Технологическая карта урока А.С.Пушкин "Няне" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Алтынбаева Динара Зиннятовна

Технологическая карта урока А.С.Пушкин "Няне" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.s._pushkin_nyane_tehnologicheskaya_karta_uroka.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                               

Класс:  4

Учитель: Алтынбаева Д.З.

Технологическая карта урока

Целевой блок

Тема

А.С. Пушкин «Няне»

Цель

  • Продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина.
  • Продолжить работу со средствами  художественной выразительности речи.
  • Учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя
  • Создать условия для формирования исследовательской деятельности.

Планируемые результаты

предметные умения 

-продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, познакомиться со стихотворением «Няне» и со средствами художественной выразительности  данного стихотворения.

метапредметные умения

Регулятивные:

- в ходе совместных действий ставить учебную задачу и предпринимать коллективные шаги для её решения; понимать и сохранять учебную задачу в процессе работы;

- совместно с учителем планировать решение новой задачи и самостоятельно - решение освоенных учебно-познавательных задач; выполнять всю последовательность намеченных действий и каждое действие в отдельности; использовать речь для регуляции своих действий, понимать инструкции и действовать в соответствии с ними, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, в совместной деятельности искать их причины и стремиться к преодолению, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

- целенаправленно слушать учителя, одноклассников;

- применять различные способы фиксации информации, материализации выполненных действий, в том числе в таблице (словесно, с помощью условных обозначений);

- владеть общими способами решения разнообразных конкретных задач, использовать их в процессе практической работы;

- находить в предложенных текстах, в указанных источниках языковые примеры, заданные факты;

- осуществлять наблюдение, анализ, сравнение, конструирование, классификацию, группировку материала по заданным и самостоятельно выявленным признакам, понимать проводимые аналогии, учитывать их в своих рассуждениях, высказывать предположения, проверять их по учебнику;

- устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы, формулировать их;

- подводить факты языка под понятия.

Коммуникативные:

- воспроизводить информацию, в том числе прочитанные тексты, стараться доносить до других приобретённые знания, услышанное, прочитанное.

Личностные:

-высказывание своего отношения к лирическим героям прочитанного произведения, к их поступкам.

- укрепление желания владеть русским языком, в том числе правильно, выразительно читать;

- становление сознательного отношения к своей речи, в частности к устной, контроля за ней.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: уметь находить нужную информацию  в различных источниках, уметь анализировать стихотворения, понимать значения устаревших слов, осознать роль средств художественной выразительности.

Способствовать развитию:  познавательной активности учащихся; наблюдательности; потребности в познании окружающего мира.

 Воспитывать: культуру поведения при групповой работе, нравственные чувства, патриотическое отношение культурному наследию страны, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность  и пытливость в процессе учения.

Тип урока

Урок  открытия новых знаний.

Учебно-методический комплекс

Учебник,  презентация, раздаточный материал.

Организационно- деятельностный блок

Основные понятия

Биография, архаизмы, сравнение, эпитеты, метафора, выразительное чтение, настроение, паузы, логические ударения, интонация.

Межпредметные связи

чтение, окружающий мир

Диагностика результатов урока

(итог урока)

-Какую цель ставили?

-Достигли цели?

- Оцените деятельность на уроке.

Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения. Задание по выбору.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

фронтальная

групповая

индивидуальная

Книгопечатная продукция:

-учебник: Кубасова О.В. Литературное чтение.4класс.-Смоленск: Ассоциация 21 век; толковый словарь.

 Технические средства обучения:

-презентация, компьютер, мультимедийный проектор, аудио запись.

Оборудование:

-раздаточный материал

- карточки для индивидуальной работы;

- карточки для групповой работы;

- инструкции;

- словарь настроений

-маркеры.

Технологическая карта урока

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивирование к учебной деятельности.

Цель:

Проверить готовность учащихся к уроку, настроить их на работу.

- Проверьте свои рабочие места.

 - Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

-Наш урок я начну с эпиграфа: «Поэзии прекрасные мгновения со мной остались навсегда» А. Тарковский

-Как вы думаете, почему эпиграфом к этому уроку я взяла эти слова? О чём пойдёт речь на уроке?

Проверяют  рабочее место, настраиваются на работу. Выдвигают предположения.

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности.

Контролировать готовность к уроку.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: 

учить формулировать  тему урока и определять цель.

   -Ребята, посмотрите на экран перед вами памятник женщине. Как вы думаете, за какие успехи ей люди установили памятник?

(На экране памятник Арине Родионовне)

Выдвигают предположения. Контролируют правильность

прогнозируемых результатов

Перечисляют подвиги людей.

Развитие мышления и внимания

Осуществлять анализ и синтез.

Принимать и сохранять учебную задачу. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Формировать положительную мотивацию к чтению.

 Выявление места и причины затруднения.

