Формирование УУД на уроках литературного чтения.
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Из опыта работы над образными средствами языка на уроках литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках литературного чтения.

 Научить детей старших начальных классов различать оттенки значений слова, их образность - важнейшая задача, обусловливающая не только развитие речи детей, но и понимание произведения, его идейную значимость. Болотнова Н.С. Слово в образной перспективе художественного произведения // Вопросы стилистики/ Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2008. -С. 82.

Чтение является одним из существенных средств воспитания школьников, их всестороннего развития, а художественная литература – это особый вид познания действительности. В процессе чтения школьники приобщаются к ценностям художественной литературы как искусства слова. Выразительное чтение вовлекает детей в духовный мир героев произведения, требует понимания образных средств языка, благодаря которым создаётся художественный образ. Школьники осваивают целый ряд соответствующих понятий: жанры литературных произведений, метафора, эпитет, сравнение, гиперболы, олицетворение, композицию. Ученики знакомятся с элементами стихосложения – строфой и рифмой.

В процессе чтения и восприятия художественной литературы, обогащения жизненного опыта, запаса необходимых знаний развивается у ребёнка способность мыслить словесно-художественными образами. Восприятие и понимание художественной речи открывает новые горизонты эстетического познания действительности.

Какими же методами, приемами можно способствовать возрождению утраченного интереса к чтению? Как построить работу учителя, чтобы в душе ребенка зажегся огонек пытливости, любознательности к художественному произведению, чтобы желание обратиться к книге сопутствовало ему всю жизнь. Каждый  урок литературного чтения я уделяю время работе над образными средствами языка Первыми литературными произведениями, с которыми знакомится младший школьник, являются жанры устного народного творчества: сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни. Для детей представляет интерес форма повествования, принятая в сказках и песнях напевность, яркость изобразительных средств, красочность языка, а в пословицах, поговорках, загадках – точность и мудрость.

Формы работы над образными средствами языка разнообразны. Остановлюсь подробнее на некоторых.

  1. Доказать, что ученики действительно читали сказку: найти зачин, концовку, троекратные повторения, присказку.

В качестве примера приведу сказку «Сивка-бурка».                                                          Зачин. Жил-был старик, и было у него три сына.                                                 Троекратные повторения.  Вышел Иванушка в чистое поле, в широкое раздолье, свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком: «Сивка-бурка, вещий каурка  встань передо мной, как лист перед травой!»  Три раза Иванушка в ухо коню влезал, три раза прыгал , чтобы до царевны допрыгнуть и снять перстень.                                                                                                                    Присказка. Ни вздумать, ни взгадать, в сказке сказать, ни пером описать! Концовка. Я на том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

  1. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц или подобрать самому (второй вариант использую как д/з).

Сказка «Лиса и Журавль». Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала.

  1. Найти эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение.

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

эпитеты

метафоры

гиперболы

Беленький козлёночек

Ножи булатные

Котлы чугунные

Ключевую воду

Желты пески

Трава шелковая

Чистое поле

Повесил он голову

Одни - одинёшеньки
Шли - шли
Жили – были

Жить-поживать

Чтобы ученики не путались в понятиях, в конце тетради по литературному чтению я веду с детьми словарик терминов.

  1. Подобрать к какому-то слову или выражению синонимы или антонимы.

На этом этапе я веду работу и со словарём синонимов и антонимов.

Басня И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна». Придумать синонимы к слову сатира, ужимки, попусту

Примеры простейших упражнении с синонимами:

  1. Дается список слов, относящихся к одной части речи. В списке две синонимические группы и одно-два «конфликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выписать или вычленить устно эти группы:

Приветливый, волшебный, счастливый, вежливый, сказочный  воспитанный, чудотворный

  1. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов); маленький, крошечный малюсенький. Затем с этими словами составляются предложения, позволяющие уточнить значения каждого слова.

Антонимы используются в речи для контраста, для построения антитезы. Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче.

 Специальные упражнения:

1. Подбор антонимов к данным словам: ложь — ...   ;  разрушает- ... .

