Технологическая карта к уроку: Л.Н.Толстой "Филипок"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Никифорова Светлана Эдуардовна

Технологическая карта к уроку: "Л.Н.Толстой "Филипок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.n.tolstoy_urok.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Изучение нового материала 

Технологическая карта урока по литературному чтению.

Тема урока

Л.Н. Толстой "Филипок"

Цель

Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением

Задачи

Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать; наблюдать за развитием сюжета.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты

Предметные: 

  • литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом;
  • основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность);
  • формируют в себе грамотного читателя;
  • учатся по результатам наблюдений делать выводы;
  • обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор

УУД

Личностные:

  • Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
  • Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные:

  • Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  
  • Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
  • Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы

Коммуникативные:

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме
  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы

Познавательные:

  • Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя
  • Осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков
  • Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения 
  • Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект

Основные понятия

Слобода, простреленок, бедовый, сенцы

Межпредметные связи

 русский язык

Оборудование

 

Учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. «Литературное чтение», 2кл. 1часть

Презентация к уроку

Аудиозапись «Филипок»

Карточки-характеристики, для рефлексии (карандаши), карточки с заданиями для микрогрупп

 Задачи этапа урока

 

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Задачи: 

- Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.  

 Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Приветствуют учителя

Личностные:

Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

1 мин

III. Сообщение темы

Задачи:

Организовать работу по постановке задач и формулированию темы урока

- Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим изучение произведений великого русского писателя Л.Н.Толстого, поговорим о его жизне, узнаем толкование новых для вас слов.

Регулятивные:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  

2 мин

IV. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

Задачи:

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения.

- Что вы знаете о жизни и творчестве писателя? Когда он жил?

Какие его произведения вы уже читали?

Презентация о его жизне.

- Посмотрите внимательно на его портрет, по его лицу и манере одеваться (мудрый, гениальный, талантливый человек с добрым сердцем)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его рассказов.

А с чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете, отгадав загадку.

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают.

- Правильно, это школа.

- Подумайте, почему именно слово школа будет “ключиком” для нашего урока?

- Знаете ли вы, как школа связана с писателем?

- СЛАЙД Правильно, он создал школу и написал азбуку. Русская Азбука была создана в 1872г.

- СЛАЙД Давайте мы с вами окунемся в ту эпоху. Мы перенесёмся на 100 лет назад в школу и тихонько заглянем на урок.

- Что делают дети?

- По названию первых букв из древнерусского алфавита составьте слово, которое будет являться названием рассказа, который мы будем изучать на уроке (показ букв).

ФЕРТ ИЖЭ ЛЮДИ ИЖЭ ПОКОЙ ОНКАКО

Ф        и        л        и        п        о      к

- Как вы думаете, о ком мы будем читать? (о мальчике, которого зовут Филипок).

Словарная работа.

- В рассказе нам встретятся незнакомые слова:

Слобода – большое село, деревня

Пострелёнок – непоседа, шалун

Бедовый – шустрый, смелый

- найдите объяснение этих слов в словарике в конце учебника.

-Перед тем, как начнем читать, я предлагаю вам немного отдохнуть, встаньте из-за парт.

Физминутка

Потрудились — отдохнём

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Готовятся к восприятию текста

1. Л.Н.Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерьми.

2. Он составил “Русскую Азбуку” и написал много рассказов для детей, которые включил в эту книгу.

Анализируют иллюстрацию

Расшифровывают тему произведения

Знакомятся с новыми словами

Выполняют физминутку

расширяют свой кругозор

учатся по результатам наблюдений делать выводы;

обогащают свой словарный запас

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные:

Осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные:

Осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения 

Регулятивные:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

 10мин

2.Чтение, аналитико – синтетическая работа с текстом.

Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом

Первичное чтение

- Прослушайте внимательно рассказ. Подчеркните простым карандашом непонятные слова и выражения. И подумайте, какова была цель главного героя. Аудиозапись «Филипок»

- Вам понравился рассказ?

- Какие эмоции, чувства он у вас вызвал?

- О чем рассказ?

- Кто главный герой?

- Какие слова и выражения вам были непонятны? 

Подённая работа - работа с оплатой по отработанным дням.

Украдкой - выполнение действия, чтобы никто не заметил, не узнал.

Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Сенцы – нежилая часть помещения между домом и крыльцом.

- Как вы думаете, эта история могла бы произойти на самом деле?

- Как называется такой жанр произведений? (Быль).

- Рассказ был написан более 100 лет назад, это быль.

Вторичное чтение

- А сейчас мы с вами станем героями этого рассказа. Разыграем маленький спектакль.

- Но перед этим давайте разберемся, где происходят события рассказа.

- Как вы представляете село, где живет Филипок? (старое, бедное, крестьянское)

- Представьте дом, быт. (живут большой семьей в маленьком доме, бедно, но дружно)

- Представьте школу, чем она отличается от современной? (деревянная, обычная, без компьютеров)

- Какие персонажи встречаются в рассказе? (Филипок, мама, мужик, баба с ведром, учитель, 1ученик)  

- Выбираем персонажей, читаем по ролям, я буду читать слова автора. Нам нужно перевоплотиться в своих персонажей. Какими вы их представляете? Читаем выразительно и правильно.

