунский, выступа с бойцами и тружениками тыла. Первые послевоенные годы Виктор Драгунский искал себя: был киноактёром, клоуном, занимался режиссурой. В конце 50-х годов Виктор Драгунский стал охладевать к своему детищу. Ему хотелось уйти от ставшей рутиной театральной работы, найти для себя новое интересное дело. Зимой 1959 года Виктор Драгунский взял отпуск, заперся на подмосковной даче и написал тринадцать рассказов для детей. Это были первые рассказы о Дениске Кораблёве. Прообразом литературного героя стал реальный мальчик – сын писателя. Успех превзошёл все ожидания: книги о приключениях непоседливого мальчишки выходили практически ежегодно, многократно переиздавались. Именно благодаря им Виктор Драгунский узнал, что такое настоящая слава. Помимо рассказов для детей Виктор Драгунский написал две повести, которые предназначаются главным образом взрослым читателям. - Послушайте рассказ. Один человек, увидев светлячка, погнался за ним в надежде обладать ярким его светом. Однако, чем быстрее он бежал, тем дальше становился от него светлячок. Наконец он поймал его, но светлячок погас. А человек оказался во тьме, которая, словно тяжелое бремя, раздавила и сокрушила его. И он, словно слепой, лежал на черной земле и не знал куда податься. Другой человек, имея яркого светлячка, хотел понять причину его света. И для этого он произвел множество разысканий и исследований. А про светлячка забыл. Когда он стал искать его на том месте, где он его уже много лет назад оставил, светлячка не было. Светлячок ушел, оставив человека, а человек остался без света навсегда. Был еще один, у которого ничего не было . Даже ума. И все смеялись над ним. И указывали пальцами. И он, зная о своем абсолютном незнании, был сокрушен и раздавлен. И когда ему было особенно страшно и грустно и мрачно, маленький светлячок тихо и незримо осиял его сердце невыразимым сиянием. И ему вдруг стало весело и безмятежно. Наслаждаясь невидимым присутствием светлячка, он сам уже светился радостным и добрым светом, и , разливаясь вокруг , раздаривал себя налево и направо, совершенно безвозмездно, ликующе, без всякого основания. - Как вы думаете, ребята, о каком животном мы сегодня будем с вами говорить? (светлячке). - Правильно, ребята, тема нашего урока: «Он живой и светится». | Слушать учителя; отвечать на вопросы; Вопросы; Смотрят на доску; выполнять задание учителя; Слушать учителя; Определять цели и пути их достижения. Отвечать на вопросы; | Р: принимать и сохранять уч. задачу П: осуществлять подвед. под понятие П: строить речевое высказывание Р: принимают и сохраняют уч. задачу П: строят речевое высказывания Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Постановка учебной задачи Практический: Комбинированное чтение; Практический: Беседа по тексту; | 12 мин. | - Ребята, сейчас мы с вами прочитаем этот рассказ. Он большой по объему. Я начну, а вы следите и внимательно слушаете. Я могу спросить любого. Откройте учебники на стр.102. Начинаем читать. -Можно ли назвать Дениску и Мишку друзьями? (да). -Возможны ли между ними дружеские отношения? ( да или нет). -Каким был светлячок? -Как светлячок оказался у Дениски? -Чем этот светлячок понравился Дениске? -Как Дениска объяснил маме, что светлячок лучше, чем самосвал? -Как Мишка уговаривал друга, чтоб он отдал самосвал? | Отвечать на вопросы. Читать бегло, правильно и выразительно . Анализировать рассказ. | П: строят речевое высказывания Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Физминутка | 1-2 мин. | Выполняйте за мной движения. | Повторять упражнения | Л: ориентировка на ЗОЖ |
Решение частных задач Словесный: Ответы на вопросы Практический: Комбинированное чтение Словесный: Ответы на вопросы Практический: Работа над характеристикой героя | 12 мин. | -Ребята кому из вас встретились не знакомые слова в тексте? Сейчас поработаем по тексту. -Как чувствовал себя Дениска? Как относился к опозданию мамы? -Какое чувство испытывали, когда читали? Что узнали о Дениске? -Почему Дениска не хотел меняться? Он жадный? -Найти описание душевного состояние Дениски. -Какой характер у Мишки? -Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? -Равноценен ли обмен? -Почему автор рассказывает историю от имени героя? -Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? -Считала ли мама этот обмен равноценным? Найдите в тексте. -Как теперь можно объяснить смысл заглавия рассказала? – А зачем Виктор Юзефович сочинил этот рассказ? (Показать на примере этого героя – что живой предмет гораздо важней не живого.) | Отвечать на вопросы. Доказывать свою точку зрения. Отвечать на вопросы и анализировать свой ответ. Анализировать рассказ. Работать всем классом | П: слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; П:строят речевое высказывание |
Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ | 5 мин. | - Что вам особенно понравилось в рассказе? - За что вы сегодня можете себя похвалить? -Возможна ли дружба между такими ребятами? -Итак, ребята, вы молодцы, спасибо за работу! | Делать нравственный выбор. Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание,осуществляют синтез П: строят рассуждения Р: осуществляют итоговый контроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока математики. 2 класс. "Школа России"
Тема: Однозначные и двузначные числа....
Конспект урока математики 1 класс.Школа России
Тема"Составление и заучивание таблицы прибавления и вычитания 4"...
конспект урока математики 3 класс Школа России Закрепление. Таблица умножения
Конспект урока математики, где для проверки усвоения используют карточки....
План конспект урока математики 3 класс Школа России
Тема: Таблица умножения. Закрепление. Решение задач.Цели: Закрепить знания таблиц умножения и деления. Совершенствовать умение решать простые и составные задачи. Находить...
Конспект урока чтения. 2 класс "Школа России"
Конспект урока Е.Благинина "Посидим в тишине" по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России"....
Конспект урока математики 1 класс "Школа России"
Урок по теме: "Слагаемые. Сумма", с использованием ТРКМ...
Конспект урока математики. 1 класс. Школа России.
Конспект содержит планируемые результаты, подробные вопросы к учебнику и работе в тетради....