ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Л.Н. Толстой «Филипок».
план-конспект урока по чтению на тему

Алтынбаева Динара Зиннятовна

Технологическая карта урока Л.Н. Толстой «Филипок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.altynbaeva_d.z.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ Сосновоборского района, с.Индерка.

Учитель: Алтынбаева Динара Зиннятовна

Предмет

Литературное чтение.

Класс

2

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Технология построения урока

Технология продуктивного чтения.

Тема

Л.Н. Толстой «Филипок».

Цель

 Образовательные: пополнять активный словарный запас учащихся; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в парах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык; создать условия для  формирования у учащихся личного качества «целеустремленности».

Основные термины, понятия

Рассказ, картинный план, проза, тема, заголовок, характер героя, главная мысль, чтение по ролям, план рассказа, пересказ подробный, пересказ по плану, цитата, логическое ударение, завязка, сюжетная линия, концовка, иллюстратор.

Планируемый результат

Предметные умения

  • - читать выразительно безошибочно бегло;
  • отличать рассказ от произведений других жанров, делить рассказ на части, составлять картинный план, находить средства художественной выразительности;
  • овладевать способом выразительного чтения (интонирование в зависимости от содержания текста и знаков препинания), с выделением логического ударения;
  • участвовать в коллективных беседах, дискуссиях по прочитанному; обсуждать поступки героев;                                                   отличать прозаический текст от поэтического;                                   знать жанровые особенности разных литературных произведений, уметь различать жанры;
  • формировать интерес к чтению как средству получения информации и удовлетворения эстетических запросов;
  • использовать ознакомительное и смысловое чтение в процессе работы над произведением;                                                                                    
  • составлять небольшие высказывания на тему прочитанного или прослушанного произведения;

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебник;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная, фронтальная, парная.

Книгопечатная продукция : Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений/ О.В. Кубасова.- 3-е изд., перераб. и доп.-   Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011

 

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование (интерактивная доска, компьютер, проектор).

Дидактические задачи этапов урока

№ п/п

Этапы урока

Дидактические задачи (цель этапа)

1

Мотивация к учебной деятельности

включить в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

пробовать учебное действие; фиксация затруднения.

3

Выявление места и причины затруднения

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

4

Построение проекта выхода из затруднения

построить план выхода из затруднения, выбор способа и средств ее реализации.

5

Реализация построенного проекта

построить и зафиксировать новое знания.

6

Первичное закрепление

применить новое знание, учить выразительно читать произведение по ролям

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

применить новые знания в самостоятельной работе.

8

Включение в систему знаний и повторение

соотнести цели урока и его результат, вызвать интерес к домашнему заданию, дать рекомендации по его выполнению

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

проанализировать и дать оценку успешности достижения цели.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивирование к учебной деятельности. (1 мин)

Цель:

Проверить готовность учащихся к уроку, настроить их на работу.

- Проверьте свои рабочие места.

- Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха.

- Присаживайтесь.

Проверяют  рабочее место, настраиваются на работу.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности.

Контролировать готовность к уроку.

Актуализация знаний и пробное учебное действие (4 мин)

Цель: 

учить формулировать  тему урока и определять цель.

- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по миру детской литературы и познакомимся с произведением  великого русского писателя. Попробуйте отгадать, о каком писателе идет речь. (Слайд №2 с портретом Л. Н. Толстого)

  • Он родился 1828 году в усадьбе Ясная Поляна.
  • Был озадачен просвещением народа.
  • С целью образования крестьянских детей открыл для них бесплатную школу, написал «Азбуку».

- Что еще вам известно о Льве Николаевиче Толстом?

- Вспомните, какие еще произведения Л. Н. Толстого вы читали.

- Не заглядывая в учебник, попробуйте самостоятельно расшифровать название произведения, с которым мы познакомимся сегодня. (Слайд №3).

7

4

3

6

1

2

5

К

И

Л

О

Ф

И

П

(«Филипок»)

- Сформулируйте тему нашего урока.