- Молодцы, у нас все получилось!

- Как, по-вашему, характеризует поступок Филипка?

- Как вы думаете, почему он так сильно хотел пойти в школу?

- Какие, на ваш взгляд, Филипок переживал чувства, эмоции, когда оказался в школе? (волнение, тревога)

- А теперь давайте составим словесный портрет Филипка. Перед вами на доске карточки со словами. Выберите те, которые характеризуют мальчика. И поясните, как это показано в тексте.

Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный, целеустремлённый.

Физминутка для глаз

Слушают аудиозапись

Работают с непонятными словами и выражениями

Размышляют

Наблюдают за «словом», за развитием сюжета

Отвечают на вопросы

Учащиеся читают

Анализируют, формируют собственную точку зрения

Размышляют, отвечают на вопросы учителя

Составляют словесный портрет героя, аргументируют свою точку зрения

Выполняют физминутку

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор

Литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом;

Основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность).

литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом;

учатся по результатам наблюдений делать выводы

Познавательные: Осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков

Коммуникативные: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Регулятивные:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные:

Осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения 

Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой

17мин.

3. Работа учащихся в микрогруппах

Задача:

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать в микрогруппах.

- Давайте вспомним правила работы в микрогруппах.

- Каждой группе я предлагаю карточку с заданием. (Зачитать задания)

- На выполнение вам дается 7минут.

Карточка 1.

Придумайте рассказ от имени мамы о Филипке, используя слова:

Помогает по дому, самостоятельный, веселый, играет в школу.

Карточка 2.

Придумайте рассказ от имени учителя об учинике-Филипке, используйте слова:

Внимательный, трудолюбивый, активный, умный

Карточка 3.

Подумайте, какие впечатления получил Филипок в школе, после месяца обучения.

Сегодня ровно месяц как я начал ходить в школу. В школе мне очень … Я стал …

Карточка 4.

Придумайте рассказ от имени Филипка о школе, используйте слова:

Большая, просторная, все бегают, веселятся

Карточка 5.

Придумайте рассказ от имени Филипка об учителе, используйте слова:

Строгий, высокий, на носу очки, в руках указка

Карточка 6.

Придумайте рассказ от имени Филипка о Костюшке, используйте слова:

Старший брат, ученик, завидую, учит читать, писать

- А теперь давайте представим свои работы в микрогруппах.

Выполняют творческие работы в микрогруппах

литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом;

обогащают свой словарный запас

Познавательные:

Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект

Коммуникативные:

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы

Регулятивные: 

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы

8 мин.

VI. Подведение итога урока.

Задача:

Обобщить полученные школьниками знания

- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте обобщим то, что мы сегодня узнали.  

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Чтобы сделать вывод по прочитанному рассказу, я предлагаю вам закончить фразу: «Оказывается, как важно…»

   - достигать поставленных целей несмотря ни на что

Высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно поступков героя произведения

Коммуникативные: Учатся оформлять свои мысли в устной форме

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

 5 мин

V. Рефлексия

Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

- В заключение сегодняшнего урока, я предлагаю вам оценить нашу работу.

•        Улыбающийся смайлик - всё понял, понравилась работа в парах и группах;

•        Безразличный - некоторые моменты на уроке были непонятны, не всегда был согласен с мнением товарищей;

•        Грустный– на уроке ничего не понял, работа в парах и группах не понравилась, был не согласен с мнением одноклассников.

- Мне было приятно с вами сегодня работать. Вы были активными и внимательными.

- До свидания, до новой встречи!

Оценивают свою деятельность на уроке

Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

План урока + технологическая карта к уроку окружающий мир 1 класс, тема: "Кто такие звери?"

Урок окружающего мира в 1 классе по программе УМК "Школа России", тема: "Кто такие звери?", с технологической картой к данному уроку....

План урока + технологическая карта к уроку окружающий мир 2 класс, тема: "Дикие и домашние животные"

Работа содержит разрботку урока во 2 классе по предмету окружающий мир, по теме "Дикие и домашние животные", с технологической картой к данному уроку....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Открытый урок для учителей физической культуры Ленинского РМО г. Саратова. Технологическая карта проведения урока по лёгкой атлетике для учащихся 4 класса, октябрь 2014 года.

Тема:  Легкая атлетика. Повторение техники прыжка в длину с места, техники бега с высокого старта. Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей выносливости. Образовательн...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА. ТЕМА УРОКА "БУКВА Щ".

Разработка урока по теме "Строчная буква щ". Развитие навыка письма. Упражнения и задания на развитие речи....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого урока по изобразительному искусству. 1 класс. Тема урока: «В гостях у сказки»

Провести обобщение по теме изобразительного искусства «В мире сказок"; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительног...