Главные вкладки

    Конспект урока по лит.чт "С. Есенин "Черёмуха" УМК "Школа России"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Шумакова Наталья Георгиевна

    Предварительный просмотр:

    Дата: 14.02.17г.                                                                                                                       Учитель школы: Хасанова А. А.

    Школа: 152                                                                                                                              Методист ЧПК№1: Солопова Т.В.

    Класс: 3 «д»                                                                                                                             Студентка 35 группы: Шумакова Наталья

    Кабинет: 211

    Конспект урока по литературному чтению

    Тема: «Черемуха душистая»

    Цель деятельности учителя: знакомство с биографией и творчеством Сергея Есенина, анализ стихотворения «Черемуха»,  

    Планируемые результаты: 

    Предметные:

    • Выразительно читать стихотворение;
    • Уметь находить и понимать выразительные средства;
    • Развивать связную речь учащихся, умение передавать свои впечатления о прочитанном;
    • Развивать творческое воображение учащихся

    Личностные: 

    • Проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;
    • Проявлять интерес к охране окружающей среде;
    • Воспитывать любовь к Родине через красоту природы;
    • Воспитывать чувства коллективизма через работу в парах.                      

    Тип урока: комбинированный урок

    Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс часть 2 УМК «Школа России», учебная презентация.

    Этапы урока (методы, приемы)

    Время

    Содержание урока

    УУД

    Деятельность  учителя

    Деятельность учащихся

    Этап самоопределе-ния к деятельности

    1 мин.

    Слайд 1

    - Здравствуйте, меня зовут Наталья Георгиевна,  я проведу у вас урок литературного чтения.

    Приветствовать учителя.

    Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

    Актуализация опорных знаний и мотивация Словесный метод – беседа.

    Практический метод – чтение стихотворения.

    Игровой метод – конкурс чтецов.

    10 мин.

    - Какое домашнее задание вам было дано на прошлом уроке?

    - Вам нужно было выучить наизусть любое стихотворение Александра Блока.

    Слайд 2

    - Прежде чем мы проверим чтение, необходимо выявить критерии оценивания. По каким критериям мы будем оценивать чтение? (выразительность, правильность, громкость). Сейчас мы устроим конкурс чтецов. 5 человек выходят к доске. 3 человека будут жюри. Остальные зрители.

    Проверить домашнее задание.

    Читать наизусть стихотворение.

    Оценивать чтение по критериям.

    Слушать чтение стихотворение.

    Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

    Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

    Регулятивные: оценивание по критериям

    Постановка учебной задачи Практический метод – работа с  загадкой, ребусом.

    6 мин.

    Слайд 3

    - Прочитайте и отгадайте загадку:

    Будто снежный шар бела,

    По весне она цвела.

    Нежный запах источала,

    А когда пора настала,

    Разом сделалась она

    Вся от ягоды черна.

    - Прочитайте эту загадку выразительно. Прочитайте быстро. Прочитайте с вопросительной интонацией. Прочитайте с утвердительной.

    - На этом уроке мы продолжим знакомиться с великими русскими поэтами. Чтобы узнать с каким поэтом мы познакомимся на этом уроке, нужно отгадать ребус.

    Слайд 4

    Слайд 5

    - Какова тема нашего урока?

    - Какие цели мы поставим?

    Отгадать загадку.

    Отгадать ребус.

    Определить тему.

    Поставить цели.  

    Познавательные: формулировать проблемы

    Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

    Открытие нового знания

    Словесный метод – рассказ.

    Практический метод – работа с книгой.

    Словесный метод – диалог.

    Словесный метод – чтение стихотворения.

    Практический метод – работа со стихотворением.

    Словарная работа.

    Слайд 6-10

    - Сергей Есенин – один из великих русских поэтов. Сколько лет прожил писатель? Родился он в 1895 году в селе Константиново, возле Рязани. В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет.  Тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она тесно переплетается с темой природы. Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но очень непростую жизнь. Он умер в возрасте 30 лет.

    - Откройте учебник на стр. 55 и прочитайте название стихотворения, с которым будем работать.

    Слайд 11

    - Что такое черемуха?

    - Черемуха не только красивое дерево, но и полезное. Как вы думаете, какую пользу приносит черемуха человеку и животным? (ее ягоды можно употреблять в пищу как человеку, так и разным птичкам). Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

    Слайд 12

    - Так же с черемухой связано много примет:  «Черемуха в цвет — тут и соловей тебе в голос»;  «Если у черемухи много цвета — лето будет мокрое».

    - Как вы думаете, нужно ли как-то охранять это дерево?

    - Давайте теперь познакомимся со стихотворением Сергей Есенин.

    - Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте.

    - Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

     - Какие строчки для вас были образными? Какие картины вы представили, когда слушали стихотворение?

    - Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?

    Слайд 13

    - Для чего Сергей Есенин написал это стихотворение?