(Л. Н. Толстой «Филипок»)

- Правильно. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Л. Н. Толстого «Филипок»

Отгадывают автора произведения.

Называют прочитанные ранее произведения

Л. Н. Толстого. Расшифровывают   название произведения.

Проверяют правильность ответа.

Формулируют тему урока.

Развитие мышления и внимания

Осуществлять анализ и синтез.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Формулировать тему и определять цель урока с помощью учителя.

Формировать положительную мотивацию к чтению.

Приводить биографические данные писателя.

Перечислять названия произведений данного автора.

 Выявление места и причины затруднения (2 мин)

Цель:

познакомить с литературным произведением нравственной тематики.

- Рассмотрите обложку книги. (Слайд №4)

- Кто автор?

- Как она называется?

- Кто такой Филипок?

- В какое время жил мальчик, который здесь нарисован?

- Как вы догадались?

.

Рассматривают обложку книги, называют автора, название произведения.

Ориентировать в мире нравственных ценностей.

Оценивать поступки.

Эмоционально переживать.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Слушать и понимать речь других.

Формировать тип правильной читательской деятельности.

Развивать навык правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения.

1.Прогнозирование содержания текста.

(3 мин)

Цель:

обучать прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрации.

- Цель нашего урока – узнать кто такой Филипок, какими чертами характера он обладает, и подумать, обладаете ли вы такими качествами

Прогнозируют содержание произведения, аргументируют свое мнение.

Развитие мышления, внимания.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Ориентироваться в учебнике.

Развивать антипацию.

2.Первичное чтение текста. (3 мин)

Цель:

познакомить с новым произведением, обеспечить первичное целостное восприятие.

 - Мы знаем автора, нам известно название, пора знакомиться с произведением.

- Я буду читать произведение, вы внимательно слушайте, так как после чтения мы определим, кто из вас был более точен при прогнозировании. А еще вам нужно будет ответить на вопрос: «Что сам про себя говорит Филипок?»

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/a3/e4/48/d2/ff/db/88/7b/6c/19/ce/99/8f/3e/59/37/html/content/index.html

Слушают текст.

Контролируют правильность

прогнозируемых результатов

Эмоционально переживать.

Развитие мышления, внимания, памяти.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Воспринимать на слух произведение.

3.Проверка первых впечатлений. (3 мин)

Цель:

проверить первичное восприятие произведения .

- Вот мы и познакомились с еще одним произведением Л. Н. Толстого.

- О ком эта история?

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Кто был наиболее точен?

- Что сам про себя говорит Филипок?

- Прочитайте первый вопрос на с. 140. (Как ты думаешь, прав ли Филипок, говоря: «Я бедовый… Я страсть какой ловкий!...»?)

- Как вы понимаете слово «бедовый»?

- Как бы вы на него ответили?

Обсуждают прогнозируемые результаты и реальные события.

Читают и отвечают на вопрос учебника по проверке первых впечатлений.

Высказывать свои мысли и выражают чувства.

Развитие мышления и внимания.

Вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, соблюдая правила речевого этикета.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

4. Повторное чтение и работа с текстом. (16 мин)

Цель:

учить читать вслух правильно, плавно, целыми словами;

достичь понимания текста на уровне содержания;

учить составлению картинного плана.

- Давайте перечитаем текст еще раз и попробуем ответить на вопрос: «Каков Филипок?», а также составим картинный план, который пригодиться нам при выполнении домашнего задания.

1 часть – чтение «цепочкой».

- Почему Филипок пошёл в школу? (Филипок пошел в школу потому, что хотел учиться.)

- Почему мать не отдала его учиться? (Мать не пустила Филипка в школу, потому что считала его маленьким.)

- Как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда отец уехал в лес, мать ушла на работу, а бабушка уснула на печке.)

- Как можно было бы озаглавить эту часть? (Скучно одному дома.)

