Как вырастить грамотного читателя. (статья)
учебно-методический материал

Токмурзина Светлана Минивалиевна

Эта статья будет полезна и учителям, и родителям!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педагогическая статья17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Как вырастить грамотного читателя

(выступление)

- Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!

Тема моего выступления «Как вырастить грамотного читателя».

Не секрет, что современные дети стали меньше читать. Если ребёнку скучно, у него есть компьютерные игры или игровые приставки. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Всё это ведёт к снижению словарного запаса детей и к снижению грамотности в целом.

Как пробудить интерес к чтению? Этой проблемой занимались и занимаются многие педагоги, она по-прежнему актуальна. Сегодня я хотела бы поделиться опытом работы по формированию и поддержанию интереса к чтению.

Чтобы добиться положительного результата в решении данной проблемы, необходима система. А в эту систему должны входить все сферы деятельности учителя: и учебный процесс на уроке, и внеклассная работа и, конечно же, работа с родителями.

Роль семьи - в решении данной проблемы неоспорима и велика, ведь прививать любовь к книгам нужно начинать ещё в самом раннем детстве.  Считаю, что как только ребёнок научился сидеть, нужно знакомить его с первыми книгами. Это яркие книжки-игрушки, часто со звуковым сопровождением. Такая книжка привлекает внимание ребенка, и уже с младенческого возраста закладывается интерес к настоящей книге. Далее ребёнок взрослеет, вместе с ним взрослеют книги, в них иллюстрации сведены к минимуму, ребёнок видит «только авторское слово».

Давно доказанным фактом является стремление детей наследовать привычки своих родителей, поэтому недостаточно рассказывать своему ребенку о пользе чтения, нужно еще подавать наглядный пример. Увлечение чтением родных спровоцирует ответную реакцию, и ребёнок тоже сможет полюбить читать.

Занятия литературой желательно сделать регулярными и систематичными. В доме должна быть детская библиотека, где обязательно будут книги на темы, которые интересуют детей. Желательно, самого ребенка привлекать к выбору книг. Возможность выбора литературы дает неплохой результат. Самое главное, нужно стараться создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции.

Большая роль в пробуждении любви к художественному слову принадлежит урокам чтения в школе.

В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую и смысловую. Недостаточно развитая техническая сторона речи ведёт к снижению осмысленности чтения, а это, в свою очередь, приводит к снижению интереса к чтению. Для развития техники чтения разработано много разных упражнений, которые используют в своей работе многие учителя. Некоторые из них представлены на слайде.

Но как говорил К. Д. Ушинский «Читать — это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело». «ЧТО ЧИТАТЬ» определено образовательными программами, а вот «КАК ПОНИМАТЬ ЧИТАЕМОЕ» - этот вопрос остаётся до сих пор актуальным.

Для того, чтобы дети научились понимать прочитанное, учителю нужно использовать такие приёмы и методы, которые бы разжигали пытливость ума и позволяли детям быть активными слушателями.

Изучив педагогическую литературу, проанализировав опыт коллег, свой опыт, определила, на мой взгляд, наиболее эффективные приёмы, способствующие формированию у обучающихся интереса к чтению.

Маленькие читатели реагируют на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. Также следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали.

Поэтому на уроке литературного чтения использую приём «Диалог с автором», к сожалению, недостаточно освоенный современной школой. Это естественная беседа с автором через текст, в ходе которой дети учатся находить прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои.

Развитию умения анализировать художественные тексты, находить все виды информации: фактуальную, концептуальную и подтекстовую способствует приём «Цветик-семицветик», основанный на таксономии учебных целей американского педагога и психолога Б. Блума. Итак, 7 лепестков - 7 типов вопросов. Дети выбирают лепесток, на котором есть начало вопроса, продолжая его, они формулируют вопрос и задают своим одноклассникам.

1. Простые вопросы – отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

2. Уточняющие вопросы. Их целью является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».

4. Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

5. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

б. Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

7. Рефлексивные вопросы, которые помогают выразить детям свои чувства и эмоции.

Таким образом, на уроках создаются такие ситуации, когда ученик должен постоянно думать, чувствовать и делать выводы. Собственная мысль, рождённая в процессе чтения, радует и вдохновляет детей.

Многие дети любят, чтобы их слушали, обращали на них внимание, восхищались ими, оценивали их умения. Поэтому при изучении стихотворений использую авторский приём «Батл». Подготовив выразительное чтение стихотворения, ученик сам выбирает одноклассника, с которым хотел бы посостязаться в его прочтении, объясняя при этом выбор соперника. Затем участники батла по очереди декламируют стихотворение, после чего их выступление оценивается одноклассниками, выбирается победитель. Этот приём побуждает детей грамотно и умело использовать средства выразительности речи, а также формирует универсальные  учебные действия.

Наверное, многие согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому считаю важным обеспечить ученику право свободного выбора.

Этому способствует приём «Заявленное чтение», который лучше использовать во внеурочное время, когда можно  выделить время для совместного чтения и обсуждения «заявленного» произведения, т. е. такого, которое выбирают сами дети, основываясь на своём интересе и испытывая потребность поделиться своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Такое чтение способствует поддержанию интереса школьников к чтению, а учителю, даёт дополнительную возможность для выявления читательских интересов учеников и раскрытия их внутреннего мира.

Мы знаем, что чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. Задача учителя — найти привлекательные моменты в чтении, преподнести их таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием, тогда проблема с нежеланием детей читать исчезнет сама собой. Главное, чтобы такая работа велась целенаправленно и систематически на уроках и во внеурочное время. Я считаю, что у меня это получилось, об этом говорят результаты опроса моих учеников.

Роль учителя на уроках литературного чтения имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека, ведь влюблённый сам в литературу, учитель влюбляет в неё и своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамотного читателя в общеобразовательной программе "Школа - 2100"

Основной задачей преподавания литературы в школе является нравственно-эстетическое развитие учащихся, что связано с пробуждением интереса к серьезному чтению, расширение читательского кругозора, форми...

Современный ученик – грамотный читатель.

Научная публикация о современном ученике, как грамотном читателе....

Как стать грамотным читателем

Советы для детей и их родителей о правильном способе работы с книгой, с текстом....

Как вырастить грамотного читателя

В данной статье представлены приёмы работы с текстами, которые позволяют сформировать интерес к чтению, а также помогут научить детей глубоко анализировать прочитанное....

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...

Кружок Функциональная грамотность. Становлюсь грамотным читателем 2 класс

Кружок Функциональная грамотность. Становлюсь грамотным читателем 3 класс...

Кружок Функциональная грамотность. Становлюсь грамотным читателем 3 класс

Кружок Функциональная грамотность. Становлюсь грамотным читателем 3 класс...