Конспект 1 урока "Почему?" В.А. Осеева 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Маликова Дина Радиковна

"Почему?" В.А. Осеева

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                                                                                                                                                                     

.                                                                            

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 в                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Тема урока: В.А. Осеева «Почему?».

Цели: познакомить детей с произведением В.А.Осеевой  «Почему?», развивать умения прогнозировать текст, анализировать и делать выводы; воспитывать честность и ответственность за свои поступки.

Планируемые результаты

Личностные: воспитывать навык вдумчивого чтения, эмоционального отклика на художественное произведение; сформировать освоение личностного смысла учения, желания учиться; научить уважать мнение одноклассников.

Предметные:  учить анализировать произведение «Почему?»; развивать навыки правильного и осознанного чтения; составлять план; совершенствовать умение  работать с текстом, формировать умение сравнивать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.            

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс УМК «Школа России», презентация, карточки.


Этапы урока:

Методы и приемы.

Время:

Деятельность учителя:

Деятельность уч-ся:

УУД:

1.Организационный этап.

Словесный: приветствие.

Мотивационный этап.

Практический: речевая разминка.

4 мин.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке. Садитесь.

Речевая разминка.

- Произнесите чистоговорки.

Собирала Маргарита Маргаритки на траве,

Потеряла Маргарита маргаритки во дворе (Слайд 1).

Жужжит над жимолостью жук,

Зеленый на жуке кожух (Слайд 2).

Сорока с вороной спорила:

Тараторила, тараторила, ворону переспорила (Слайд 3).

Приветствовать учителя.

Читать чистоговорки.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

2. Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный: ответы на вопросы.

Проблемная ситуация.

3 мин.

- Посмотрите внимательно на слайд (4), скажите, кто на иллюстрации? (В.А.Осеева, писательница). Верно, молодцы! Посмотрите на следующие изображения, откуда они? (Слайд 5). (Из произведений «Волшебное слово» и «Хорошее») А третья иллюстрация? (Не знаем).

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, какова цель нашего урока?

- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями В.А.Осеевой и узнаем, откуда эта иллюстрация.

Анализировать, отвечать на вопросы, рассуждать.

Предполагать, ставить цели.

П.: строят речевое высказывание.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Решение частных задач.

Практический: словарно-лексическая работа.

Практический: анализ произведения.

Словесный: ответы на вопросы.

Наглядный: работа с картиной.

Практический: работа над выразительным чтением.

Словесный: ответы на вопросы.

Словесный: слово учителя.

Практический: работа с «планом текста», работа в парах.

5 мин.

6 мин.

1 мин.

3 мин.

9 мин.

5 мин.

- Откройте учебники на странице 97. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?

       Словарно-лексическая работа.

- В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить.

Черепки – обломки разбитого глиняного фарфорового изделия.

Бранить – резко порицать, ругать.

(Первичное чтение рассказа учениками).

Анализ содержания произведения.

- А теперь ответьте на вопросы.

- С чего начинается рассказ? 
- Почему эта чашка была так дорога маме? 
- Кто виноват был? 
- Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела. 
- А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась? 
- Пыталась ли она помочь сыну сказать правду? ( Ты очень испугался? Может ты нечаянно….) 
- Кого наказали? 
- Каким было наказание? 
- Легко ли было маме принять такое решение? 
- Что чувствовал Бум, получив незаслуженное наказание? Найдите ответ в тексте, зачитайте. 
- А что чувствовал в это время мальчик? Зачитайте. 
- Какие чувства боролись в душе мальчика? 
- Какая ночью была погода? Найдите в тексте и прочитайте. 

Физминутка.

                           Работа с картиной.