- Выберите из предложенных вариантов подходящую иллюстрацию и поставьте ее на нужное место. (Слайд №5).

2 часть – чтение «цепочкой»

- Далеко ли была школа? (Школа была за селом у церкви. Чтобы попасть в нее, нужно было пройти всю деревню.)

- Какие препятствия встретились на пути Филипка? (На Филипка напали собаки.)

- Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его никогда не видели. А еще собаки лают, когда бежишь. Филипок не шел, а бежал в школу.)

- Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки? (Филипок мог остановиться и пойти шагом.)

- Преодолел ли он их?

- Почему он не вернулся, хотя было страшно? (Филипок хотел попасть в школу.)

- Как можно было бы озаглавить эту часть? (Дорога в школу.)

- Выберите из предложенных вариантов подходящую иллюстрацию и поставьте ее на нужное место.

3 часть – чтение «цепочкой»,

- Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? Найдите и ответьте словами из текста. («На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал думать, что ему делать. Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится.»)

- Как можно было бы озаглавить эту часть? (На крыльце.)

- Выберите из предложенных вариантов подходящую иллюстрацию и поставьте ее на нужное место.

4 часть – чтение подготовленного ученика,

- Как вошел Филипок в школу? (Он снял шапку, вошел тихо.)

- Какие чувства он испытывал? Докажите словами из текста. («А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал.»)

- А какие чувста испытали бы вы, окажись на месте Филипка?

- Как можно было бы озаглавить эту часть? (Страшно!)

- Выберите из предложенных вариантов подходящую иллюстрацию и поставь ее на нужное место.

Читают 1 - 3 части по «цепочке».

Подготовленный ученик читает  4 часть.

Участвуют в коллективной дискуссии.

Озаглавливают смысловые части.

Составляют картинный план.

Высказывать свои мысли и выражают чувства.

Проявлять уважение к чужому мнению.

Развитие мышления, внимания, памяти.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Осуществлять анализ и синтез, делать выводы и обобщения.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы.

Аргументировать свою точку зрения.

Читать текст целыми словами, интонациионно объединяя их в словосочетанияОтвечать на вопросы по содержанию текста. Давать характеристику героя произведения.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять последовательность событий.

Составлять картинный план.

Понимать авторское отношение к герою и его поступкам.

Физкультминутка.

(1 мин)

Цель:

сохранение здоровья детей, снятие усталости.

Физкультминутка для глаз: упражнения «Кузнечики», «Маятник», «Циферблат», «Бабочка», «Восьмерка» (повторяются по 3-4 раза).

Участвуют в проведении физкультминутки.

Слушать учителя, выполнять установленные действия.

5. Чтение отрывка произведения по ролям. (7 мин)

Цель:

учить выразительно читать произведение по ролям;

5 часть – чтение «про себя», чтение по ролям,

- Прочитайте 5 часть про себя, подготовьтесь читать эту часть по ролям.

- Творческая группа подготовила и прочитала для нас отрывок по ролям. Давайте оценим их труд с помощью условных знаков – «солнышек» и «тучек».

- Как вел себя Филипок после похвалы? Что он сказал? («Я бедовый…»)

- О каком качестве говорит эта фраза? (Филипок – хвастунишка.)

- Зачем он так сказал учителю? (Он так сказал учителю, чтобы убедить его в своем умении учиться.)

- Как можно было бы озаглавить эту часть? («Ты погоди хвалиться, а поучись.»)

- Выберите из предложенных вариантов подходящую иллюстрацию и поставьте ее на нужное место.

-Так каков же на самом деле Филипок? (Слайд №6) 

- Выберите те качества, которыми можно охарактеризовать его.

(Филипок - самостоятельный, трусливый, настойчивый, нерешительный, смелый, хвастливый, может добиваться своей цели).

- Какие черты характера хотели бы вы сформировать у себя?

- Какое желание было у Филипка? (У Филипка была цель – учиться, получать знания).

