Проект "Такая разная Азбука"
проект по чтению (1 класс) на тему

Нестеренко Ольга Викторовна

Проект для учащихся 1 класса( после изучения Азбуки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_pechat_i_vylozhit.docx997.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Такая разная  Азбука»  ( 1 класс )

Проект  рассчитан  на  три  недели, проводится  в середине  1  классе  в  конце  периода  обучения  грамоте .

Завершающим этапом проекта является открытое  мероприятие (проводится  учителем  совместно  с учениками и  их  родителями).

Цель  проекта:

- познакомить первоклассников с разнообразием  оформления Азбуки;

- расширить знания детей о разных создателях Азбук( на примере Л.Н.Толстого и его школы);

- дать сведения о разных азбуках;

- оформить буквы необычно ( для игры в детском саду).

  • Участники проекта: дети, родители.
  • Тип проекта: среднесрочный.

Задачи:

  • развитие познавательной активности и творческих способностей детей,
  • развитие коммуникативных  навыков, умения  работать сообща и дружно с одноклассниками, формирование коллектива,
  • воспитание у учащихся интереса к учебе, к чтению.

Актуальность проекта.

Для повышения эффективности работы на уроках литературного чтения  наряду с другими видами используется исследовательская деятельность. Следовательно, проектная деятельность должна быть направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к урокам, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Проектная деятельность способствует обучению ребёнка самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности.

 Для работы над проектом дети были организованы в несколько команд ( по желанию), которые работали по разным направлениям.

  • работа с толковыми словарями (Что означает слово «азбука»?);
  • изучение азбук (славянская азбука, семафорная азбука, шрифт Брайля, азбука Морзе, дактильная азбука);
  • работа над презентацией  о Льве Толстом . его школе в Ясной Поляне  и о создании им «Азбуки;
  • работа над представлением родителям любимых книг – азбук

(из тех, которые использовались на уроках обучения грамоте)»;

  • юные артисты репетировали инсценировку рассказа «Филипок» и сказки «Тетерев и Лиса»;
  • творческий коллектив группы продленного дня разрабатывал и создавал оформление выбранных букв в необычном стиле;
  • презентация в форме открытого мероприятия для учеников и родителей.

        Ход открытого мероприятия.

1 .Общее стихотворение об алфавите( каждый ученик читал фрагмент о своей букве, представляя её зимним рисунком). Автор стихотворения Александр Мецгер  «Зимняя азбука»

А
АНТАРКТИДА - вечный лед,
А во льдах медведь живет.
Славен Умка на весь свет,
Любит рыбу на обед!

Б
БАБУ снежную лепили,
Дружно крепость возводили,
На санях с горы катались -
Дома нас давно заждались!................

https://pp.userapi.com/c831109/v831109135/5b35f/6V7GGutaZ_o.jpg

2.Отчёт группы, исследовавшей разные азбуки. Группа рассказывала о славянской азбуке, семафорной азбуке, о шрифте Брайля, азбуке Морзе и дактильной азбуке ( их рассказ сопровождался показом слайдов)

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/042f/00043666-c65eda82/1/img16.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0182/00040ca9-27b78030/img12.jpg


3. Презентация о Льве Толстом и его Азбуке.

Текст презентации:

  • Под городом Тулой есть местечко Ясная Поляна, где в своей усадьбе жил и работал, писатель Лев Николаевич Толстой
  • 150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все 150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны.
  • Осенью 1859 года писатель Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.
  • Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного, да ленивого. Но вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую.
  • В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру.
  • На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.
  • В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей “Азбуку”.
  • Вышла она   145 лет назад ,в 1872 году. В “Азбуке” Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок.

Через три года появилось второе издание под названием “Новая азбука”. Несколько позже были изданы четыре тома “Русских книг для чтения”.

  •         Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 произведений различных жанров.
  • “Новая азбука” учитывала возрастные особенности детей. Сначала шли небольшие рассказы всего в несколько строк.
  • Толстой широко использовал всем понятный и доступный жанр басни. Басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту.

Значительное место в учебных книгах Толстого занимают сказки – русские, зарубежные, литературные.

  • Лев Толстой терпеливо перерабатывал свои произведения для учебных книг. Его сын вспоминал: “Он в то время составлял “Азбуку” и на нас – своих детях – проверял её. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами”.
  • Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы,изображал их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ “Какая бывает роса на траве”.
  • Особенной поэтичностью отличаются рассказы Льва Толстого о животных. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных, знакомит с повадками животных и птиц.
  • Крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, её жизнь передаются часто так, что мы видим их глазами ребят.
  • Случай из жизни деревенского мальчика, о котором поведал Толстой, он наблюдал в своей школе.
  • «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее, и что, написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть»

Показ презентации сопровождался чтением детьми наизусть басен Толстого, конкурсом загадок для родителей  и инсценировкой рассказа «Филипок» и сказки «Тетерев и лиса».

https://pp.userapi.com/c831109/v831109135/5b685/fYafFj8kQfM.jpg

https://pp.userapi.com/c831109/v831109135/5b7ed/TsBeiqc95JE.jpg

4. Пиар – группа рекламировала свои любимые книги – азбуки авторов  Дарьи Герасимовой, Андрея Усачёва, Михаила Яснова,  Марины Ханковой, Сергея Козлова и Александра Бенуа.

https://pp.userapi.com/c831109/v831109135/5b829/tc_BR52kDAQ.jpg

5. Самая интересная и долгожданная часть урока – игра с мамами. Родители с закрытыми глазами, наощупь , угадывали букву. Дети изготавливали буквы, «подсказывая» их материалом, из которого их делали. Например, И – из изюма, М – из макарон, Б – из бисера и т.д.

https://pp.userapi.com/c831109/v831109135/5b8c7/-u5RAlqh-3Q.jpg

6. Подведение итогов, награждение победителей конкурса «Зимняя буква».Принято решение, отдать необычные буквы малышам в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разные люди - разные культуры

Интегрированный урок в 1  классе по теме: «Звуки осени» (музыка и технология). Урок проведён в рамках семинара: «Здоровье сберегающие технологии на уроках эстетического цикла»...

"Такая разная азбука", проект

    Проект «Такая разная азбука». Это практическое исследование мы с ребятами провели после того, как закончили изучать «Азбуку» и познакомились с произведением Б.Заходера...

Проект "Эта разная, разная плесень".

Разработка проекта " Эта разная,разная плесень". Презентация к пректу "Этаразная, разная плесень"...

Разные материалы - разные свойства

Урок технологии для учащихся 2 класса (УМК "Начальная школа 21 века")...

Разные люди - разные характеры

Вашему вниманию было представлено занятие "Разные люди - разные характеры" по Программе развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...

Презентация проекта "Такая разная Азбука"

Данная презентация проекта "Такая разная Азбука" предназначена для учащихся 1 класса.Проводится работа после окончания изучения Азбуки.  Проект интересен тем, что дети хотят создать раз...

Я такой разный. Занятие в рамках курса "Азбука общения" ОДОД.

Занятие из курса " Азбука общения" в период дистанционного обучения. ...