- Обратите внимание на картины Левитана (Слайд 6).
- Какая из картин соответствует настроению мальчика? «Дождь. Буря». 
- Что подтолкнуло вас на эту мысль? Докажите. 
- Как вёл себя в непогоду Бум? Зачитайте. 
- Почему мальчик не признался сразу? (Испугался - мама никогда меня не наказывала за что-нибудь нечаянное. Потому, что чашка была папиной. Ведь с тех пор, когда папа умер, мы с мамой берегли его вещь.) 
- Что заставило мальчика признаться маме? 
- Какие чувства испытал мальчик после того, как признался в своём проступке? 
(Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.) 

- Посмотрите на картину Левитана «Золотая осень» (Слайд 7).
- Отражает ли эта картина состояние души мальчика? Докажите. 
- Почему рассказ называется «Почему?»? 
            Работа над выразительным чтением. 
- Поставьте себя на место героев и постарайтесь интонацией передать их чувства и мысли, когда они задают себе вопрос «Почему?». 
- Какой вопрос задавал себе Бум? Прочитайте. 
- А мама? 
- Мальчик? 
- Как вы считаете, правильно ли поступил мальчик, переложив свою вину на друга? 
- Как нужно было поступить мальчику сразу? 
- А как бы вы поступили в данной ситуации? 
- А как вы считаете, чему учит нас этот рассказ? 

Почему мальчик признался в своем проступке? (Слайд 8). Выберите ответ, который считаете правильным.

1)Потому что его мучила совесть.

2)Мальчику было жаль Бума.

3)Мальчик боялся наказания.

4)Мальчик жалел маму.

-Какое впечатление произвел на вас рассказ?

-Какой момент особенно взволновал?

- Ребята, а что такое совесть? Как вы понимаете значение этого слова? (это чувство которое не позволяет нам делать плохие поступки).

- Как вы думаете, а нам нужна совесть? (Да, конечно). Хорошо, молодцы! Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести. Я согласна с вами, ребята. А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее. Прочитаем рассказ по цепочке, по предложению.

- Попробуйте, работая в парах, составить план рассказа.

Запоминать, анализировать.

Анализировать, отвечать на вопросы, рассуждать, предполагать, находить нужную информацию в тексте.

Выполнять физические упражнения.

Предполагать, анализировать, отвечать на вопросы.

Осуществлять работу над выразительным чтением.

Отвечать на вопросы, рассуждать.

Выбирать нужный ответ.

Рассуждать, предполагать.

Работать в парах.

Составляют план.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей.

П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.

К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.

4. Итог урока.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ

4 мин.

Прочитайте пословицы (Слайд 9).

От человека утаишь, а от совести не утаишь.

Нечистая совесть спать не дает.

Ошибайся, да сознавайся.

Где правда, там и счастье.

– Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы вынесли для себя, познакомившись с произведением В.А.Осеевой “Почему?”.

Посмотрите на экран (Слайд 10), продолжите любое предложение.

-На сегодняшнем уроке я узнал…
-После урока мне захотелось…
-На этом уроке я похвалил бы себя за …
-Сегодня я сумел…

Р: осуществляют итоговый контроль.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики. 2 класс. "Школа России"

Тема: Однозначные и двузначные числа....

Конспект урока математики 1 класс.Школа России

Тема"Составление и заучивание таблицы прибавления и вычитания 4"...

конспект урока математики 3 класс Школа России Закрепление. Таблица умножения

Конспект урока математики, где для проверки усвоения используют карточки....

План конспект урока математики 3 класс Школа России

Тема: Таблица  умножения.  Закрепление.  Решение  задач.Цели: Закрепить знания таблиц умножения и деления. Совершенствовать умение решать простые и составные задачи. Находить...

Конспект урока чтения. 2 класс "Школа России"

Конспект урока Е.Благинина "Посидим в тишине"  по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России"....

Конспект урока математики 1 класс "Школа России"

Урок по теме: "Слагаемые. Сумма", с использованием ТРКМ...

Конспект урока математики. 1 класс. Школа России.

Конспект содержит планируемые результаты, подробные вопросы к учебнику и работе в тетради....