памятки по литературному чтению
картотека по чтению на тему

Уляшева Галина Кимовна

Представлены памятки по составлению плана текста, пересказа, отзыва о книге, по составлению характеристики героя, памятки по жанрам литературы и фольклора, литературные приёмы,текст и его виды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Басня –

литературный жанр. Это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Действующими лицами являются не только люди, но и животные, птицы, растения и даже неодушевлённые предметы.

Рассказывая в баснях о действиях и повадках животных и птиц, баснописец имеет в виду отношения между людьми, свойственные им слабости и пороки.

Такие иносказания принято называть аллегорией.

Высмеивая недостатки людей, автор басни прямо или намёками подсказывает, как от них следует избавиться.

Это нравоучение в баснях принято называть моралью. В произведении она даётся в конце или начале рассказа о событиях.

Басня –

литературный жанр. Это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Действующими лицами являются не только люди, но и животные, птицы, растения и даже неодушевлённые предметы.

Рассказывая в баснях о действиях и повадках животных и птиц, баснописец имеет в виду отношения между людьми, свойственные им слабости и пороки.

     Такие иносказания принято называть аллегорией.

Высмеивая недостатки людей, автор басни прямо или намёками подсказывает, как от них следует избавиться.

 Это нравоучение в баснях принято называть моралью. В произведении она даётся в конце или начале рассказа о событиях.

Словарь чувств (настроений)

  • Радость
  • Восхищение красотой
  • Восторг
  • Волнение
  • Грусть, печаль, тоскливое
  • Жалость
  • Сочувствие
  • Впечатлительный
  • Умеет ценить настоящую красоту
  • Любит всё красивое
  • Счастливый
  • Нежный
  • Спокойствие
  • Тревожность
  • Беспокойство
  • Тревожное, мрачное
  • Мечтательное

Словарь характеристик.

  • Добрый
  • Нежный
  • Вежливый, культурный
  • Любящий природу, Родину
  • Бескорыстный
  • Чувствительный
  • Верный
  • Надёжный
  • Наделён чувством юмора
  • Бестактный
  • Милосердный
  • Справедливый
  • Жестокий
  • Лживый
  • Героический, смелый
  • Гордость
  • Умный, смышлёный
  • Верный
  • Серьёзный
  • Сообразительный



Предварительный просмотр:

Жанры литературы.

Драма – род литературных произведений, написанных в форме диалога и предназначенных для исполнения актёрами на сцене.

Повесть – средний эпический прозаический жанр.

Проза – нестихотворная литература.

 

Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность событий, малое число действующих лиц.

Сатира – литературное произведение, содержащее насмешку над отрицательными явлениями действительности.

Юмор – беззлобно – насмешливое отношение к чему–либо, изображение чего-нибудь  в смешном, комическом виде.

Лирика – вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.

Поэзия – словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.

Стихотворение – небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким – либо событием и имеющее стихотворную форму, то есть деление на строки, ритм, рифму.

Рифма – это повторы отдельных звуков или звукоподражаний, связывающих 2 – 3 или более строк.

Ритм – это повторность тех или иных сходных явлений через определённый промежуток.

Жанры фольклора.

Былина – сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Это неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.  

Дразнилка – короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека.

Загадка – замысловатое описание предмета или явления, которое нужно разгадать, то есть назвать этот предмет или явление.

Заклички – небольшое, чаще в стих. форме, произведение, в котором человек общается с силами природы.

 

Страшилка – небольшое произведение произносимое с пугающей интонацией, в котором страшное находится в смешном, а смешное в страшном.

Частушка – произведение устной народной поэзии, четверостишие или двустишие, исполняемое на определённый напев.

Считалка – небольшой стишок со строгим соблюдением ритма. Его цель – определить водящих в игре.

Потешки – небольшие произведения, чаще в стихах, предназначенные для заучивания детьми 2 – 5 лет.

Небылицы – стишок, в котором нарочно допущено искажение действительности, рассказывает о событиях, которого нет и не может быть.

Песня – стихотворное произведение для пения, звуки птичьего пения.  Песни бывают  авторские и народные.

Пестушки – небольшие произведения – игры, чаще в стихах, для детей до 1 года.

Поговорка – краткое, образное изречение, не имеющее формы законченного суждения.

Пословица – краткое, меткое, глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения.

Прибаутка – забавное сочетание слов, как правило в форме диалога, повествующее о каком -  либо очень коротком эпизоде из жизни.

Притча – небольшой рассказ в иносказательной, аллегорической форме, содержащей поучение.

Сказка – занимательное устное повествование с фантастическим вымыслом, в котором добро побеждает зло.

Скороговорки – фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.

Страшилка – небольшое произведение произносимое с пугающей интонацией, в котором страшное находится в смешном, а смешное в страшном.

Частушка – произведение устной народной поэзии, четверостишие или двустишие, исполняемое на определённый напев.

Считалка – небольшой стишок со строгим соблюдением ритма. Его цель – определить водящих в игре.

Потешки – небольшие произведения, чаще в стихах, предназначенные для заучивания детьми 2 – 5 лет.

 

Прибаутка – забавное сочетание слов, как правило в форме диалога, повествующее о каком -  либо очень коротком эпизоде из жизни.

Притча – небольшой рассказ в иносказательной, аллегорической форме, содержащей поучение.

Сказка – занимательное устное повествование с фантастическим вымыслом, в котором добро побеждает зло.

Скороговорки – фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.



Предварительный просмотр:

Лексика.

Однозначные слова – слова с одним значением (герб).

Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений (спутник).

Синонимы – близкие по значению слова (лошадь – конь).

Антонимы – слова с противоположным значением (ложь – правда, приехать – уехать).

      Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению (лук – растение и лук – оружие).

     Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов (намылить шею, зарубить на носу).

    Архаизмы – устаревшие слова (губерния, уезд, волость).

     Неологизмы – новые слова (фломастер, тренажер).

         

                   Литературные жанры:

  • Рассказ
  • Сказка
  • Повесть
  • Былина
  • Миф
  • Пьеса
  • Стихотворение
  • Басня
  • Пословица
  • Поговорка
  • Частушка
  • Скороговорка
  • Считалка
  • Загадка

Виды текстов:

  • Повествование
  • Описание
  • Рассуждение

Стили речи:

  • Разговорный
  • Книжный

Стили текста:

  • Художественный
  • Научный
  • Научно - популярный

   Тема – о чём говорится в тексте.

   Идея (основная мысль) – что автор хочет сказать своим произведением.

    Сюжет – система событий, которые развиваются в художественном произведении.

Элементы сюжета:

  • Завязка (начало).
  • Развитие событий (описание последующих действий).
  • Кульминация (самый напряжённый момент в развитии событий).
  • Развязка (завершение событий).

     Литературный герой  (персонаж) – это действующее лицо произведения.



Предварительный просмотр:

Литературные приёмы –

Сравнение – один предмет или явление сравнивается с другим (как, как будто, словно, точно) (гром, как стрельба из пушки).

Олицетворение  (очеловечивание ) – наделение явлений или предметов неживой природы качествами человека (мчатся облака).

Эпитеты – яркие, образные определения, красивые прилагательные («Белеет парус одинокий»)

Метафора – перенесение свойств, качеств одного предмета на другие (изумрудная трава).

Приём контраста – противоположность черт, свойств, качеств  предмета.

Преувеличение (гипербола) – художественное преувеличение, усиление качеств или результатов поступков.

Повтор – повторение одной фразы, слова или словосочетания на протяжении некоторого текста. Используется для ритмичности, для выделения особо значимых мыслей, чувств, образов.

Звукопись – частое повторение звуков.

Литературные приёмы

Сравнение – один предмет или явление сравнивается с другим (как, как будто, словно, точно) (гром, как стрельба из пушки).

Олицетворение  (очеловечивание ) – наделение явлений или предметов неживой природы качествами человека (мчатся облака).

Эпитеты – яркие, образные определения, красивые прилагательные («Белеет парус одинокий»)

Метафора – перенесение свойств, качеств одного предмета на другие (изумрудная трава).

Приём контраста – противоположность черт, свойств, качеств  предмета.

Преувеличение (гипербола) – художественное преувеличение, усиление качеств или результатов поступков.

Повтор – повторение одной фразы, слова или словосочетания на протяжении некоторого текста. Используется для ритмичности, для выделения особо значимых мыслей, чувств, образов.

Звукопись – частое повторение звуков.



Предварительный просмотр:

Как составить план текста:

  1. Прочитай текст и выясни смысл непонятных слов.
  2. Определи тему и основную мысль.
  3. Раздели текст на смысловые части.
  4. Прочитай 1 часть и выдели в ней главное.
  5. Озаглавь эту часть (вырази главное одним предложением).
  6. Ту же работу проделай по другим частям.
  7. Проверь себя. Прочти план в целом и подумай, отражает ли он главное, связаны ли пункты плана и помогают ли вспомнить содержание. Для этого посмотри текст ещё раз.

Подробный пересказ по плану.

  1. Составь план.

  1.  Читай рассказ по частям, представляя картины по содержанию.

  1. Перескажи каждую часть по плану (при затруднении заглядывай в книгу).

  1. Проверь себя: перескажи по закрытой книге.

Отзыв о книге.

(План рассказа о книге).

  1. Как называется книга, кто её автор. Это сборник или отдельное произведение.
  2. Какова тема и основная мысль произведения.
  3. Где и когда происходят события.
  4. Какие эпизоды особенно понравились и почему.
  5. Что можно сказать о героях.
  6. О чём бы ты хотел рассказать друзьям.
  7. Какие выводы ты сделал, прочитав книгу.
  8. Какие мысли и чувства появились у тебя.
  9. Что хотел сказать автор.

Характеристика литературного героя.

  1. Портрет героя.

  1. Детали жизни (что известно о его жизни).

  1. Черты характера:

- Какой он?

- Какие свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах?

  1. Речь героя.

  1. Отношение автора к герою.

  1. Твоё отношение к герою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по литературному чтению

В данном материале можно будет найти памятки для учащихся по следующим темам:- знакомство с новой книгой;- составление плана рассказа;- заучивание стихотворения наизусть;- работа над кратким пересказо...

Памятки по литературному чтению.

памятки по различным видам работы с текстом...

Памятка по литературному чтению.

Данная памятка разработана в помощь ученикам при подготовке домашнего задания по литературному чтению....

Памятки по литературному чтению

Памятки для подготовки пересказа и выразительного чтения....

Памятки по литературному чтению.

Правило-совет для читателя1.       Старайся читать вслух, не торопись, глубже вникай в смысл прочитанного.2.       Обрати внимание на то, ка...

Памятка по литературному чтению

Данная памятка разработана по технологии критического мышления через чтение и письмо. Можно использовать в разных УМК....

Памятки по литературному чтению для учащихся.

Правила чтения для учащихся. Как готовить домашнее задание по чтению...