Конспект урока. "Майков "Ласточка примчалась", "Весна", А. Плещеев "Травка зеленеет", Т. Белозеров "Подснежники"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Грищук Елена Геннадьевна

Тема: А.Майков «Ласточка примчалась», «Весна», А.Плещеев «Травка зеленеет», Т. Белозеров «Подснежники»

Тип урока: открытия новых знаний.

Цель: продолжать формирование представления об окружающем мире; обучать элементарным приёмам анализа художественных текстов; совершенствовать навык чтения; развивать речь учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявлять интерес к новому содержанию занятия;

Метапредметные:

регулятивные:

 - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные:

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять основную мысль текста;

- классифицировать слова в соответствии со значением слова

коммуникативные:

- выполнять правила работы в группе.

Предметные:

- познакомить с произведениями Т.Белозёрова и С.Маршака

- совершенствовать навык чтения целыми словами

- формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения

Оборудование: Учебник, презентация,

 

 

Этап урока, время

 Содержание работы учителя

Формы организации уч-ся

1

Орг.момент

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица и улыбки.

Давайте сядем правильно, спина ровная, руки на парте, ноги касаются пола.

Фронтальная

2

Самоопределение деятельности

-Приглашаю вас сегодня в гости, а вот куда.

 Послушайте стихотворение и помогите мне, доскажите слово.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая –

Значит к нам пришла              (весна)

- Дождь стучится в окна нам,

Слышен птичий шум и гам.

Март прошел, звенит капель,

Начинается ...(Апрель)

Ребята, над какой темой мы сейчас с вами работаем?

-Мы с вами начинаем новый раздел:

-А какой вы прочитаете сами.

-Откройте страницу 63

-С чем мы познакомимся?

-Чему научимся?

(Речевая разминка)

Фронтальная

Индивидуальная

3

Новая тема урока

-Ребята, посмотрите на слайд.

Рассмотрите обложки книг.

Прочитайте названия.

Назовите авторов.

-Как вы думаете, о чем рассказывается в этих произведениях?

Сегодня мы прочитаем несколько стихотворений русских поэтов о природе, каждый автор рассказывает об увиденном по-своему. Выяснить, что же интересного увидел каждый поэт весной, - наша задача.

 

Фронтальная

4

Физминутка

Смотрят видео ролик

Фронтальная

 

Продолжение основного этапа

Отгадайте загадку.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка).

- Картинка.

А что вы о ласточке можете рассказать?

Ласточки — мелкие птицы. От прочих воробьиных птиц они отличаются длинными крыльями и хвостами. В мире насчитывается 79 видов ласточек.

- Ласточки тратят много энергии на добычу корма, поэтому нуждаются в большом его количестве.

- Питаются ласточки исключительно летающими насекомыми. Даже в случае плохой погоды они не заменяют этот вид корма семенами и личинками, что делает их довольно уязвимыми перед бескормицей. Основу их рациона составляют комары, мошки, мухи, мелкие бабочки, жуки и стрекозы.  В связи с тем, что движутся птицы быстро, а их добыча мелкая, ласточки не гоняются за каждой жертвой по отдельности. (видео)

- Прочитайте пословицы. Что про ласточку они нам рассказывают?

-Где ласточке ни летать, а к весне опять прибывать.

-Ласточка весну начинает, соловей заканчивает.

-Откройте стр.65 учебника и назовите автора первого стихотворения.

Портрет.

Краткая биография А.Майкова.

Аполлон Николаевич Майков родился в Москве 4 июня 1821 года.Его отец - Николай Аполлонович Майков - был талантливы художником, достигшим звания академика живописи, а мать, Евгения Петровна, писала книги. Первые стихи Майкова появились еще тогда, когда он был студентом. Стихи его звучали молодо, чисто, свежо. А.Майков написал много детских произведений, которые сейчас востребованы.

(Читаю стихотворение)

– Какое настроение передает это стихотворение?

– О ком оно?

Прочтите слова, записанные на слайде сначала по слогам, а затем целыми словами. 

при-мча-лась – примчалась

хмурь-ся – хмурься

-Объясните значение этих слов.

-примчалась- этоприбыть в какое-либо место, передвигаясь очень быстро, 

-хмурься- это быть  пасмурным, сумрачным.

(Чтение про себя)

- Откуда примчалась ласточка? Как вы поняли строчки «Ласточка примчалась из-за бела моря»?

– Найдите и прочтите песенку ласточки.

– Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?О чем запела ласточка?-

--Расскажите, как февраль может злиться, а март – хмуриться.

 

Как вы понимаете смысл выражения «все весною пахнет»?

 

Найдите и прочитайте строчки, из которых ясно, что поэт не сомневается в приходе весны.

-Выразительное чтение.

Прочитайте имя поэта, чье стихотворение мы сейчас будем читать.

Портрет.

- Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893). Поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.

-Читаю стихотворение

-– Какое настроение передаёт автор?

– Нравится ли весна поэту?

-Прочитайте стихотворение в пол голоса

-Какие слова вам не понятны?

Сени- это прихожая в избе

Краше- это красивее.

Милей- это больше всего нравится.

