«Обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Ерзакова Зауре Куаншевна

 

Тема урока: «Обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)»

 Цели деятельности учителя: Постановка и решение учебной орфографической задачи: обозначение гласных после шипящих Ч, Щ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob.gr_28.02.18.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения:

Школа №148                                                                                                  Учитель: Кожевникова Т.И.________

Класс: 1-б                                                                                                            Методист: Солопова Т.В.________

Урок № 1                                                                                                         Студентка: Ерзакова З, 43 гр.

Тема урока: «Обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)»  

 

Цели деятельности учителя: Постановка и решение учебной орфографической задачи: обозначение гласных после шипящих Ч, Щ

Планируемые результаты:

  • Предметные: Конкретизировать позиционный принцип обозначения звуков (фонем) буквами (правила графики). Познакомить с новыми буквами, звуками; орфограммами ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
  • Личностные: Воспитывать интерес к знаниям, взаимоуважение. Воспитание любви к природе, к родному краю.

  • Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Букварь» В.В. Репкина, 1 класс, презентация.

Этапы.

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Организационный момент

Словесный метод: сл. учителя

8:15-8:16

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, всё ли готово у  вас к уроку?

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.

Регулятивные: 

осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Практический :

Артикуляционные упражнения

Наглядный метод: уч. презентация

8:16- 8:19

Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

Работаем по таблице “Лента букв”. - Покажите и назовите гласные верхнего ряда. (а о у э ы).

Ща - ща - ща – мы домой несли леща.

Ащ - ащ - ащ – мы наденем плащ.

- Какую “работу” они выполняют? (Показывают твёрдость предыдущего согласного и обозначают гласный звук.)

- Покажите и назовите гласные буквы нижнего ряда. (я ё ю е и)

- Для чего нужны эти гласные буквы? (Они обозначают мягкость предыдущего согласного и обозначают звуки.)

- Покажите и назовите все изученные нами звонкие согласные, потом — глухие.

- С какими буквами познакомились на предыдущем уроке? Дайте полную характеристику этих звуков.

Развивать артикуляционный аппарат

Читают чистоговорки

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Актуализация знаний

Практический: чтение букв

Наглядный метод: уч. презентация

8:19-8:25

 -Ребята, на экране вы видите буквы(а, я, о, у, ю, и, ы, э, е, ё).

- Разделите буквы на группы и объясните по какому признаку вы это сделали. Можно ли их разделить по-разному?(да)

Возможны 2 варианта:

1 – гласные буквы, обозначающие 1 звук и гласные буквы, обозначающие 2 звука.

2 - гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука и гласные буквы, обозначающие мягкость согласного звука.)

Молодцы!

Отвечать на вопросы учителя.

Делить на группы буквы.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров.

Познавательные:

Постановка учебной задачи

Практический: целеполагание

8:25-8:27

- Ребята, откройте учебник на стр. 28. С чем мы сегодня познакомимся? (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ).

- А сейчас внимательно послушайте сказку.

Жили – были на свете шипящие Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, А, Я.

Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща.

Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.)

- Давайте выучим правило.

“ЧА-ЩА – пиши с буквой А.

“ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У.”

- И так ребята, с какими буквами дружат шипящие ?

- Давайте посмотрим на картинки.

- что изображено?

- Какую букву напишем после шипящей?

- Давайте составим звуковую модель этого слова.

- кто выйдет к доске и выполнит это задание?

Отгадывать загадку.

Произносить звуки хором .

Характеризовать звуки.

Составлять схемы.

Читать  слово.

Формулировать  тему и цели урока.

Коммуникативные:

уметь  слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

уметь  слушать и вступать в диалог.

Решение частных задач

Практический: работа с слого-звуковым анализом

Практический: работа со звуковой моделью слова

8:27-8:33

Работа с звуковой моделью.

- Давайте посмотрим на картинки.

- что изображено?

- Какую букву напишем после шипящей?

- Давайте составим звуковую модель этого слова.

- кто выйдет к доске и выполнит это задание?

- Ребята, сделайте вывод.

Читать слово.

Работа над слого-звуковым анализом слова.

Работать со звуковой моделью слова.

Работать с звуковой моделью слова.

Делать вывод

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Динамическая пауза

8:33-

8:34

Видеоматериал.

Выполнять соответствующие упражнения

Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров.

Решение частных задач

Практический: работа со словами

Практический: анализ слов

Практический: чтение рассказа

Практический: чтение рассказа по цепочке

Практический: анализ и чтение предложений

8:34-

8:43

Работа со словами.

-Откройте букварь  на стр.28. Давайте с вами хором прочитаем эти слова под линией. 

- Наша задача записать звуковую модель слова.

- Первое слово чаща. Давайте все вместе проинтонируем его и я запишу звуковую модель на доске, а вы у себя в тетради. Чаща (2 слога), ч(согласный, глухой, мягкий), ча (гласный, ударный), чащ (согласный, глухой, мягкий), чаща (гласный, безударный).

Кто выйдет к доске и вместе с нами запишет звуковую модель?

- Чудак (2 слога), ч ( согласный, глухой, мягкий), чу (гласный, ударный), чуд (согласный, твердый, звонкий), чуда (гласный, ударный), чудак (согласный, глухой, твердый).

- тащу (2 слога), т (согласный, глухой, твердый), та ( гласный, безударный), тащ (согласный, глухой, мягкий, шипящий), тащу (гласный, ударный).

Кричат – выполните самостоятельно в тетради, кто первый закончит выйдет к доске и нарисует звуковую модель слова, а мы сверим.

- Ищу ( 2 слога), и (гласный, безударный), ищ (согасный, глухой, мягкий, шипящий), ищу (гласный, ударный).

- Ребята, следующие слова, разберите самостоятельно.

- Сверять будем с доской.

У кого все правильно, поднимите руку!

- Молодцы! Хорошенько потрудились.

Слушать установку учителя.

Читать хором слова.

Отвечать на вопросы.

Придумывать пары слов

Перечислять месяца с мягким знаком.

Слушать установку учителя.

Читать по цепочке рассказ.

Отвечать на вопросы.

Анализировать слова.

Работать на лексическим значением слов.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;  действия с учетом выделенных ориентиров.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание.

в диалог.

Итог урока.

Рефлексия.

Практический: оценка деятельности

8:43- 8:45

Какая была тема урока?

– Что нового вы узнали на уроке?

-Для чего нужен мягкий знак?

–– Что вызвало затруднение? Почему?

Поднимите руки те, кто :хорошо поработал на уроке, и не возникло трудностей.

А теперь, поднимите руки те,кому не всё удалось, иногда возникали трудности.

Поднимите руки те, кто: ничего не понял.

Отвечать на вопросы учителя.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные:

уметь  слушать и вступать в диалог.

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РНС.«Обозначение гласных звуков после букв Ш,Ж» ( по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Дети знакомятся с работой гласных букв и их обозначение после Ж,Ш....

"Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков"

Урок -КВН обучения грамоте по теме:  "Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных  звуков"...

Урок литературного чтения ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Цели: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения круго...

«Обозначение гласных звуков после Ц. Письмо заглавной буквы Ц и слов с ней.» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)

laquo;Обозначение гласных звуков после Ц. Письмо заглавной буквы Ц и слов с ней.» Цель деятельности учителя: создать условия для знакомства учащихся с формой и названием элементов букв...

«Обозначение гласных звуков после Ц» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)

Тема урока: «Обозначение гласных звуков после Ц»  Цели деятельности учителя: изучение способа обозначения звука [й*] в позиции - после согласного перед гласным....