Буква Дд и звуки [д], [д᾿]
план-конспект занятия по чтению (1 класс) по теме

Катаргина Ольга Юрьевна

Урок литературного чтения в 1 классе "Буква Дд, звук д,д*" УМК Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Буква Дд и звуки [д], [д᾿]»

Класс: 1 г

Предмет: литературное чтение

Дидактическая цель урока: создать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления

Образовательная цель урока: согласные звуки [д], [д’], буква Д д

Развивающая цель урока: развивать умение анализировать, делать выводы, развивать внимание, умение осуществлять контроль процесса обучения

Воспитательная цель урока: развивать познавательный интерес к литературному чтению через игровую деятельность

Цели урока:  познакомить с согласными звуками [д], [д’] и буквами Д д.
Тип урока:   Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, парная,  фронтальная.

Технология: ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация,  карточка  с буквами Д, д,  учебник «Азбука» авторы В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.В. Виноградская, индивидуальные карточки  для  детей.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

 

1.Организационный момент.

- Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки - на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

 - Как вы думаете, кто сегодня самый главный на уроке?

Организуются на урок 

-высказывания детей

Личностные УУД:  Уметь выделять нравственные аспекты поведения.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

2.Актуализация знаний.

-Мы продолжаем с вами путешествие по стране Букволандия. Давайте вспомним, в чем отличие звуков от букв.

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

-На какие 2 группы делятся звуки?

-Вспомним отличие гласных звуков от согласных.

Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны:
Шелестеть, шептать, скрипеть, 
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?

(Ударные и безударные).

-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие,  звонкие, глухие)

- Послушайте, кто к нам еще пришел на урок? (запись, звук стук дятла)

-Ребята, дятел к нам прилетел неслучайно. Он принес нам задания. Мы должны помочь ему распознать звуки – гласные и согласные, а у согласных определить твердый он или мягкий. В работе используем карандаши.

(учитель произносит звуки: [а], [п], [п᾿], [в᾿],[м],[и],[у].

Листок рефлексии. (Кто не ошибался и отвечал правильно, раскрасьте  листик на дубе зеленым цветом, а у кого не все получилось - желтым)

Отвечают

Выполняют упражнения. Используют карандаши красного,синего и зеленого цвета.

(Красный - гласный,

синий – согласный, твердый

зеленый-согласный, мягкий)

Самооценка в листке рефлексии

Коммуникативные УУД:

формирование умения строить речевые высказывания.

Познавательные УУД:

Общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

Логические – анализ объектов с целью выделение признаков.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу

Регулятивные УУД: формирование действия оценивания.

 

3.Целеполагание

- Помогите мне закончить предложения.  

Слайд                                                       

 Тут наш... (дом).

Из трубы идёт ... (дым).

У дома  растёт… (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла сидит... (дятел).

К дому ведет ... (дорожка).

У дома стоит … (дед).

- Кто был внимательным, какой звук встречался часто?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Слайд

- Молодцы! А чему мы должны научиться на уроке?

Слайд.

Листок рефлексии. Оцени себя.

- Так как цели мы наметили, тогда вперед!

Дети называют слова: дедушка, дом, дятел, дорога, дупло, дуб, деревья.

- Звук  д и д*.

-Сегодня на уроке мы познакомимся со звуками д и д* и  буквой, обозначающей эти звуки.

- Познакомиться с новыми звуками

-Познакомиться с новой  буквой.

- Научиться читать слоги с этой буквой.

-  Научиться читать слова, предложения с новой буквой.

Регулятивные УУД:

формулирование учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

формирование умения строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД:

 Формирование действия планирования.

Регулятивные УУД: формирование действия оценивания.

 

4. Первичное усвоение

- Отгадайте загадки

   1.    Где семье комфортно нашей?

          Где поутру пахнет кашей?

          Там ступают кошки лапки

           А у входа стоят тапки.

-Выберите  схему соответствующую слову дом и покажите ее.

(схема прикрепляется на доске)

2 Непоседы маленькие

Прыгают как заиньки

Конфеты сладкие едят

Смеются громко и кричат (дети)

-Выберите схему соответствующую слову дети и покажите ее.