Цель:

Выявить место и причины затруднения

-Ребята, может, вы  догадайтесь кто она, когда я прочитаю письмо, которое написала  эта женщина своему воспитаннику? Кому написано это письмо?

-Произведение,  какого поэта будем сегодня изучать? 

- Правильно, Арина Родионовна родом была из новгородских крестьян. Она вынянчила всех  детей в семье Пушкиных, в том числе и родившего в 1799  году Александра. Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. Это было то время, когда молодой Александр жадно впитывал в себя нянины сказки, песни, народные былины. 

Отгадывают автора произведения.

Вспоминают няню А.С.Пушкина Арину Родионовну.

Определяют   название произведения.

Проверяют правильность ответа.

Ориентировать в мире нравственных ценностей.

Оценивать поступки.

Эмоционально переживать.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Слушать и понимать речь других.

Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

Постановка целей и задач.

Цель:

Обучать постановке целей и прогнозированию содержания произведения по заглавию.

-Давайте попытаемся сформулировать  тему и цели нашего урока, почему я прочитала письмо  от няни Пушкина?

  • Цель: Раскрыть и углубить знания о творчестве Александра Сергеевича Пушкина;
  • Познакомиться с стихотворением А.С.Пушкина и выявить авторское отношение изображаемому;
  • Научиться читать выразительно стихотворение; 

-Я предлагаю ещё одну цель создать виртуальный памятник А.С.Пушкину и его няне и выпустить стенгазету по нашей теме.

Ставят цели урока.

Прогнозируют тему урока, аргументируют свое мнение.

Выдвигают предположения.

Развитие мышления, внимания.

Формулировать тему и определять цель урока с помощью учителя.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

Первичное усвоение новых знаний.

Цель:

познакомить с новым произведением, обеспечить первичное

 целостное восприятие.

 -Мы с вами определили тему урока, цели урока и перед нами фундамент нашего памятника - пьедестал.  Сам памятник мы будем создавать, выполняя различные задания на уроке. Но перед тем как приступить к заданиям мы должны познакомиться со стихотворением

А.С.Пушкина «Няне». Открываем учебники и читаем стихотворение жужжащим чтением.  

Читают текст  про себя. Фиксируют первичные впечатления.

Эмоционально переживать.

Развитие мышления, внимания, памяти.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Готовность воспринимать произведение.

 Исследовательская деятельность.

Цель:

Организовать работу в группах.

Анализ стихотворения

“Няне”

Цель:

Обратить внимание на выразительность  показательного чтения. Анализировать стихотворение.

-Поработаем исследователями. И первое задание будем выполнять в группах. Каждой группе будут выданы свои кейсы для работы.

Какая группа готова представить свою исследовательскую деятельность?

Выходите географы. Оцените работу группы географов.

-Историки, представьте результат своего исследования.

 Оцените работу группы историков .

На экране: светлица-…,вороты-…, всечасно-… ветхая-… лачужка-… обветшалой -… 

-Литературоведы представьте результат своего исследования. У них было задание, которое встречается в 11классе в ЕГЭ по русскому языку.

На экране:

_____(дней суровых, голубка дряхлая моя, ворота забытые) 4 эпитеты

______(будто на часах) 2сравнение

_____(медлят поминутно спицы) 5 метаф.

(внизу даны определения художественно-выразительных средств)

-Вы отлично поработали в группах, справились со всеми заданиями. На нашем постаменте появляется надпись- А.С.Пушкин.

- Теперь я предлагаю вернуться к нашему стихотворению, его будет  читать Василий Иванович Качалов мастер художественного слова, артист. Обратите внимание на выразительность чтения, на интонацию, с которой он будет читать.

-С какой интонацией актёр прочитал данное стихотворение? Почему?

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? Выбери те слова, которые могут охарактеризовать чувства героя к няне в словаре настроений. Подтверди свой выбор словами из стихотворения.

- Как он её назвал? Подтверди свой ответ словами из стихотворения.

- В чем он уверен, думая о ней?

-Как относится няня к поэту?

В связи с суетой житейской А.С.Пушкин очень редко её посещал в селе Михайловском.  Вы помните письмо, где она его постоянно ждёт. Она тоскует, волнуется.

-На нашем постаменте появился надпись Арина Родионовна Матвеева. 

Слушают инструктаж учителя по выполнению задания.

1 группа «географы» (кейс с информационной картой) заполняют паспорт писателя.

2 группа «историки» (кейс- толковый словарь находят значения устаревших слов.

3- группа  «литературоведы» делают рецензию на стихотворение;

Участвуют в коллективной дискуссии.

Защищают исследовательские работы.

Слушают чтение актёра.

Контролируют правильность

прогнозируемых результатов Обсуждают прогнозируемые результаты.

Читают и отвечают на вопрос учителя по проверке первых впечатлений.

Работать в группах.

Объективно оценивают работу других групп. Проявлять доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

Высказывать свои мысли и выражают чувства.

Развитие мышления и внимания.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Осуществлять анализ и синтез, делать выводы и обобщения.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Находить ответы на вопросы.

