Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Мотивирование к учебной деятельности. (1 мин) Цель: Проверить готовность учащихся к уроку, настроить их на работу. | - Проверьте свои рабочие места. - Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха. - Присаживайтесь. | Проверяют рабочее место, настраиваются на работу. | Положительно относится к учению, познавательной деятельности. | Контролировать готовность к уроку.
|
|
Актуализация знаний и пробное учебное действие (4 мин) Цель: учить формулировать тему урока и определять цель.
| - Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по миру детской литературы и познакомимся с произведением великого русского писателя. Попробуйте отгадать, о каком писателе идет речь. (Слайд №2 с портретом Л. Н. Толстого) - Он родился 1828 году в усадьбе Ясная Поляна.
- Был озадачен просвещением народа.
- С целью образования крестьянских детей открыл для них бесплатную школу, написал «Азбуку».
- Что еще вам известно о Льве Николаевиче Толстом? - Вспомните, какие еще произведения Л. Н. Толстого вы читали. - Не заглядывая в учебник, попробуйте самостоятельно расшифровать название произведения, с которым мы познакомимся сегодня. (Слайд №3).
(«Филипок»)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Л. Н. Толстой «Филипок») - Правильно. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Л. Н. Толстого «Филипок»
| Отгадывают автора произведения. Называют прочитанные ранее произведения Л. Н. Толстого. Расшифровывают название произведения. Проверяют правильность ответа. Формулируют тему урока.
| Развитие мышления и внимания | Осуществлять анализ и синтез. Принимать и сохранять учебную задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Формулировать тему и определять цель урока с помощью учителя.
| Формировать положительную мотивацию к чтению. Приводить биографические данные писателя. Перечислять названия произведений данного автора. |
Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цель: познакомить с литературным произведением нравственной тематики. | - Рассмотрите обложку книги. (Слайд №4) - Кто автор? - Как она называется? - Кто такой Филипок? - В какое время жил мальчик, который здесь нарисован? - Как вы догадались?
.
| Рассматривают обложку книги, называют автора, название произведения.
| Ориентировать в мире нравственных ценностей. Оценивать поступки. Эмоционально переживать. | Принимать и сохранять учебную задачу. Слушать и понимать речь других. | Формировать тип правильной читательской деятельности. Развивать навык правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения. |
1.Прогнозирование содержания текста. (3 мин) Цель: обучать прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрации. | - Цель нашего урока – узнать кто такой Филипок, какими чертами характера он обладает, и подумать, обладаете ли вы такими качествами | Прогнозируют содержание произведения, аргументируют свое мнение.
| Развитие мышления, внимания.
| Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
| Ориентироваться в учебнике. Развивать антипацию. |
2.Первичное чтение текста. (3 мин) Цель: познакомить с новым произведением, обеспечить первичное целостное восприятие.
| - Мы знаем автора, нам известно название, пора знакомиться с произведением. - Я буду читать произведение, вы внимательно слушайте, так как после чтения мы определим, кто из вас был более точен при прогнозировании. А еще вам нужно будет ответить на вопрос: «Что сам про себя говорит Филипок?»
http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/a3/e4/48/d2/ff/db/88/7b/6c/19/ce/99/8f/3e/59/37/html/content/index.html
| Слушают текст. Контролируют правильность прогнозируемых результатов | Эмоционально переживать. Развитие мышления, внимания, памяти. | Принимать и сохранять учебную задачу.
| Воспринимать на слух произведение. |
3.Проверка первых впечатлений. (3 мин) Цель: проверить первичное восприятие произведения .
| - Вот мы и познакомились с еще одним произведением Л. Н. Толстого. - О ком эта история? - Подтвердились ли ваши предположения? - Кто был наиболее точен? - Что сам про себя говорит Филипок? - Прочитайте первый вопрос на с. 140. (Как ты думаешь, прав ли Филипок, говоря: «Я бедовый… Я страсть какой ловкий!...»?) - Как вы понимаете слово «бедовый»? - Как бы вы на него ответили? | Обсуждают прогнозируемые результаты и реальные события. Читают и отвечают на вопрос учебника по проверке первых впечатлений. | Высказывать свои мысли и выражают чувства. Развитие мышления и внимания.
| Вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, соблюдая правила речевого этикета. | Отвечать на вопросы по содержанию текста. |
4. Повторное чтение и работа с текстом. (16 мин) Цель: учить читать вслух правильно, плавно, целыми словами; достичь понимания текста на уровне содержания; учить составлению картинного плана.
| - Давайте перечитаем текст еще раз и попробуем ответить на вопрос: «Каков Филипок?», а также составим картинный план, который пригодиться нам при выполнении домашнего задания. 1 часть – чтение «цепочкой». - Почему Филипок пошёл в школу? (Филипок пошел в школу потому, что хотел учиться.) - Почему мать не отдала его учиться? (Мать не пустила Филипка в школу, потому что считала его маленьким.) - Как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда отец уехал в лес, мать ушла на работу, а бабушка уснула на печке.) - Как можно было бы озаглавить эту часть? (Скучно одному дома.) - Выберите из предложенных вариантов подходящую иллюстрацию и поставьте ее на нужное место. (Слайд №5).
2 часть – чтение «цепочкой» - Далеко ли была школа? (Школа была за селом у церкви. Чтобы попасть в нее, нужно было пройти всю деревню.) - Какие препятствия встретились на пути Филипка? (На Филипка напали собаки.) - Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его никогда не видели. А еще собаки лают, когда бежишь. Филипок не шел, а бежал в школу.) - Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки? (Филипок мог остановиться и пойти шагом.) - Преодолел ли он их? - Почему он не вернулся, хотя было страшно? (Филипок хотел попасть в школу.) - Как можно было бы озаглавить эту часть? (Дорога в школу.) - Выберите из предложенных вариантов подходящую иллюстрацию и поставьте ее на нужное место.
3 часть – чтение «цепочкой», - Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? Найдите и ответьте словами из текста. («На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал думать, что ему делать. Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится.») - Как можно было бы озаглавить эту часть? (На крыльце.) - Выберите из предложенных вариантов подходящую иллюстрацию и поставьте ее на нужное место.
4 часть – чтение подготовленного ученика, - Как вошел Филипок в школу? (Он снял шапку, вошел тихо.) - Какие чувства он испытывал? Докажите словами из текста. («А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал.») - А какие чувста испытали бы вы, окажись на месте Филипка? - Как можно было бы озаглавить эту часть? (Страшно!) - Выберите из предложенных вариантов подходящую иллюстрацию и поставь ее на нужное место. | Читают 1 - 3 части по «цепочке». Подготовленный ученик читает 4 часть. Участвуют в коллективной дискуссии. Озаглавливают смысловые части. Составляют картинный план.
| Высказывать свои мысли и выражают чувства. Проявлять уважение к чужому мнению. Развитие мышления, внимания, памяти.
| Принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять анализ и синтез, делать выводы и обобщения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы. Аргументировать свою точку зрения.
| Читать текст целыми словами, интонациионно объединяя их в словосочетанияОтвечать на вопросы по содержанию текста. Давать характеристику героя произведения. Определять нравственный смысл произведения. Определять последовательность событий. Составлять картинный план. Понимать авторское отношение к герою и его поступкам.