(схема прикрепляется на доске)

-Проведем исследование нового звука. Откроем учебник на стр.105

(При произнесении звука [д] воздух проходит через горлышко, встречая преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. Звук [д]  может быть твердый или мягкий.)

-От чего зависит твердость или мягкость согласного?

Первый  пункт плана выполнили.

Листок рефлексии. Оцени себя.

Буква, которая обозначает звуки д и д*, называется Д.

Слайд.

На что похожа буква Д?

Д – это домик аккуратный

С высокой крышею двускатной

Вот стоит дымок пуская,

Буква Д труба печная

(Указать на план работы: знакомство с новой буквой )

Второй  пункт плана выполнили.

Листок рефлексии. Оцени себя.

Отгадывают загадки, подбирают схемы к словам, дают характеристику новым звукам

Работают по учебнику стр. 105

Ответы детей.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

умение представлять информацию в виде схемы, использовать знаково-символические средства;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД: формирование действия оценивания.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выделение существенных признаков,

привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям. 

Регулятивные УУД: формирование действия оценивания.

Физкультминутка

Сейчас мы поиграем в игру. Она называется “Страшный зверь!”. Если в название животного есть звук “Д” или “Д᾿”, то вы топаете. Если нет, хлопаете.

(сорока, дикобраз, воробей, медведь, сова, крокодил. ёж, леопард белка, дикий кабан, заяц, панда)

Молодцы!

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выделение существенных признаков,

5.Применение нового знания.

Третий пункт нашего плана – это научиться читать слоги с буквой Д.

Читаем слоги на карточке по одному, хором

- У вас на партах карточки со слогами. Возьмите их и прочитайте сначала шепотом, а потом соседу по парте.

- Научились  мы читать слоги с буквой Д?

Чтение слов на доске:

водолаз

клад

морские обитатели

- А теперь оцените свою работу по листу рефлексии.

-Теперь  можем приступить  к выполнению следующего пункта плана.

Рассматривание иллюстрации «Клад найден»  с.104

По иллюстрации и  ключевым словам давайте попробуем определить

-О чём будет текст? (выслушиваются варианты ответов -  предположения)

-Давайте проверим предположение, прочитав  текст  с.105

-Чьи предположения подтвердились?

Повторное чтение текста с анализом.

-Где работают водолазы?

-Кем работают папы Нади и Димы?

-Что они делали на дне реки?

Листок рефлексии. Оцени себя.

Работа по карточкам, в паре

Читают слова на слайде

Рассматривают иллюстрацию

Читают текст

Коммуникативные УУД:

Работа в паре, предполагающая взаимоконтроль

Регулятивные УУД: формирование действия оценивания.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения)

Физкультминутка

Следим только глазками.

Выполняется упражнение для глаз

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

VIII. этап

Контроль усвоения знаний.

-У вас у каждого на карточке какая-то буква, я буду называть слова, а вы выходите и составляете слово.

Дерево, водолаз, звезда.

-А сейчас попробуем сделать букву Д сами.  На столе у вас палочки, работаем в паре.

Составляют слова.

Работа в паре, выкладывают  букву Д.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации.

IX.  этап

Рефлексия

-Наш урок подходит к завершению.

- Какая была тема урока?

-Какие звуки изучали?

-Какие цели ставили?

-Кто достиг поставленных целей? Посмотрите на ваш листок.

-Каких листочков у вас больше, поднимите их вверх и покажите гостям.  

- Так кто же сегодня был самым важным на уроке?

-Ребята, в завершении урока попробуйте  отыскать  слова в абракадабре

Стлауэмолодцыткво

Мнспасибогпезтуокы

крзаплртыэработуиг

Ответы детей

Коммуникативные УУД:

формирование умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, умения оформлять свои мысли в устной форме, умения слушать и понимать других

Регулятивные УУД: Формирование действия оценивания.

