программа внеклассное чтение 4 класс ФГОС
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Паршина Татьяна Михайловна

рабочая программа курса "Внеклассное чтение" с УУД и поурочным планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_chtenie_4.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение

пояснительная записка

            Рабочая программа курса «внеклассное чтение»  составлена на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению, авторской программы.

 Данный курс является частью учебного плана, выбираемого участниками образовательного процесса

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

 Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами и составляет 34 часа из расчета 1час в неделю.

Цели и задачи

Содержание, задачи, формы работы выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение»  и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника, а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на  развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

Цель программы  организация самостоятельного чтения младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения  

 задачи:

  • совершенствование навыка чтения учащихся;
  • развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
  • знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
  • формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
  • формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
  • формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
  • выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Внеклассное чтение»

– наличие у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимальная организация своей деятельности как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

 – проявление самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной творческой деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

 – становление ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового к сотрудничеству с другими людьми, оказывать им помощь и поддержку, толерантного в общении;

 –  осознание себя как гражданина страны, в которой он живёт; – сформированность эстетических чувств ребёнка, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой художественной культуры, стремления к творческой самореализации.

Ожидаемый результат

  Библиографическая культура является важной составляющей литературного развития согласно требованиям ФГОС .                                              Выпускник научится:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
  •  осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
  •  использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
  •  работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
  •  ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках

  Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом; 
  • работать с детской периодикой 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений и качеств:

-умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.                                                                                                                                                  -умение воспринимать красоту природы, красоту художественного слова                                                                                                                                                                 -любовь и уважение к Отечеству, малой родине, языку, культуре, истории                                                                                                                                                              - понимание ценности семьи, дружбы                                                                                                                                                                                                                              - уважение к культуре других народов                                                                                                                                                                                                                                    -интерес и потребность в чтении                                                                                                                                                                                                                                            -ориентация в нравственном содержании поступков- своих и окружающих.                                                                                                                             -наличие собственных читательских приоритетов.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

                       Метапредметными результатами является развитие следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные универсальные учебные действия

-самостоятельное формулирование темы и цели работы.                                                                                                                                                                                                                                 -формулирование учебной проблемы и составление плана её решения,                                                                                                                                                                      - работа по плану, корректирование своих действий,                                                                                                                                                                                                    - определение успешности работы своей и одноклассников

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные универсальные учебные действия:

-вычитывание различных типов информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную,                                                                                                                                                                 - пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным,                                                                                                                                                                                        - извлекать информацию из текста, аннотации, оглавления, иллюстрации,                                                                                                                                                                                           - осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи,                                                                                                                                                         - строить рассуждения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме,                                                                                                                                                                                                                                                                - владеть монологической и диалогической речью, участвовать в учебной дискуссии,                                                                                                                                                                                                    - высказывать и обосновывать свою точку зрения,                                                                                                                                                                                                                              - слушать и слышать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою,                                                                                                          - задавать вопросы автору, искать ответы в тексте

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами является сформированность следующих учебных действий6

- воспринимать тексты при чтении вслух и «про себя»,                                                                                                                                                                                           - осознанно, выразительно и правильно читать вслух и наизусть                                                                                                                                                                                                          - самостоятельно читать текст «про себя», проводить словарную работу,                                                                                                                                                                                              - находить в тексте материал для характеристики героя,                                                                                                                                                                                                  - самостоятельно формулировать главную мысль текста,                                                                                                                                                                                                        - пересказывать текст кратко и выборочно,                                                                                                                                                                                                             - составлять рассказ по заранее составленному плану,                                                                                                                                                                                         - высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному,                                                                                                                                                                                                           -знать основные этапы биографии авторов

Календарно- тематическое планирование

Дата

Тема

урока

Произведения

Основные виды

учебной

деятельности

Планируемые

предметные

результаты

Универсальные

 учебные

действия

Личностные

результаты

1

09

Что я летом прочитал

Книги, прочитанные летом

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги

Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. Рассказывать основное содержание изученных литературных произведений, называть их авторов. Выбирать из предложенного списка слова для произведения

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

2

09

Книги о сверстниках

Е. Велтистов «Электроник- мальчик из чемодана»

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Сравнение авторских и народных сказок.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении.