-Прочитайте первые четыре строчки стихотворения.

О каких признаках весны пишет поэт?

Прочитайте еще четыре строчки стихотворения.

-С какой просьбой обращается автор к ласточке?

-Прочитайте последние две строчки, передавая просьбу автора.

-Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждет весну?

Прочтите стихотворение выразительно.

--Мы прочитали с вами два стихотворения.

Назовите авторов.

Что общего в этих стихотворениях? ( тема, настроение и т.д.)

-Чем они отличаются?

Что интересного услышал Майков? Что интересного увидел Плещеев?

--Продолжаем знакомиться со стихотворениями о весне.

Есть в природе цветы, которые называются весенними первоцветами. Как вы думаете, почему?

-А кто может назвать первоцветы?

 

-Одному из первоцветов -подснежнику - посвящены следующие стихи.

 

-Опишите цветок. С чем его можно сравнить?

-Самостоятельное чтение стихотворения А.Майкова «Весна».

-Что значит подле -?

-Подле- это значит то же, что возле, рядом.

-Ребята прочитайте стихотворение.

Чтение вслух 2-3 учениками.

Найдите слова, которые описывают подснежник.

Почему автор использовал слово чистый?

Какое слово помогает представить последний снежок?

 

Что значит "снежок сквозистый"?

 

А теперь послушайте стихотворение Белозерова «Подснежники».

Вам понравилось стихотворение? А что вам понравилось?

- Какое настроение вызвали у Вас эти строки?

На какой жанр похоже это стихотворение? Почему?

--Прочитайте стихотворение самостоятельно, выразительно.

О каком растении рассказал поэт?

- С каким чувством он пишет о первом цветке?

– Как автор называет этот цветок?

-Ребята, найдите в стихотворении восклицательную строчку.

Как его надо читать?

-Давайте прочитаем эту строчку правильно.

Затем несколько учеников читают полностью стихотворение, соблюдая все паузы и восклицания.

-Ребята, кто, по-вашему, мнению, прочитал правильно и выразительно? Почему вы так считаете? Кто прочитал на высоком уровне, среднем, низком уровне.? Оценка чтения.

-Молодцы, ребята.

--Мы прочитали с вами три стихотворения.

Что общего в этих стихотворениях? ( тема, настроение и т.д.)

-О чем говорится в третьем стихотворении?

 

Чем отличаются стихотворения А.Майкова «Ласточка примчалась» и «Весна»?

 

 

 

Рефлексия

Какое из прочитанных произведений вы поставите на полку на выставке книг? Объясните почему.

 

 

 

Итог

Какие задачи мы ставили в начале урока?

 

-С какими поэтами мы сегодня познакомились?

-Какие стихи мы с вами прочитали?

– Какое стихотворение понравилось больше? 

 

 

 

Инструктаж д/з

 

 

Выучить одно из стихотворений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтение шёпотом медленно : Ра-ра-ра - начинается игра. Ры-ры-ры - у нас в руках шары. Ру-ру-ру - бью рукою по шару. Да-дда-а - из трубы бежит вода. До-до-до - на дереве гнездо. Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды. Ду-ду-ду - с мамой я домой иду. Та-та-та - в нашем классе чистота. Ту-ту-ту - наводим сами красоту. Ты-ты-ты - нами политы цветы.

Слайд 2

Ту-ту-ту - наводим сами красоту. Ты-ты-ты - нами политы цветы. Ят-ят-ят - парты ровненько стоят. Ют-ют-ют — очень любим мы уют. Ло-ло-ло — на улице тепло. Лу-лу-лу - стол стоит в углу. Ул-ул-ул - у нас сломался стул. Оль-оль-оль - мы купили соль.

Слайд 3

На птичьем дворе . Наша уточка с утра... Кря, кря, кря! Наши гуси у пруда... Га, га, га! Наши курочки в окно... Ко, ко, ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет..- Ку-ка-ре-ку! Игры на звукоподражание:

Слайд 4

Жи-жи-жи, жи-жи-жи яблочки несут ежи. Жа-жа-жа, жа-жа-жа я нашел в лесу ежа. Жу-жу-жу, жу-жу-жу молока я дал ежу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа не обижу я ежа.

Слайд 8

при-мча-лась – примчалась хмурь-ся – хмурься


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "какие растения весной цвести торопятся"

Конспект урока по окружающему миру  " Какие растения весной цвести торопятся" по УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока на тему: «Весна».

Это конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на  тему: «Весна», для обучающихся 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII ви...

Конспект классного часа "День весны и труда" 2 класс

Тема классного часа: «День весны и труда»   Планируемые результаты: ü  Личностные: развитие мотивов внеучебной деятельности;   познакомить с историей празднования дн...

Конспект урока технологии "Образы весны. Какие краски у весны?" 1 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Образы весны. Какие краски у весны »Изделие: Аппликация «Подснежник» Цели деятельности учителя: Формирование навыков работы с бума...

конспект урока по литературному чтению "Ласточка примчалась...""Весна"

Цели:– совершенствовать навыки выразительного чтения;– развивать фонематический слух, речевые умения, творческие способности, память и воображение;– воспитывать любовь к природе.Обор...