- А у кого из вас такая цель, как и у Филипка?

Читают 5 часть «про себя».

Инсценируют 5 часть.

Дают оценку чтения одноклассников.

Развитие творческих способностей.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь работать самостоятельно.

Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Делать пометы для организации чтения по ролям.

Выразительно читать по ролям.

Давать оценку чтения одноклассников.

6. Лексическая работа.

(резервное задание)

Цель:

уточнить лексическое значение редко встречающихся слов и выражений.

-Для выполнения домашнего задания нам необходимо уточнить некоторые слова и выражения, встречающиеся в тексте. Для этого откройте тетрадь на с.80 и выполните задание в парах.

- Проверим, что у вас получилось.

Слушают инструктаж учителя по выполнению задания. Работают в парах по тетрадям над уточнением слов и выражений, осуществляют взаимопомощь и взаимоконтроль.

Поверяют правильность выполнения задания.

Исправляют

допущенные ошибки.

Формировать способность к сотрудничеству.

Развитие мышления, памяти.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь работать в паре.

Проверять себя, сверяя свой ответ с образцом.

Осуществлять взаимоконтроль.

Объяснять лексическое значение незнакомых слов.

Целенаправленно пополнять свой словарный запас.

Домашнее задание.

(3 мин)

Цель:

вызвать интерес домашнему заданию, дать рекомендации по его выполнению.

- Я предлагаю вам дома стать Филипками.

Ваше домашнее задание сегодня имеет цвет:

  • красный – подготовить выразительное чтение текста и нарисовать Филипка.
  • жёлтый – подготовить пересказ текста.
  • синий – подготовить пересказ текста от имени Филипка.

- Каждый выберет для себя то задание, которое ему по силам. Уровень заданий идет от простого к сложному. Поставьте перед собой цель и постарайтесь обязательно достичь  ее дома, как и Филипок.

Выбирают и записывают домашнее задание.

Развитие творческих способностей.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь работать самостоятельно.

Развивать навык правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения.

Пересказывать текст по плану.

Пересказывать текст от лица главного героя.

Иллюстрировать произведение.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин)

Цель:

проанализировать и дать оценку успешности достижения цели.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.

- Зачем Л. Н. Толстой написал это произведение? Чему оно вас научило? (В жизни нужно добиваться поставленной перед собой цели и не бояться, что у тебя не получится.)

- Могла бы эта история произойти на самом деле?

- Как называется жанр такого произведения?

- Что такое быль? (Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле).

- Чему вы сегодня учились на уроке? (Мы учились составлять план, давать характеристику главному герою, прислушиваться к мнению друг друга, выразительному чтению, чтению по ролям.)

- Вам было интересно на уроке?

- Как вы думаете, это урок прошел успешно для вас? Покажите свое настроение с помощью наших значков.

- Вы хорошо поработали, молодцы!

Осуществляют рефлексию.

Адекватно оценивать свои достижения.

Развитие мышления, внимания,  памяти.

Делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Участвовать в дискуссии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Л.Н. Толстой "Лев и собачка" 3 класс

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: Л.Н. Толстой "Лев и собачка" для 3 класса. УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку: Л.Н.Толстой "Филипок"

Технологическая карта к уроку: "Л.Н.Толстой "Филипок"...

Технологическая карта урока литературного чтения Л. Н. Толстой «Филипок"

Технологическая карта урока литературного чтения для 2 класса....

Конспект урока "Л.Н.Толстой "Филипок"" 2 класс

Конспект урока "Л.Н.Толстой "Филипок"" 2 класс...

Технологическая карта урока Л.Н. Толстой "Лев и собачка"

Технологическая карта урока Л.Н. Толстой "Лев и собачка"...

Технологическая карта урока литературного чтения «Толстой Л.Н. «Акула»»

Технологическая карта урока литературного чтения «Толстой Л.Н. «Акула»» Программа "Перспектива". 3 класс...