Использование технологии формирования интелектуально-речевой и читательской культуры школьников (ИРЧК)
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Бочарова Неля Александровна

Развитие такого читательского умения, как предполагать предвосхищать содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Козьмодемьяновский филиал МБОУ 2-Гавриловская сош

Урок-путешествие по литературному чтению «В гостях у Буратино»

по произведению Алексея Николаевича Толстого

 «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Подготовила:

 учитель начальных классов

Бочарова Неля Александровна

Цели:

  • Познакомить с историей создания А.Толстым сказочной повести.
  • Обобщить знания по прочитанному произведению.
  • Расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению к книгам.
  • Развивать устную речь, память, мышление любознательность, внимание.

Оборудование: книги А.Толстого, К.Коллоди; плакаты с иллюстрациями; детские рисунки; экран и проектор для показа мультфильма и презентации.

Ход мероприятия:

І. История создания произведения. Слайд 2.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с Вами совершим путешествие по произведению Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и побываем в гостях у Буратино.

- Перед тем как начать наше путешествие я расскажу Вам историю создания этого произведения. «Жил-был... «Король!» – немедленно воскликнут мои маленькие читатели.

Слайд 3.

- Нет, вы не угадали. Жил-был кусок дерева. То было не какое-нибудь благородное дерево, а самое обыкновенное полено, из тех, которыми в зимнюю пору топят печи и камины, чтобы обогреть комнату».

Так весело и неожиданно начал итальянский писатель Карло Коллоди книгу многочисленных приключениях деревянного человека по имени Пиноккио, которого однажды вырезал из куска дерева в своей бедной каморке папаша Джеппетто. Эта книга родилась почти сто лет назад в Италии. Но теперь ее знают во всех странах мира, повсюду, где ее дети. В Италии эта книга сразу же стала известна среди маленьких итальянцев, ежегодно ее переиздавали помногу раз!

Слайд  4.

- Алексей Константинович Толстой решил пересказать книгу Карло Коллоди по-своему. В предисловии к своей сказке, которую он назвал "Золотой ключик, или Приключения Буратино", писатель заявил, что читал "Приключения Пиноккио" в детстве, часто пересказывал историю деревянной куклы своим товарищам и выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было. В предисловии говорится: "Когда я был маленький,- очень, очень давно, - я читал одну книжку: она называлась "Пиноккио, или Похождения деревянной куклы" (деревянная кукла по-итальянски - буратино).

-   Но на самом деле это не так. Толстой был уже взрослым человеком, когда впервые прочел сказку о мальчике из полена. Просто писатель, работая над пересказом "Пиноккио", вспомнил собственное детство, свои детские забавы и мечты о необыкновенных приключениях, поэтому его Буратино очень похож  на самого Алешу Толстого, каким он был в детстве. Конечно, историю о золотом ключике писатель придумал, но вот характер Буратино очень напоминает его собственный.

ІІ. Буратино на экране.

Слайд 5.

- Прошло немало лет, но вот уже какой год Буратино остается любимцем ребят. По мотивам этого произведения в 1939 году был снят художественный фильм с куклами и живыми актерами «Золотой ключик».

- Я предлагаю вам просмотреть небольшой отрывок из этого фильма.

/Просмотр отрывка фильма/ Слайд -6

- Также по произведению в 1959 году был снят мультфильм «Приключения Буратино». Давайте посмотрим небольшой отрывок из мультфильма.

/Просмотр отрывка  мультфильма «Приключения Буратино»/ Слайд -7

- А 1975 году творческим объединением «Телефильм» был выпущен телефильм Приключения Буратино».

/Просмотр отрывка/ Слайд-8

Слайд 9.

- Шоколадные конфеты, батончики, печенье - имя сказочного героя широко используется в кондитерском производстве. Многим с детства знаком вкус конфет ирисок «Золотой ключик».  

Слайд 10.

- Этот сказочный герой - любимец всех детей, да и взрослых тоже. Он и его друзья удостоены памятника, которые стоят в нескольких городах России.

Слайд 11.

- Оказывается, не так мало скульптур, этому веселому герою установлено в мире.

  • В Самаре рядом с музеем-усадьбой Алексее Толстого (автора Буратино).
  • В Беларуси - в городе Гомель.
  • На Украине - в Киеве.
  • В Салехарде и многих других городах.

Слайд 12. Физкультминутка «Буратино»

- Сегодня, мы еще раз перелистаем страницы книги А.Н. Толстого, вспомним о приключениях ее замечательных героев. Сейчас мы проведем Викторину и посмотрим, кто из вас был внимательным читателем.

