Конспект урока. Тема: "Чиж и голубь". 3 класс. УМК "Перспектива".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Виктория Романовна Иванушкина

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

(предмет)

Выполнила студентка               41 гр.

Ф.И.                  Шумакова Виктория

Проверил:                     Гордеева А,А

Отметка: _______________________

Дата:                                       26.02.18 

Челябинск, 2018

Конспект урока по литературному чтению

Дата: 26.02.18

Школа: ЧПК№1

Класс: 3-1

Программа УМК: Перспектива.

Кабинет: 10

                    Учитель: Гордеева А.А

                    Методист: Галлиулина Н.К

                    Студентки 41 группы: Шумаковой Виктории

.

Тема: «И.А. Крылов. «Чиж и голубь»

Цели урока:

- Познакомить с басней И.А.Крылова «Чиж и голубь»;

- уточнить особенности жанра басни;

- учить выразительно читать басню.

- формировать умение находить мораль в произведении.

Задачи:

- Уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).

- Учить анализировать басню с точки зрения авторской идеи.

- Способствовать развитию речи, обогащению активного словаря учащихся.

- Содействовать воспитанию интереса к творчеству И. А. Крылова.

Планируемые результаты:

Личностные:

- будут учиться сравнивать героев, анализировать текст;

- интерес к творчеству автора:

Предметные:

- Уточнить понятия «басня», «мораль».

- Уметь выбирать нужную смысловую интонацию при чтении.

 - Уметь характеризовать героев басни.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи

Оборудование:  компьютер, проектор, учебник Литературное чтение. 3 класс.                                                   

Этап урока.

Методы и приемы

Время

Содержание урока.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

Словесный;

Подводящий диалог.

1мин

-Доброе утро, ребята. Меня зовут Виктория Романовна. Сегодняшнее занятие литературного чтения проведу у вас я.

- Давайте настроимся на работу и проверим, все ли у нас на месте? Руки на месте? Ножки на месте? Глазки все видят? Ушки все слышат? Здорово!

- Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.

Речевая разминка

Работа над скороговоркой.

Чижиха говорит чижу:          

"Слетай с чижатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера."

Приветствовать учителя;

Настраиваться на предстоящую работу.

Садиться на места.

-делать речевую разминку

Умение строить речевое высказывание, умение слушать

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

2.

Мотивацион-ный

Опрос

6мин

- Какие литературные жанры знаете

                                 Литературные жанры:

 

-  Чтобы узнать, с произведением, какого автора мы познакомимся на сегодняшнем уроке, выполните задание, которое я для вас приготовила. На карточках, которые лежат перед вами, нужно зачеркнуть повторяющиеся буквы и прочитать получившееся слово из оставшихся букв.  

ПЕТКПЕТРПЕТЫПЕТЛПЕТОПЕТВПЕТ

Самопроверка  

КРЫЛОВ

Внимательно слушать; отвечать на вопросы;

Умение строить речевое высказывание, умение слушать

3.

Актуализация знаний

Слово о писателе

Словес.: ответы на вопросы

Наглядный: рассматривание иллюстрации

4мин

- Кто нибудь из вас уже знаком с  произведением  этого автора?  

- А что он писал?

Что такое БАСНЯ?    

Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. (Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)

- Зачем пишут басни?

– Всякая басня содержит мораль. Что это такое?  

Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.

Рассказ учителя

Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости. Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры

Первым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в уста.

У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин сказал, что человек не может выпить море.

Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если ты это сделаешь.”

Вся толпа двинулась к морю.

- Ну что же пей.

- Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все источники, которые впадают в него.

Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.

Дарит ему за ум свободу. Эзоп не принял её, потому что свобода была добыта хитростью.

- Многие басни Эзопа стали известны благодаря И. Крылову. Он их переводил с греческого языка.

- Ребята, а сейчас посмотрите на иллюстрации и скажите, кого вы видите на картинках? Кто из вас знает, что это за птицы? (Чиж, голубь.)          