    1.Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха 
    2.Чтобы передать свою радость 
    3.Чтобы привлечь читателя к красоте природы 
    4.Чтобы вызвать сопереживание

    - Как описывает автор черемуху? Какие слова употребляются не в прямом смысле, а в переносном?

     - Как вы понимаете слова и словосочетания:

    Слайд 14

    душистая (ароматная),

    Слайд 15

    медвяная (медовая, со вкусом меда),

    Слайд 16

    пряная (ароматная),

    вкрадчиво (нежно, ласково говорит) 

    под кручею (под обрывом),

    проталинка (место, где стаял снег и видна земля)

    - Какие словосочетания употребляются в переносном смысле?

    - Ребята, давайте найдем в стихотворении эпитеты. Кто знает, что такое эпитеты?

    Эпитеты – образное описание предмета. Обычно оно выражается прилагательным. Найдите в тексте эпитеты.

    - Давайте прочитаем стихотворение по цепочке по одной строчке.

    Физкультминутка

    Вновь у нас физкультминутка,

    Наклонились, ну-ка, ну-ка!

    Распрямились, потянулись,

    А теперь назад прогнулись.

     ( Наклоны вперёд и назад.)

    Разминаем руки, плечи,

    Чтоб сидеть нам было легче,

    Чтоб писать, читать, считать

    И совсем не уставать.

    (Рывки руками перед грудью.)

    Голова устала тоже.

    Так давайте ей поможем!

    Вправо-влево, раз и два.

    Думай, думай, голова.

    (Вращение головой.)

    Хоть зарядка коротка,

    Отдохнули мы слегка.

    (Дети садятся за парты.)

    Слушать учителя и воспринимать информацию.

    Отвечать на вопросы.

    Познавательные: отвечать на вопросы

    Познавательны: применять свои знания.

    Коммуникативные: участвовать в беседе

    Первичное закрепление во внешней речи Практический метод – самостоятельное чтение стихотворения.

    Практический метод – работа в паре.

    Практический метод – творческое задание.

    5 мин.

    Слайд 17

    - Прочитайте это стихотворение про себя выразительно. Прочитайте друг другу в паре. Кто попробует выразительно прочитать стихотворение всем? Остальные слушают и оценивают чтение.

    - О появлении черемухи сочинили вот такую легенду:

    Полюбил молодой парень девушку. Девушка была необыкновенной красоты: кожа смуглая, темная, а волосы белые-белые, как снег. Решили они свадьбу сыграть весной. И все бы было хорошо, но увидел белокурую  красавицу живший  в лесу черный колдун и потерял голову.  Как ни  старался завоевать он ее любовь, все  напрасно.

    И вот наступил день свадьбы. Собрал колдун все свои черные силы, пришел на свадьбу и злым проклятьем  превратил юношу  в  пушистого  шмеля.  И говорит девушке: Выходи за меня замуж, ни в чем бед не будешь знать. Не согласилась девушку. Тогда колдун со зла превратил девушку в дерево, черное - черное. Но как сказали, свадьба была весной, и черно-черное дерево зацвело белоснежными маленькими цветочками, которые к тому же источали душистый сладкий аромат, который приманил к себе шмеля. Вот так даже, будучи заколдованными, пара смогла воссоединиться. А колдун с зависти превратился в трухлявый пень.  

    - С кем люди сравнили черёмуху?

    - Творческое задание. Я предлагаю вам сочинить свою легенду о черемухе.

    Отвечать на вопросы.

    Слушать легенду.

    Выполнять творческое задание.

    Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

    Рефлексия деятельности по продукту

    1 мин.

    - Какова тема была нашего урока?

    - Вспомним наши цели. Достигли ли мы их?

    - Понравилось ли вам стихотворение Есенин и чем?

    - Какие факты из биографии Сергея Есенина вы запомнили?

    - Какое отношение автор выразил в стихотворении?

    - с каким новым словом мы познакомились? Что оно обозначает?

    - Оцените, пожалуйста, свою работу

    - Д.з. выразительно читать стихотворение Есенина «Черемуха» на стр.55

    Слайд 18

    Отвечать на вопросы.

    Оценивать свою деятельность.

    Регулятивные: анализировать собственную работу


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Урок-обобщение к разделу "Писатели-детям"

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 «А»Тема урока: Урок-обобщение к разделу «Писатели - детям».Цели урока: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание,...

    Конспект урока "Моря, озера и реки России" (4 класс, УМК "Школа России")

    Конспект урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" + презентация к уроку...

    Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

    Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

               Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о Конституции РФ;·...

    Конспект урока окружающего мира "Проект. Города России" (2 класс) УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о городах России; Планируемые результаты Предметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные:...

    Конспект урока по литературному чтению «Школа России»Тема урока: «Сравнение рассказа и стихотворения. В.Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны». Нравственно-этические представления.

    Цель урока: учиться чувству сопереживания, добра, справедливости.Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читатьпроизведение, отражая его настроение;высказывать свое мнение о прочитанном...