  • Первое задание «Загадки»

Слайд - 13

  1. Деревянным был мальчишка,

Не донес до школы книжку,

В приключения попал,

Чуть бедняга не пропал. (Буратино)

  1. Над простым моим вопросом

              Не потратишь много сил:

              Кто мальчишку с длинным носом

              Из полена смастерил?   (Папа Карло)

 

  1. Человек немолодой

Вот с такущей бородой.

Обижает Буратино, Артемона и Мальвину,

И вообще для всех людей.

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас, кто же это? (Карабас)

  1.  Из театра Карабаса убежала,
    Звери, птицы ее просто обожали,
    Занималась воспитаньем Буратино
    Голубоволосая ... (Мальвина)
  2. Копаясь долго в мутном иле,
    Он досаждал всегда Тортиле.
    Пиявки – вот его товар,
    А продавец тот - …   (Дуремар)
  • Следующее задание «Кто это?» . Я буду читать описание героя, а вы попробуйте догадаться кто это?

Слайд - 14

  1. «…существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене над очагом и тихо потрескивало, – кри – кри, - глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усиками» (Сверчок)
  2. « …деревянного мальчишку со ртом до ушей, с длинным носом, в колпачке с кисточкой..» (Буратино)

Слайд -15

  1. «… носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб.» (Папа Карло)
  2. «… Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто бы это был не человек, а крокодил.» (Карабас-Барабас)

Слайд - 16

  1. «…показалась толстая голова. Высунулось и вылезло серое животное на низких лапах» (Черепаха Тортила)
  2. «…маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок»  (Пьеро)

Слайд-17

  1. «Рот у нее всегда открыт, чтобы по пути, не теряя времени, ловить, кусать и глотать комаров и ночных бабочек.» (Летучая мышь)
  2. «..На головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, пониже ростом, размахивал ножом, другой. Повыше, держал пистолет.»  (Кот Базилио и Лиса Алиса)

Слайд-18

  • Задание «Угадай, кому принадлежат эти вещи»

  1. Шарманка          2. Костыль        3. Сочок.         4. Очки.          

5.Плетка.                  6.Азбука.                   7.Заколка для волос.

Слайд-19

  • Следующий этап викторины: «Угадай, кому принадлежат эти высказывания»
  1. «Десять тысяч чертей»
  2. «Спасаться - так всем вместе, погибать – так всем вместе!»
  3. «Безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями».

Слайд-20

  1. «Не доведет тебя до добра это учение…

 Вот я училась, училась –    гляди – хожу на трех лапах».

5. «Пациент скорее мертв, чем жив»

6. «Теперь я займусь вашим воспитанием»

Слайд-21

  • Задание «Кто? Кому? Говорит эти слова»
  1. Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки». (Мальвина – Буратино)
  2. «Пациент скорее мертв, чем жив». (Сова – Жабе и Богомолу)
  3. «Ах, ты, старый плавучий чемодан… Чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову…»  (Дуремар – Черепахе Тортиле)
     

Слайд-22

  1. «Не доведет тебя до добра это учение… Вот я училась, училась – гляди – хожу на трех лапах» (лиса Алиса – Буратино)
  2. «Это ты меня предал, старый котлетный фарш! Ну, теперь лупи, что есть духу…» (Буратино – петуху)
  3. «Дождись ночи… Я тебя поведу в Страну дураков, там ждут тебя друзья… счастье и веселье» (летучая мышь – Буратино)

Слайд-23

  1. «Я буду рыдать, как одинокая корова, стонать, как больная курица, плакать, как крокодил» (Карабас Барабас – Дуремару)
  2. «Я несчастный сирота, меня обидели, обокрали, избили…» (Карабас Барабас – начальнику города)
  3. «Эх, ты, с кем на старости лет связался – с известными всему свету жуликами… Маленьких обижаете! Стыдно!» (Папа Карло – Карабасу)

Слайд-24

  1.  «Ах, если бы мы нашли золотой ключик, вот было бы счастье»  

(Пьеро – Буратино)

  1.  «Открой тайну – где находиться дверь, которую отворяет ключик»

(Буратино – Карабасу Барабасу)

  1.  «Не бросайте меня в огонь, папа Карло умрет от горя. Мы такие бедные, что у нас даже очаг нарисован на куске   холст»  

( Буратино – Карабасу Барабасу)

Слайд-25

- Вот и подошло к концу наше путешествие по книге А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Победителей ждет награда. Ну, а невнимательным читателям посоветуем читать книги вдумчиво, запоминать события и героев произведения. До скорых встреч!