|
Физкультминутка. (1 мин) Цель: сохранение здоровья детей, снятие усталости. | Физкультминутка для глаз: упражнения «Кузнечики», «Маятник», «Циферблат», «Бабочка», «Восьмерка» (повторяются по 3-4 раза). | Участвуют в проведении физкультминутки. |
| Слушать учителя, выполнять установленные действия. |
|
5. Чтение отрывка произведения по ролям. (7 мин) Цель: учить выразительно читать произведение по ролям;
| 5 часть – чтение «про себя», чтение по ролям, - Прочитайте 5 часть про себя, подготовьтесь читать эту часть по ролям. - Творческая группа подготовила и прочитала для нас отрывок по ролям. Давайте оценим их труд с помощью условных знаков – «солнышек» и «тучек». - Как вел себя Филипок после похвалы? Что он сказал? («Я бедовый…») - О каком качестве говорит эта фраза? (Филипок – хвастунишка.) - Зачем он так сказал учителю? (Он так сказал учителю, чтобы убедить его в своем умении учиться.) - Как можно было бы озаглавить эту часть? («Ты погоди хвалиться, а поучись.») - Выберите из предложенных вариантов подходящую иллюстрацию и поставьте ее на нужное место. -Так каков же на самом деле Филипок? (Слайд №6) - Выберите те качества, которыми можно охарактеризовать его. (Филипок - самостоятельный, трусливый, настойчивый, нерешительный, смелый, хвастливый, может добиваться своей цели). - Какие черты характера хотели бы вы сформировать у себя? - Какое желание было у Филипка? (У Филипка была цель – учиться, получать знания). - А у кого из вас такая цель, как и у Филипка? | Читают 5 часть «про себя». Инсценируют 5 часть. Дают оценку чтения одноклассников.
| Развитие творческих способностей. | Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь работать самостоятельно. Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
| Делать пометы для организации чтения по ролям. Выразительно читать по ролям. Давать оценку чтения одноклассников. |
6. Лексическая работа. (резервное задание) Цель: уточнить лексическое значение редко встречающихся слов и выражений.
| -Для выполнения домашнего задания нам необходимо уточнить некоторые слова и выражения, встречающиеся в тексте. Для этого откройте тетрадь на с.80 и выполните задание в парах.
- Проверим, что у вас получилось. | Слушают инструктаж учителя по выполнению задания. Работают в парах по тетрадям над уточнением слов и выражений, осуществляют взаимопомощь и взаимоконтроль. Поверяют правильность выполнения задания. Исправляют допущенные ошибки. | Формировать способность к сотрудничеству. Развитие мышления, памяти. | Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь работать в паре. Проверять себя, сверяя свой ответ с образцом. Осуществлять взаимоконтроль.
| Объяснять лексическое значение незнакомых слов. Целенаправленно пополнять свой словарный запас. |
Домашнее задание. (3 мин) Цель: вызвать интерес домашнему заданию, дать рекомендации по его выполнению.
| - Я предлагаю вам дома стать Филипками. Ваше домашнее задание сегодня имеет цвет: - красный – подготовить выразительное чтение текста и нарисовать Филипка.
- жёлтый – подготовить пересказ текста.
- синий – подготовить пересказ текста от имени Филипка.
- Каждый выберет для себя то задание, которое ему по силам. Уровень заданий идет от простого к сложному. Поставьте перед собой цель и постарайтесь обязательно достичь ее дома, как и Филипок. | Выбирают и записывают домашнее задание. | Развитие творческих способностей. | Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь работать самостоятельно.
| Развивать навык правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения. Пересказывать текст по плану. Пересказывать текст от лица главного героя. Иллюстрировать произведение. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин) Цель: проанализировать и дать оценку успешности достижения цели.
| - Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог. - Зачем Л. Н. Толстой написал это произведение? Чему оно вас научило? (В жизни нужно добиваться поставленной перед собой цели и не бояться, что у тебя не получится.) - Могла бы эта история произойти на самом деле? - Как называется жанр такого произведения? - Что такое быль? (Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле). - Чему вы сегодня учились на уроке? (Мы учились составлять план, давать характеристику главному герою, прислушиваться к мнению друг друга, выразительному чтению, чтению по ролям.) - Вам было интересно на уроке? - Как вы думаете, это урок прошел успешно для вас? Покажите свое настроение с помощью наших значков. - Вы хорошо поработали, молодцы!
| Осуществляют рефлексию. | Адекватно оценивать свои достижения. Развитие мышления, внимания, памяти. | Делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Участвовать в дискуссии. |
|