Личностные УУД:

Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

         

 ПЛАН РАБОТЫ

1.Знакомство с

новыми звуками

2.Знакомство с

новой буквой

3.Чтение слогов,

слов

4.Работа с

Текстом

Лист самооценки                                                                                                                Лист самооценки

http://www.playing-field.ru/img/2015/051820/4657899                      http://www.playing-field.ru/img/2015/051820/4657899

УЗНАЕМ

НАУЧИМСЯ

ПОЗНАКОМИМСЯ

ПОВТОРИМ

Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны:
Шелестеть, шептать, скрипеть, 
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь

ДА

АД

ДА

АД

ДА

АД

ДА

АД

ДО

ОД

ДО

ОД

ДО

ОД

ДО

ОД

ДИ

ИД

ДИ

ИД

ДИ

ИД

ДИ

ИД

ДЫ

ЫД

ДЫ

ЫД

ДЫ

ЫД

ДЫ

ЫД

ДУ

УД

ДУ

УД

ДУ

УД

ДУ

УД

ДЕ

ЕД

ДЕ

ЕД

ДЕ

ЕД

ДЕ

ЕД



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                 Учитель начальных классов – Катаргина Ольга Юрьевна

Технологическая карта урока «Буква Дд и звуки [д], [д᾿]

Класс: 1 г

Предмет: литературное чтение

Дидактическая цель урока: создать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления

Образовательная цель урока: согласные звуки [д], [д’], буква Д д

Развивающая цель урока: развивать умение анализировать, делать выводы, развивать внимание, умение осуществлять контроль процесса обучения

Воспитательная цель урока: развивать познавательный интерес к литературному чтению через игровую деятельность

Цели урока:  познакомить с согласными звуками [д], [д’] и буквами Д д.
Тип урока:   Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, парная,  фронтальная.

Технология: ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация,  карточка  с буквами Д, д,  учебник «Азбука» авторы В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.В. Виноградская, индивидуальные карточки  для  детей.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Личностные УУД

Познаватель-ные УУД

Коммуника-тивные

Регулятивные УУД

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание

Включаются в деловой ритм урока

Выделяют нравственные аспекты поведения

Построение речевого высказывания в устной форме.

Оформляют свои мысли в устной форме

2.Актуализация знаний.

Предлагает задания на характеристику звуков

Выполняют упражнения. Используют карандаши красного,синего и зеленого цвета.

(Красный - гласный,

синий – согласный, твердый

зеленый-согласный, мягкий)

Самооценка в листке рефлексии

Анализ объектов с целью выделения признаков

Формирование умения строить речевые высказывания.

Формирование действия оценивания.

 3.Целеполагание

Подводит к теме урока, просит определить цель урока

Определяют тему и цель урока

Самооценка в листке рефлексии

Формирование умения строить речевые высказывания.

Формулирование учебной задачи,

действия планирования, оценивания.

 4. Первичное усвоение

Физкультминутка

Предлагает составить звуковые схемы к словам, дать характеристику новым звукам.

Предлагает познакомиться с новой буквой.

Отгадывают загадки, подбирают схемы к словам, дают характеристику новым звукам.

Знакомятся с новой буквой.

Самооценка в листке рефлексии

Проявляют познавательный интерес

Представляют информацию в виде схемы, использовать знаково-символические средств

Слушают и понимают речь других

Формирование действия оценивания.

5.Освоение и осмысление учебной информации

Физкультминутка

Предлагает работу по карточкам, (чтение слогов)

 Предлагает прочитать слова с новыми звуками

Предлагает работу по учебнику стр. 105. Рассмотреть иллюстрацию, предположить о чем будет текст

Работают по карточкам индивидуально, в парах, хором

Читают слова с новыми звуками

Самооценка в листке рефлексии

Рассматривают иллюстрацию

Читают текст

Самооценка в листке рефлексии

Отличают новое от уже известного

Работа в паре, предполагающая взаимокон-троль

Формирование действия оценивания,

ориентируются я в своей системе знаний: с помощью учителя.

6. Первичное закрепление

Предлагает составить слова с буквой Д.

Предлагает сделать модель буквы Д.

Составляют слова.

Моделируют букву Д.

Поиск и выделение необходимой информации.

Слушают и понимаютречь других

Рефлексия

Задает вопросы:

-Какие звуки изучали?  

-Кто достиг поставленных целей?

- Так кто же сегодня был самым важным на уроке?

Ответы детей

Формирова-

ние способности к самооценке

Умение оформлять свои мысли в устной форме

Действия оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Закрепление сведений о букве Мм, и звуках [м],[м’]. Обобщение изученного о буквах и звуках.

Цели деятельности учителя: Закрепление звуков  [м],[м’] и букв М,м, закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по ...