Аргументировать свою точку зрения.

Выступать перед одноклассниками.

Вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, соблюдая правила речевого этикета.

Отвечать по своей работе. 

Объяснять лексическое значение незнакомых слов.

Целенаправленно пополнять свой словарный запас.

Узнавать биографические сведения об авторе. Находить изобразительно-выразительные средства.

Давать характеристику  лирического героя произведения.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять последовательность событий. Понимать авторское отношение к герою и его поступкам.

Контроль своей деятельности.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 Цель:

сохранение здоровья детей, снятие усталости.

-Вдох через нос, выдох через рот.

-Произносим звуки [а о э у и ы]

Участвуют в проведении физкультминутки.

Слушать учителя, выполнять установленные действия.

Работа над выразительностью чтения. 

Цель:

учить выразительно читать стихотворение вслух.

-  Исследование продолжается. Вам предстоит исследовать стихотворение с точки зрения знаков препинания. Возьмите тексты, напечатанные на листах. По памятке, помещённой ниже, расставьте паузы, логическое ударение, обратите внимание на остальные пункты памятки.

-Прочитаем стихотворение с учетом всех знаков препинания.

Слушают инструктаж учителя по выполнению задания. Расставляют паузы и логические ударения.

Читают стихотворение с учетом всех знаков препинания.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь работать самостоятельно.

Развивать навык правильного,  осознанного, выразительного чтения. Применять знания на практике.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

проанализировать и дать оценку успешности достижения цели.

-Ребята, мы с вами хорошо потрудились, и итогом нашей работы стал виртуальный памятник.

-Вы знаете, сколько всего памятников А.С.Пушкину в мире? Во всем мире установлено  более 270 памятников. Такого количества памятников не удостоился ни один деятель литературы.

- А есть в г.Пензе памятник А.С.Пушкину?

-Ребята, в нашем районе есть памятник Пушкину? Возможно, когда-нибудь решат поставить такому великому поэту памятник, и мы предложим свой проект.

-Посмотрите, на наш памятник. Как вы думаете, чего не хватает рядом с памятником? Я приготовила цветы, давайте возложим эти цветы к памятнику.

-Каких целей, поставленных в начале урока, вы достигли?

- Мне приятно, что наша встреча состоялась благодаря Пушкину.

Осуществляют рефлексию.

Адекватно оценивать свои достижения.

Развитие мышления, внимания,  памяти. Формирование системы нравственных ценностей (любовь и гордость за свою страну, уважительное отношений к памятникам культуры, уважение к старшим)

Делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Участвовать в дискуссии.

Осознание уровня и качества усвоения учебного материала.

Домашнее задание.

Цель:

вызвать интерес домашнему заданию, дать рекомендации по его выполнению.

-Д/З будет таким: обязательная часть 1) подготовить выразительное чтение стихотворения, передавая настроение героя;

- остальное, на предлагаю на выбор:

1)найти и прочитать другие стихи А.С.Пушкина, посвящённые няне;

2) нарисовать иллюстрацию к стихотворению;

-Хочется мне закончить урок словами А.Пушкина: «Друзья мои, прекрасен наш союз» Спасибо за урок!

Выбирают и записывают домашнее задание.

Развитие творческих способностей.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь работать самостоятельно.

Развивать навык правильного, выразительного осознанного, чтения.

Иллюстрировать произведение.

Искать информацию

Приложение

Задание в группах.

Найти значения устаревших слов.

светлица-_____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

всечасно-____________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________

ветхая-_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

лачужка-________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________

теснят -________________________________________________________________________________________

Задание в группах.

______ (дней суровых, голубка дряхлая моя, ворота забытые, чёрный отдалённый путь)

______ (будто на часах)

______ ( медлят поминутно спицы)

Список терминов:

1.антонимы

2.сравнения

3.олицетворения

4.эпитеты

    5. метафора

СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ

- привязанность,

- любовь,

- жалость,

- сострадание,

- нежность,

- уважение,

- восхищение,

- забота,

- тоска,

- страдание от разлуки,

- чувство вины  за долгое отсутствие,

- признательность за время, проведённое вместе,

- благодарность,

- настроение одиночества и тревоги,

- затерянность, заброшенность,

- тихая радость,

-светлая печаль,

- радость, восторг…

Задание в группах.

ПАСПОРТ   А.С.Пушкина

ФИО____________________________

День  рождения__________________

Образование_____________________

Чем известен_____________________
_________________________________

__________________________________

Чем известен(не менее 3-х произведений)

________________________________

________________________________

Дата смерти, место захоронения

__________________________________

_________________________________

Дни памяти________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)

Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки".  Создаются условия для формирования  активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока математики в 4 классе Тема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного) УМК: Перспектива и презентация к уроку

Технологическая карта урока  математики в 4 классеТема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного), УМК "Перспектива"К уроку прилагается презентация. Цель урока: ...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...