урок литературного чтения в 3 классе В. Бианки " По следам"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Корнеева Марина Алексеевна

Цель урока 

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v._bianki_po_sledam.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема:  Суровые законы жизни зимнего леса.  В.Бианки «По следам» (главы 1-4)

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Оргмомент

Ι. Актуализация знаний.

 Звенит, заливается школьный звонок

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно даётся учение.

Речевая разминка

Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов

Викторина «Отгадай из какого стихотворения эти строки»

Проверка домашнего задания.

 (Чтение стихотворений наизусть.)

- Какой же темой объединены эти стихи? (Зима, ожидание чуда)

Звучит музыка «Сказочная зимняя мелодия»(слайды 1-5).

- Сказочная и величественная зима. Принося с собой морозы и снежные метели, она погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов.

 (слайды 6-7) Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь “читать” лесную книгу! И поможет нам в этом писатель, который сказал , “что самое интересное, самое увлекательное занятие - открывать неизведанные тайны в огромном мире, который кругом меня, надо мной и подо мной”.

- Расшифруйте шифрограмму и узнаете фамилию писателя , которому принадлежат эти слова.

Показываю портрет В Бианки.

Биографию В. Бианки рассказывает Голякова Е.

Рассмотрите выставку книг.

- Какие книги вы видите на выставке?

- О чем  и о ком писал В. Бианки? (о животных, природе)

-Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы написать такие интересные книги? (добрым, внимательным, любить природу)

Групповая работа

-А сейчас вы будите работать в группах. Я предлагаю  порассуждать о слове.  Прочитайте выражения, записанные на листах, которые лежат у вас на столах. Поясните значение этих выражений.( они лежат в файлах)

Договоритесь, кто из вас будет высказывать ваше общее мнение.

                   1гр.

 И след простыл — убежал, исчез

По горячим следам- без промедления, сразу же после чего-то.

2гр.

 След многодневного труда  - следы усталости.

След в памяти. - ТО, о чем вспоминаем

             3гр.

Заметать следы   -   избавляться от нежелательных предметов, сведений.

Оставить след -  запомниться какими-то своими поступками.

- Над каким словом рассуждали? (След)

- Предположите, почему именно это слово? (Скорее всего будем читать о следах, название произведения…)

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

II. Развитие умений.

2  4  2  2  4 

Работа с текстом рассказа В. Бианки.

–– Откройте учебник на с. 66, прочтите название. Рассмотрите иллюстрацию.

– Интересно, по чьим же следам и зачем отправятся герои рассказа В. Бианки?

Словарная работа

• стадо куропачей (стая куропаток);

• сапоги валеные (валенки);

• без дела валандался (бездельничал);

• охота пуще неволи (очень желать чего-то);

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение   Хорошо читающие дети.

Читаем 1 часть,

 - Кто  главный герой?   (Егорка и его отец лесник)

- «Почему Егорке стало скучно?» (потому что целый день сидит в избушке)

- Где живут Егорка и отец? (В лесу) Почему? (Потому что отец Егорки работает лесником)

-Как воспитывает отец Егорку?

(Отец воспитывает мальчика в строгости, многому его научил: читать следы, стрелять, ориентироваться в лесу. Егорка любит охотиться, выследить по следам диковинного зверя…)

Какое наставление дает отец сыну? (Вернуться домой до сумерек)

-Почему? (Может случиться беда, если нарушить этот закон жизни)

- Озаглавьте часть цитатой. (наводящие вопросы: - О чем мечтал Егорка? (выследить по следам диковинного зверя…)

( «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!») Подчёркиваем или отмечаем эту строчку в тексте, запишем план потом целиком в тетради.

- А как вы думаете, удастся ли ему выследить зверя?

- Давайте продолжим чтение и узнаем, получилось это у него.

Физкультминутка

Часть 2 читаем вслух (учитель). Приёмы анализа – диалог с автором и комментированное чтение.

Отложил лесник сапоги, взял топор, пошёл в сарай сани починять. (То есть… чинить, ремонтировать.)

Смеркаться стало. Кончил лесник топором стучать.

Время ужинать, а парнишки нет.

Слышно было: пальнуло раза три. А с тех пор ничего. Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи. Егорки всё нет. И где запропастился, поганец? (Отец волнуется, сердится… Где же Егорка? Уж не случилось ли с ним что-то?)

Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная. (Обратите внимание: предложения стали короткие, какие-то тревожные.)

Прислушался – ничего не слыхать. Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём? (Тревога отца нарастает.)

– Воууу-уу!

Вздрогнул лесник – или показалось? (Показалось что?)

Из лесу опять:

– Воуу-уу!..

Так и есть, волк! Другой подхватил, третий... целая стая! Ёкнуло в груди: не иначе на Егоркин след напали звери!

– Вуу-вооу-уу!..

Лесник заскочил в избу, выбежал – в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы. (Вскочил, выбежал, вскинул, полыхнул, грохнули… Лесник действует быстро: Егорке грозит опасность!) Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?

И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «Бумм!» (Это…? Похоже, Егорка отозвался, дал ответный выстрел.) Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи – и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.

- Переживал ли отец за своего сына? 
- О чем это говорит? 
- Что услышал лесник, когда вышел на крыльцо? (Что волки воют). 
- Что подумал лесник, когда услышал вой волков? (На Егоркин след напали волки). 
- Пошел ли отец спасать Егорку? (Да). 
- - Что услышал лесник из лесу, из темноты? (Выстрел Егорки). 

Озаглавьте часть цитатой. .– Какое предложение подчеркнём как заголовок к этой части?

(наводящие вопросы :Какое главное действие совершает лесник? - слушает(«Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?»)

                     3ч      самостоятельно

Словарная работа   .             Волшебная шкатулка

Темь в лесу – хоть плачь – темно; от страха хочется плакать.

Еловые лапы – ветви ели.

Деревья плотной стеной – густой, частый лес.

В голос тянут – воют хором.

Вой оборвался – стало тихо.

Тишь такая – прямо ушам больно – очень тихо.

Двинулся наугад – шел, не зная дороги.

Чтение 3 ч.

-О чем говорится в этой части? (Как лесник искал в ночном лесу сына).

- Отзывался ли Егорка на выстрелы отца? (Нет). 
- Чей дом лесник нашел в лесу? (Свой). 
- Что подумал лесник, когда в еще раз выстрелил на дворе? (Видно добычу делят. Пропал парнишка). 
- Каким чувством пронизана эта глава? (
тревога, бессилие)

-Давайте озаглавим эту часть. (наводящие вопросы: о чём успел подумать лесник)  («Воют – пока, значит, ещё не добрались…»)

- Что будет делать лесник?

Часть – 4 (чтение за дикторм.), словарная работа во время чтения

белотроп –следы от лыж

мышковать – охотиться на мышей

малики – заячьи следы

натропили- сделали тропинки из следов

пыж – прокладка из войлока или картона, которая отделяет порох в патроне от пули, дроби.

- Опишите лесника на утро. Почему он таким стал? (Страшный стал: в одну ночь постарел и сгорбился). 
-- Что помогло леснику напасть на след Егорки? (Две борозды от Егоркиных лыж). 
- Когда лесник увидел две борозды от Егоркиных лыж, что он подумал? (прочитайте). 
- Как вы понимаете смысл предложения: «Читает по снегу, как по книге»? (То, что отец понимает, что с Егоркой за ночь приключилось). 
- Чьи следы видел лесник? (
Белок, зайцев, куропаток, птичьи). 
- О чем говорит последнее предложение: «Такой и от волков отбиваться может, даром им в зубы не дастся»?
(отец надеется на спасение сына)

- Как можно озаглавить эту главу? (Ответы детей).

- Читает по снегу, как по книге <…> что с Егоркой приключилось за ночь».

- Как вы думаете, какую основную мысль хотел высказать Виталий Бианки в своем рассказе? (Нужно хорошо знать жизнь леса, чтобы спасти себе жизнь). 
В рассказе В.Бианки встретилось выражение «Читает по снегу, как по книге». А вы  хотите попробовать?

Игра «Найди по следу животное»

На доске вывешены следы животных. Определить какого животного след (по рассказу)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Итог.

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

ΙV. Домашнее задание.

Рефлексия

1. Подготовить выразительное чтение части, которая понравилась.

2. Записать заголовки частей рассказа (выписать подчёркнутые предложения).

Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу  работу сегодня:

Шевелить мозгами. Краем уха. Хлопать ушами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения, 3 класс, В.Бианки. "Мышонок ПИК"

Урок литературного чтения построен на основе технологии развития критического мышления....

Конспект урока по литературному чтению. 1 класс. В.Бианки "Лесной Колобок - Колючий бок"

Программа "Начальная школа XXI века". Урок соответствует ФГОС....

урок литературного чтения 3 класс В.Бианки "Мышонок Пик" УМК "Школа России"

УМК «Школа России» Предмет: литературное чтение Учебник «Родная речь» 3 класс, 2 часть, с. 73. Тип урока: урок формирования новых знаний. Вид урока: проблемно-проектная дискуссия. Технология: Раз...

конспект урока по литературному чтению 3 класс В. Бианки "Неслышимка"

Урок литературного чтения по программе 2100 авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева 3 класс +презентация...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс В.Бианки "Сова"

конспект урока по литературному чтению предназначен для учащихся 2 класса УМК Школа России...