А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Фатеева Татьяна Александровна

Основное содержание темы, понятия и термины А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане...". Структурные части сказки. Выразительное чтение сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_literat._chteniya.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Литературное чтение

3 класс. Урок 24

«Сказка  о  царе  Салтане,  славном  и  могучем  богатыре князе 

Гвидоне  Салтановиче и  о  прекрасной  царевне  Лебеди»

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», совершенствования навыка чтения, работы над развитием выразительной речи, развития творческих способностей, воображения словарного запаса; способствовать воспитанию любви к русской классической литературе

Тип урока

Усвоение знаний и способов действий

Планируемые результаты (предметные)

Понимают литературу как явление национальной культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Соотносят текст и рисунок, составляют словесный план, составляют словарь устаревших слов и подбирают синонимы. Перечитывают сказку и выявляют ее структурные части

Личностные результаты

Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется)

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: общеучебные - владеют приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – выделяют существенную информацию из текста; осуществляют сравнение.

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Основное содержание темы, понятия и термины

 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Структурные части сказки. Выразительное чтение сказки (тона, темп чтения, паузы и логические ударения в стихотворной строке)

Сценарий урока

Этапы урока

Цель деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые результаты

I.Организа-

ционный момент

Мотивирование к учебной деятельности

1. Речевая разминка

а) Дыхательные упражнения “Задуем свечу”, “Понюхаем цветы”

в) скороговорка:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Болтал – болтал, молол-молол, язык болтает, а голова не знает.

Настраиваются на  учебную деятельность

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

II.  Проверка домашнего задания

Выразительное чтение наизусть

Конкурс «лучший чтец». Прочитать выразительно наизусть отрывок «Бой Руслана с головой»

Выразительно читают наизусть отрывок из поэмы. Высказывают свои мнения о качестве чтения.

Предметные: осознанно и выразительно читают наизусть.

Регулятивные: определяют степень успешности чтения

III. Подготовка к основному этапу занятия

Антиципация (предугадывание предстоящего чтения). Постановка учебной задачи.

- Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые, страшные – сказки всегда интересные. Читаешь, слушаешь – дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечения есть в сказках. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Почему вы любите сказки? (В сказках добро всегда побеждает зло, у сказки всегда хороший конец).

Ребята, какие бывают сказки ? (народные, авторские.)

Написать сказку может настоящий поэт, художник в душе и великий мастер.

Слова, которые характеризуют как личность писателя.

П – поэт, прекрасный

У – умный, учёный

Ш – шикарный

К – красивый. классный

И – интересный, интеллектуальный

Н – необычный, необыкновенный

Слушают учителя. Формулируют учебную задачу. Предугадывают предстоящее чтение

Предметные:

Прогнозируют содержание текста по заглавию.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу

IV. Работа с текстом во время чтения

Понимание текста на уровне содержания и смысла.

Поэт очень любил, берег и ценил русские народные сказки, в которых выражалась любовь к родной земле, к природе , народные слова и выражения часто звучали в его сказках.

Ребята, мы сейчас посмотрим маленький фрагмент из сказки. «Сказка о царе Салтане .

Знаменитый русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков под большим впечатлением от сказки написал оперу «Сказка о царе Салтане», которая до сих пор с огромным успехом ставиться на сценах оперных театров. Прослушаем отрывок из оперы. Понравилась вам музыка?

- А сейчас, ребята, мы познакомимся с литературной сказкой А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане, о сыне, славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди» была написана в 1831 году, впервые издана в 1832 году. Этой сказке 186 лет.

Организует чтение сказки учащимися.

Слушают, следят по тексту, описывают свои представления.

Читают по цепочке осознанно, выразительно

Личностные:

Эмоционально воспринимают произведение.

Предметные: воспринимают на слух текст; осознанно читают; находят средства выразительности

Физминутка

“Ветер весело шумит (махи руками над головой вправо-влево)
Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд лодочкой, слегка покачиваясь)
Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо)
В царство славного Салтана (разводят руки перед грудью, кланяясь)
И желанная страна (разводят руки над головой в разные стороны)
Вот уж издали видна (руки сложены в “подзорную трубу”).

V. Работа с текстом после чтения

Осуществление анализа произведения. Развитие навыков поискового чтения

Проводится беседа по вопросам

- Как начинается сказка?

Сравните мать-царицу и ее сестер.

-Как их изображает А.С.Пушкин? Прочитайте.

-Отчего царь Салтан все время грустил? Как об этом говорит поэт? Найдите ответ в тексте.

- О чем печалился князь Гвидон? Ответьте словами сказки.

-Как поэт изображает царевну Лебедь?

Почему она выполняла все желания Гвидона?

В чём проявилась её волшебная сказка? Объясните.

– Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным, внимательным, находчивым, гостеприимным)

 – А царевна лебедь ? (добрая, нежная, отзывчивая, скромная)

Отвечают на вопросы. Находят в тексте сказки ответы на вопросы

Предметные: владеют содержанием сказки

Познавательные:  

Осуществляют сравнение; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные:  высказывают обосновывают свою точку зрения, пытаются принимать иную точку зрения, приходят к общему решению в результате коллективного обсуждения

IV.Рефлексия

Создание ситуации фиксации нового знания

 Подводим итог:

На доске: Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.

– Чему учит нас сказка? (Какими нам быть, как себя вести и общаться с другими людьми.)

Отмечают новые знания, высказывают их друг другу, классу

Регулятивные:  дают эмоциональную оценку полученного от деятельности на уроке результата

Домашнее задание

Развитие памяти. Выразительное чтение наизусть

- Выучить наизусть отрывок из сказки. Подготовьтесь к инсценированию сказки.

Записывают в дневник домашнее задание

Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане...

Презентация+конспект к уроку литературного чтения. 3 класс. УМК "Школа России"....

Урок литературного чтения в 4 классе. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Урок по литературному чтению в 4 классе  А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..." ОС "Школа 2100"...

Презентация к уроку ИЗО "Сказка о царе Салтане..."

Данная презентация поможет учителю в проведении урока ИЗО по теме: "Иллюстрации к сказке А.С Пушкина "Сказка о царе Салтане..."...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина, показать яркость языка произведений и многоплановость творчества автора, прививать любовь к Родине....

Тест "Сказка о царе Салтане .."

тест по сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане.."...

Методическая разработка урока по теме: А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ""

Это итоговый интегрированный  урок изучения сказки А. С. Пушкина. Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный ур...