Фольклор 2 часа

3

10

Мифы и легенды разных народов

Сказки народов Великобритании

Сказки и легенды индейцев

Сказки народов Азии

Мифы Древней Греции

Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного.

Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста.

Относить прочитанное произведение к определённому периоду;

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы; ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.


Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Стремиться к совершенствованию собственной речи.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

4

10

Былины сказания славян

Мифы, легенды, сказания древних славян

Былины, богатырские сказки

Литературные сказки 4 часа

5

11

Литературные сказки русских писателей

В. Одоевский Сказки

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», «Мороз Иванович»

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», «Серая Шейка»

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Сравнение авторских и народных сказок.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. Писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой; аргументированно высказывать своё отношение к творчеству любимого автора, к героям его произведений; понимать и определять свои эмоции; понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма.

Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. Характеризовать образ главного героя сказки, составлять план пути проникновения в сказку; составлять стилизованный план; делать выводы. Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения).

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.


Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Проявлять творческий подход к выполнению заданий

Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении.

6

.11

Литературные сказки русских писателей

П. Бажов «Уральские сказы»

7

12

Литературные сказки зарубежных писателей

Э. Т. А. Гофман «Золотой горшок», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», «Щелкунчик и мышиный король» и др.

В. Гауф «Калиф- аист», «Маленький Мук», «Карлик Нос»

З. Топелиус «Зимняя сказка», «Сампо- лопарёнок», «Кнут-музыкнт», «Солнечный Луч в ноябре»

О. Уальд «Преданный друг», «Счастливый принц», «Мальчик-звезда»

8

12

Литературные сказки зарубежных писателей

Р. Киплинг «Маугли», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Рикки-Тики- Тави»

Мир детства 2 часа

9

.01

Мои сверстники

А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённебёрге», «Мы из Бюллербю», «На острове Сальтрока», «Мио, мой Мио», «Ронни- дочь разбойника»

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги.

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги.

Читать осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении.

10

3.02

Школьные друзья

И. Пивоварова «Рассказы Люси Синицыной - ученицы третьего класса»

М. Коршунов «Петька и его петькина жизнь»

В. Осеева «Динка»

11

05

Научно познавательная литература

А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной»

М. В. Гумилевская «Как открывали мир»

О. П. Орлов «Возвращайся к нам, Маклай!»

Г. Т. Черненко «Творцы наук российских»

И Демьянов «Ребятишкина книжка»

Б. Житков «Про эту книгу»

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги.

Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

12

03

Современные поэты

В. Берестов

В. Маяковский

Д, И.Хармс

Самостоятельное чтение. Выразительное чтение стихотворений.

Выразительно читать стихотворные произведения. Читать тексты вслух и про себя, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию.

Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.


Чувствовать красоту художественного слова. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

13

03

Фантастика

Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Самостоятельное чтение

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги.

Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении.

14

.04

Календарь природы

В. ВБианки «Лесная газета»

И. И.Акимушкин «В мире животных»

Ю. Дмитриев «Большая книга леса», «Лесные загадки», «Хитрецы и невидимки»

Б. А. Дижур «Жалобная книга природы»

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги.

Составление вопросов по содержанию прочитанного.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении.

15

04

Север

Б. Шергин Сказки

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

16

05

Ожившие страницы прошлого

С. Алексеев «Птица-слава», «Дедушкины медали»

Л. Р. Воронкова «Девочка из города»

Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного.

Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

17

05

Внеклассное чтение. О чём можно, о чём хочется читать.

Проект «Каталог»

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы; ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программы "Внеклассное чтение" 3 класс

Разработка программы "Внеклассное чтение" 3 класс...

рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС литературное чтение

рабочая программа ПНШ  3 класс ФГОС литературное чтение...

рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС литературное чтение

рабочая программа ПНШ  4 класс ФГОС литературное чтение...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеклассного чтения «Увлекательный мир книги» для 1- 4 класса

Программа "Увлекательный мир книги" нацелена на раскрытие всего спектра литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Подобраны литературные произведения, со...

программа внеклассное чтение 3 класс ФГОС

Прграмма курса "внеклассне чтение" для 3 класса с УУД и поурочным планированием...

Программа внеклассного чтения для 1 класса

Предлагается программа по привлечению детей к чтению с тематическим планированием....