Как вырастить грамотного читателя
статья по чтению (3 класс) на тему

Токмурзина Светлана Минивалиевна

В данной статье представлены приёмы работы с текстами, которые позволяют сформировать интерес к чтению, а также помогут научить детей глубоко анализировать прочитанное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ВЫРАСТИТЬ ГРАМОТНОГО ЧИТАТЕЛЯ

(педагогическая статья)

Токмурзина С. М. (МОБУ СОШ № 7)

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно». А. Н. Толстой

Не секрет, что современные дети стали меньше читать. Если ребёнку скучно, у него есть компьютерные игры или игровые приставки. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Всё это ведёт к снижению словарного запаса детей и к снижению грамотности в целом.

Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач. Чтобы добиться положительного результата в решении данной задачи, необходима система. А в эту систему должны входить все сферы деятельности учителя: и учебный процесс на уроке, и внеклассная работа и, конечно же, работа с родителями.

Роль семьи - в решении данной проблемы неоспорима и велика, ведь прививать любовь к книгам нужно начинать ещё в самом раннем детстве.  Считаю, что как только ребёнок научился сидеть (6-7 месяцев), нужно знакомить его с первыми книгами. Это яркие книжки-игрушки, часто со звуковым сопровождением. Такая книжка привлекает внимание ребенка, и уже с младенческого возраста закладывается интерес к настоящей книге.

Давно доказанным фактом является стремление детей наследовать привычки своих родителей. Получается, что недостаточно рассказывать своему ребенку о пользе чтения, нужно еще подавать наглядный пример. Увлечение чтением родителей, братьев и сестер спровоцирует ответную реакцию, и он тоже сможет полюбить читать. Чем раньше этот пример будет перед глазами малыша, тем больше шансов вырастить интеллектуально развитую личность. Занятия литературой желательно сделать регулярными и систематичными. В доме должна быть детская библиотека, где обязательно будут книги на темы, которые интересуют детей. Чтобы привить интерес к чтению, не нужно заставлять ребёнка подолгу просматривать книжку. Если малышу не нравится книга, не нужно настаивать. Желательно, самого ребенка привлекать к выбору книг. Возможность выбора литературы дает неплохой результат. Самое главное, нужно стараться создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения.

Большая роль в пробуждении любви к художественному слову принадлежит урокам чтения в школе.

В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотношение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую (понимание его предметной стороны до глубокого проникновения в смысл). Недостаточно развитая техническая сторона речи ведёт к снижению осмысленности чтения, а это, в свою очередь, приводит к снижению интереса к чтению. Для развития техники чтения разработано много разных упражнений, которые используют в своей работе многие учителя.

Но как говорил К. Д. Ушинский «Читать — это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело». Если рассматривать эти слова в рамках школы, то «ЧТО ЧИТАТЬ» определено образовательными программами, а вот «КАК ПОНИМАТЬ ЧИТАЕМОЕ» - этот вопрос остаётся до сих пор актуальным. Смысловое чтение - это вид чтения, который направлен на понимание смыслового содержания текста, на его осмысление, оценку и формирование личного мнения относительно прочитанного.

Для того, чтобы дети научились понимать прочитанное, учителю нужно использовать такие приёмы и методы, которые бы разжигали пытливость ума и позволяли детям быть активными слушателями.

Изучив педагогическую литературу, проанализировав опыт коллег, свой опыт, определила, на мой взгляд, наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие формированию у обучающихся интереса к чтению.

Маленькие читатели реагируют на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. Также следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают. Поэтому на уроке литературного чтения использую приём «Диалог с автором», недостаточно освоенный современной школой. Это естественная беседа с автором через текст, в ходе которой дети учатся находить прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои.

«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А.Сухомлинский.  На каждое произведение, мы должны смотреть как на окно, через которое можем показать детям ту или другую сторону жизни. В связи с этим, главная цель, которая стоит перед учителями при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, и перерабатывать ее. С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

Фактуальная — факты, события, место, время, портрет героя, предыстория, эпилог.

Подтекстовая — детали, художественные средства, порядок слов, монтаж предложений, интонация.

Концептуальная — 1) общий замысел автора;

2) система взглядов на явления, способ их рассмотрения.

Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д. Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых "скважинах" (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и т.д. Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпывание читателем.

Развитию умения анализировать художественные тексты, находить все виды информации: фактуальную, концептуальную и подтекстовую способствует приём «Цветик-семицветик», основанный на таксономии учебных целей американского педагога и психолога Б. Блума. Итак, 7 лепестков - 7 типов вопросов. Дети выбирают лепесток, на котором есть начало вопроса, продолжая его, они формулируют вопрос и задают своим одноклассникам.

1. Простые вопросы – отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

2. Уточняющие вопросы. Их целью является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».

4. Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

5. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

б. Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

7. Рефлексивные вопросы, которые помогают выразить детям свои чувства и эмоции.

Этот приём наиболее ярко можно продемонстрировать на рассказе В. Осеевой «Просто старушка».

Дети выбирают лепесток, на котором есть начало вопроса, продолжая его, они формулируют вопрос и отвечают на него. Приведём примеры.

Простые: -О ком говорится в тексте? Кто шел впереди мальчика и девочки?

Уточняющие: - Если я правильно понял, то мальчик помог незнакомой старушке?

Интерпретационные: - Почему удивилась девочка?

-Чему учит поступок мальчика?

Творческие: -Что изменилось бы в мире, если бы каждый поступал как мальчик?

Оценочные:-Как ты относишься к поступку мальчика? Кто тебе больше понравился: мальчик или девочка?

Практические: -Как бы вы поступили на месте героев рассказа?

Рефлексивные: --Какие чувства и эмоции вызвал этот рассказ? Чем запомнился?

Особое внимание хочу обратить на вопросы, которые помогают выявить главную мысль текста: «Почему удивилась девочка?», «Чему учит поступок мальчика?».

Вопросы: «Как ты относишься к поступку мальчика?», «Кто тебе больше понравился: мальчик или девочка?»  позволяют провести воспитательную беседу.

Таким образом, на уроках создаются такие ситуации, когда ученик должен постоянно думать, чувствовать и делать выводы. Всем известно, что лучший способ понять — это додуматься самому! И собственная мысль, рождённая в процессе чтения, радует и вдохновляет детей.

 Многие дети любят, чтобы их слушали, обращали на них внимание, восхищались ими, оценивали их умения, способности. Поэтому при изучении стихотворений использую авторский приём «Батл». Подготовив выразительное чтение стихотворения, ученик сам выбирает одноклассника, с которым хотел бы посостязаться в его прочтении, объясняя при этом свой выбор. Затем участники батла по очереди декламируют стихотворение, после чего их выступление оценивается одноклассниками, выбирается победитель. Этот приём побуждает детей грамотно и умело использовать средства выразительности речи, а также формирует регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные действия.

Наверное, многие согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому считаю важным обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего. Этому способствует приём «Заявленное чтение» - когда на уроке, либо во внеурочное время, выделяется время для совместного чтения и обсуждения «заявленного» произведения, т. е. такого, которое выбирают сами дети, основываясь на своём интересе к определённому произведению и испытывая потребность поделиться своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Сами авторы заявок читают произведение классу, выбирая себе по необходимости помощников в чтении (учителя, ребят), и задают ход его обсуждения через вопросы и задания одноклассникам («А вам понравилось это произведение? Чем?»), активно представляя свою точку зрения на прочитанное. Такое чтение способствует поддержанию интереса школьников к чтению, а учителю, даёт дополнительную возможность для выявления читательских интересов учеников и раскрытия их внутреннего мира.

Мы знаем, что чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. Задача учителя — найти привлекательные моменты в чтении, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием, тогда проблема с нежеланием детей читать исчезнет сама собой. Главное, чтобы такая работа велась целенаправленно и систематически на уроках и во внеурочное время.

Роль учителя на уроках литературного чтения имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека, ведь влюблённый сам в литературу, учитель влюбляет в неё и своих учеников.


Литература:

  1. Воюшина М. П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения. - Начальная школа, 2004. - № 3. - С. 39.
  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М., 2011.
  3. Засорина Л.Н. Развивающее чтение: книга для учителя. СПб., 1996.
  4. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. М., 2001.
  5. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. Теория формирования типа правильной читательской деятельности. М., 1993.

Интернет-ресурсы:

http://www.kakprosto.ru/kak-851086-kak-podrostku-privit-lvubov-k-chteniyu#ixzz4 Wt8oglp3

http://www. kakprosto. ru/kak-36148-kak-privit-mteres-k-chteniyu#ixzz4 Wt8L3haj https://infourok. ru/konkurs


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамотного читателя в общеобразовательной программе "Школа - 2100"

Основной задачей преподавания литературы в школе является нравственно-эстетическое развитие учащихся, что связано с пробуждением интереса к серьезному чтению, расширение читательского кругозора, форми...

Современный ученик – грамотный читатель.

Научная публикация о современном ученике, как грамотном читателе....

Формирование функционально грамотных читателей

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным вид...

Как вырастить грамотного читателя. (статья)

Эта статья будет полезна и учителям, и родителям!...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...

Кружок Функциональная грамотность. Становлюсь грамотным читателем 2 класс

Кружок Функциональная грамотность. Становлюсь грамотным читателем 3 класс...

Кружок Функциональная грамотность. Становлюсь грамотным читателем 3 класс

Кружок Функциональная грамотность. Становлюсь грамотным читателем 3 класс...