(Чиж – маленькая птичка семейства вьюрковых желтовато-зелёного цвета, длиной 12 см. Встречается в плодовых садах и парках.

Голубь – птица плотного сложения, с короткими ногами и маленькой головой.  Обладает способностью находить дорогу домой. Часто можно  встретить в городе.)

- Как вы думаете, почему я вам показала иллюстрации этих птиц? (Сегодня на уроке мы будем читать о них.)          

- Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Чиж и голубь». Научимся ее читать выразительно.

- Но прежде, чем ее прочитать, поработаем над значением слов, которые встретятся в басне.  

 Западня – ловушка для ловли птиц и животных.

 Силок - петля для ловли птиц и мелких животных.

 Ручаюсь - отвечаю за свои слова

Вспомним  эталон работы над баснями.

1. Автор, название.

2. Действующие лица и их характеристика.

3.Работа над содержанием басни.

4.Работа над выразительностью.

5.Мораль басни

Отвечать на вопросы; вспоминать пройденное;

-Называть басни И.А. Крылова;

- отвечать на вопросы

-анализировать иллюстрации

Умение строить речевое высказывание, умение использовать свои знания

4.

 Постановка

учебной задачи

Формулирование тему урока

2мин

Ребята, план мы вспомнили, а какова тема нашего урока?

А какие задачи мы поставим перед собой?

(познакомиться с басней «Чиж и голубь», определить главных героев басни, научиться выразительно читать, определить мораль басни)

Определяют тему урока, формулируют цели и задачи

Умение принимать и сохранять учебную задачу

5.

Физминутка

1 мин

Видеофрагмент

Практический:

выполнение элементарных физических упражнений  

6.

Решение задач на основе анализа текста

Первоначальное чтение и анализ текста

Практический: работа со словарем

Чтение про себя

Анализ развития действия

Практический: выборочное чтение

28мин.

  1. Чтение басни учителем
  1. Оправдались ли ваши предположения?

- Какова главная мысль этой басни? (Не радуйся чужой беде, не злорадствуй.)

- А у нас бывают такие случаи в классе, когда кто-то из вас смеется над неудачей друзей?

Чтение басни учащимися:  

- А сейчас прочитайте басню про себя и подумайте, какой вопрос вы бы задали своим товарищам по этому тексту?

б) Самостоятельная работа по вопросам (в парах) с проверкой.

Куда попался Чиж?

Что делал Чиж в западне?

Каким был Голубь?

За что ручался Голубь?

Что случилось с Голубем?

Что советует автор Голубю?

Чтение по ролям.

Слушать басню при чтении учителем;

отвечать на вопросы; определять настроение персонажей;

разбирать непонятные слова и выражения;

объяснять слова и выражения;

работать в парах;

отвечать на вопросы;

находить ответы на вопросы в предложенном тексте;

Умение свободно ориентироваться в учебной книги, умение находить фрагмент текста в соответствии с заданием, умение строить речевое задание,  умение понимать и принимать точку зрения других, умение выделить главную мысль произведения

7.

Рефлексивный

Подведение итогов

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

5мин

- Какова мораль этой басни? (Вперёд чужой беды не смейся, Голубок)

- Когда в жизни можно употребить эти слова?

    - Современны ли басни в наши дни?

    -  Почему сюжеты не устаревают?

   - Напишите коротко на сердечке, чему учат нас басни Крылова?

(Дети прикрепляют «сердечки» к портрету И.А.Крылова.)

- И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы.

- Давайте вспомним, что такое басня?

- Что такое силок?

- Что такое мораль?

- В чём мораль прочитанной нами басни?

- Что нового вы узнали?

делать вывод;

подводить итог урока;

отвечать на вопросы;

анализировать басню;

прикреплять сердечки к портрету поэта;

Умение оценивать свою работу и работу других

8.

Домашнее задание

1мин

Домашнее задание:

Записывать домашнее задание