http://karina-nazanyan.narod.ru/ru/istoriya.htm

https://youtu.be/STGBuOFYkq4https://youtu.be/STGBuOFYkq4

https://youtu.be/BOdJvSlkml4

https://youtu.be/GDX60jnlvHs

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1584213-v-kakih-gorodah-stoit-skulptura-buratino-i-kakaja.html



Предварительный просмотр:

Читательский марафон

А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

№1. Как звали героя сказки итальянского автора Карла Коллоди, которую в детстве так любил читать Алексей Толстой? Обведи правильный ответ:

1. Буратино

2. Чиполлино

3. Джеральдино

4. Антонио

5. Пиноккио

№2. Что в переводе с итальянского обозначает слово «буратино»? Обведи правильный ответ: http://100-bal.ru/pars_docs/refs/53/52621/52621_html_md34dcd0.png

1. шаловливая кукла

2. веселая кукла

3. деревянная кукла

4. ручная кукла

5. марионетка

№3. На берегу какого моря происходят события в сказке Алексея Толстого? Обведи правильный ответ:

1. Черное море

2. Средиземное море

3. Красное море

4. Белое море

5. Каспийское море

№4. На какой иллюстрации изображен музыкальный инструмент папы Карло? Обведи номер и сам напиши название инструмента.

http://prirodazvuka.ru/files/4d569858bd1be.jpegаккордеонтруба

1.__________ 2. __________ 3. _____________ 4. ___________ 5. ___________

№5. Узнай героя по описанию. Запиши его имя:

«Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал грустно: «Здравствуйте, меня зовут …  Я грустный потому, что хочу жениться. Но моя невеста, Мальвина, или Девочка с голубыми волосами, от меня убежала…»

Ответ: __________________________

№6. Нарисуй (или напиши), что было изображено на куске старого холста в каморке бедного Карло.

http://static.wixstatic.com/media/7c95b3_693a142b8767b567f3bea40d90dab0c8.png_srz_440_475_85_22_0.50_1.20_0.00_png_srz

№7. Расшифруй имена героев и запиши правильно:

ррдмуае ____________________

теармон ____________________

№8. Цифры в сказке. Напиши ответ цифрой:

А) Сколько сольдо стоил входной билет на представление Кукольного театра?  _________

Б) В каком ряду сидел Буратино на спектакле?  ____________________

В) Сколько золотых монет дал Карабас Барабас Буратино для папы Карло? _____________

№9. Как правильно посеять деньги на Поле Чудес в городе Дураков? Расставь действия Буратино по порядку:

___ Сказать «крекс, фекс, пекс»http://cs309730.vk.me/v309730268/a142/vw4Tq2kvzPM.jpg

___ Посыпать солью

___ Вырыть ямку

___ Положить золотые

___ Зачерпнуть воды из лужи и полить

___ Засыпать землей

№10. Как назывался кукольный театр, который открыли сами куклы, где они сами писали пьесы в стихах, сами играли? Обведи правильный ответ:

1. «Кукольный театр»буратино3

2. «Театр Папы Карло»

3. «Буратино» 

4. «Молния»

5. «Радость»

Твой результат:

16 – 17 баллов

высокий уровень

Ты – отличный читатель!

11 – 15 баллов

повышенный уровень

Ты – хороший читатель!

8 – 10 баллов

базовый уровень

Ты читал невнимательно, пропустил что-то важное.

0 – 7 баллов

низкий уровень

Перечитай еще раз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей курса «Основы православной культуры» для формирования нравственных ценностей и развития культуры школьников.

Данная работа направлена на достижение планируемых результатов. В связи с этим мне хотелось, чтобы учащиеся в результате освоения курса «Основы православной культуры» научились:·...

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

В статье раскрываются технологии по социализации младших школьников: игровые, информационно-коммуникационные, внеурочная деятельность....

«Личностно-ориентированное обучение с использованием технологии «Портфолио», как средства персонального движения младшего школьника»

Данный  доклад по теме "Личностно-ориентированное обучение с использованием технологии "Портфолио", как средства персонального движения младшего школьника" был представлен на районном методическо...

Статья "Использование технологии продуктивного чтения в литературном образовании младших школьников в современной школе"

Статья  с обобщением опыта работы по технологии продуктивного чтения (типа правильной читательской деятельности) на  уроках литературног чтения....

Открытый урок с использованием технологии формирование критического мышления

Открытый урок по математике с использование технологии формирования критического мышления. Тема урока "Задачи с величинами "цена", "Количество", "стоимость". 2 класс, УМК "Школа России"...