2. Замена антонима в предложении:  Комар пищит тихо. Слон трубит …    

3. Продолжение начатого предложения с антонимами:

У лисицы хвост длинный, а у зайца …

4.  Образование от группы синонимов параллельных группы антонимов: яркий, солнечный – тёмный, пасмурный

Связь между синонимии и антонимии — один из принципов словарной работы.

Огромной выразительной силой обладают пословицы и поговорки. Работа над ними заслуженно занимает в моей практике довольно большое место. Широкое отражение в пословицах и поговорках находит и антонимия.

Например:

  • Ученье — свет, а неученье — тьма.
  • Корень учения горек, да плод его сладок.
  • Скупой богач беднее нищего.

 

Пословицы играют особенно большое значение в обогащении речи учащихся. Школьники связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их  смысл, при их помощи выражают главную мысль произведения или характер героя.

● Перечислите качества людей, о которых рассказывают пословицы.

 1.Моя хата с краю, я ничего не знаю.

2.  И швец, и жнец, и в дуду игрец.

3. На вид простак, а в душе хитряк.

4. Как собака на сене: сама не ест и другим не даёт.

В произведениях устного народного творчества часто встречаются такие стилистические фигуры контраста, как антитеза - резкое противопоставлении слов, обозначающих предметы, признаки, действия. Лето – припасиха, зима – прибериха.

противопоставление времен года: "лето- зима";

На языке медок, а на сердце ледок. (противопоставление содержания высказывания настоящим мыслям человека).

Антитеза употребляется во многих рассказах и сказках.

И все было бы хорошо, да что-то нехорошо. (противопоставление признаков целого и части целого).

Большой выразительностью обладают стихотворные строки, где присутствует антитеза.

Утес

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Автор: М. Ю. Лермонтов

Противопоставление игривому характеру стремительной тучки и одинокого неподвижного утёса-великана.

  1. Найти устаревшие слова или фразеологизмы, крылатые слова. 

Фразеологизмы, опираются на иносказание, на многозначность слова. Объяснения фразеологизмов я провожу на основе подбора  синонимов учащимися,  толкованием его значения, завершая составлением предложения с ним. Чаще всего фразеологизмы встречаются в баснях и рассказах.

Басня И.А. Крылова « Зеркало и Обезьяна»

устаревшие слова

крылатые слова

фразеологизмы

Кум

Ужимки

Попусту

Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"

На руку нечист

Найти мораль (особенность жанра) басни: Никто не любит узнавать себя в сатире.

Толкование слов: сатира, взятка, на руку нечист.

                    Основная задача – научить детей видеть скрытое противопоставление явлений, определять средства, которые помогли автору показать черты характера героев. Такая работа научит детей ярче, полнее, образно выражать свои мысли. Опыт моей практики показал, что дети активно используют образные средства языка, если их систематически тренировать в этом на уроках. Ученики используют синонимы, антонимы, эпитеты, метафоры, сравнения, фразеологизмы в творческих работах, устных ответах и умеют их находить в произведениях. Они научились видеть оттенки значений слов-синонимов, подбирать точные сравнения, использовать прямое и переносное значение слов при описании объектов.

Учитель начальных классов Воропаева Лариса Евгеньевна МАОУ «Гимназия №1 г. Рузы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке литературного чтения во 2 классе

Данная разработка является  конспектом урока по теме "Русские народные загадки"...

Программа формирования УУД на уроках литературного чтения(ФГОС), математики, русского языка, окружающего мира, 2класс, УМК ПНШ

В программе подробно расписано формирование УУД на уроках литературного чтения , русского языка, математики, окружающего мира в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2 поколения....

Доклад "Формирование УУД на уроках литературного чтения"

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обес...

Приемы формирования УУД на уроках литературного чтения.

Пособие содержит рекомендации для учителей начальных классов по использованию приемов формирования УУД на уроках литературного чтения. Это поможет повысить качество знаний на уроках литературного чтен...

Формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

Современные технологии,  приёмы  и методы ,  используемые при  формировании  УУд на  уроках  литературного чтения....

Формирование УУД на уроках литературного чтения

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действ...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...