Активизация познавательной деятельности у детей с ОВЗ на уроках литературного чтения
презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему
Главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающая личность испытывала потребность в чтении, как источнике дальнейшего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как источнике дальнейшего развития. Сделать так, чтобы активная деятельность совпала с такими её звеньями, как потребность, мотив, интерес ». Герасимов С.В.
Целью развития познавательной активности является формирование 8 качеств: Приёмы обучения связаны с логическими приёмами. Среди логических приёмов можно выделить следующие:
На занятиях литературного чтения можно использовать различные методы и формы работы, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. Непосредственное чтение литературных произведений органично переплетается с рисованием, лепкой, сочинительством, драматизацией. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждая интерес, развивая воображение и фантазию, способствуя эмоциональной отзывчивости.
На уроках чтения сказок разных народов можно предложить такие задания : найти крылатое выражение в сказке ; придумать счастливую концовку к сказке ; дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся. При ознакомлении с жанром басни, можно предложить такие виды заданий: * выразительное чтение басни и ее драматизация; * придумать экспозицию басни; * составление литературной мозаики; * составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение; * разгадывание кроссвордов.
Для развития творческой активности на уроке необходимо использовать и такие виды заданий : * Составление и доработка текстов. Перед вами текст «Сказка об одуванчике». Ваша задача подобрать к именам существительным имена прилагательные. Сделать так, чтобы описание стало ярким . * Использовать в работе творческие пересказы, которые предполагают передачу текста с какими-либо изменениями : - добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении ; - заменить рассказчика дальше ; - изменить грамматическое время глагола ; - придумать , как могли разворачиваться события дальше.
Творческий пересказ тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позицию разных героев, сопереживать им . Также можно использовать и такие формы работы как : - подобрать дополнительный материал об авторе произведения ; - подготовить выставку книг одного из авторов ; - найти дополнительный материал в энциклопедии ; - сочинения сказок, считалок, потешек , стихотворений.
Работа по формированию и развитию познавательной активности осуществляется не только через уроки литературного чтения, но и через внеклассные мероприятия, праздники. Сотрудничество с городской и школьной библиотекой, предметные недели и различные конкурсы и викторины.
Учащимся нравятся нестандартные задания, задания творческого характера. Школьники стараются сами доходить до правильного ответа, решать «хитрые» вопросы. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения в изучаемом предмете. Л огические упражнения. 1. Что общего в этих словах и чем они различаются? Мел – мель, мал – мял, мыл – мил, лук – люк. 2.Назови одним словом. Чиж, грач, ласточка, сова, стриж. Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли. Шарф, варежки, пальто, кофта. Телевизор, утюг, пылесос, холодильник. Картофель, свёкла, лук, капуста. 3.Какое слово лишнее и почему? Красивый, синий, красный, жёлтый. Минута, время, час, секунда. Дорога, шоссе, тропинка, путь. Молоко, сметана, простокваша, мясо. 4.Чем похожи следующие слова? Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан. 5.Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог. Колос, рота, ваза. Кора, лото, боксёр. Молоко, нерест, тарелка.
И гры по составлению слов. 1.Найди слово в слове: гроза газета кустарник шутка поднос шоколадка часовщик щепка ярмарка 2.Закончи предложение. По утрам у Айболита лечат зубы звери: збреы , уызбр , итгыр , вдрыы , оыббр . 3.Шарады. Начало – голос птицы, Конец – на дне пруда, А целое в музее Найдёте без труда. ( Картина) С буквой К живу в лесу. С буквой Ч овец пасу. ( Кабан – чабан) 4. Найди названия животных среди строк. Насос с осёт р ечную воду, И шланг протянут к огороду. Среди куст ов ца рит покой, Здесь хорошо бродить одной.
Упражнения , направленные на развитие внимания, памяти. 1.Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает). 2.Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных по звучанию), например: Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка. 3.Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишия, предложения, текста). 4.Чтение слов, отличающихся одной буквой . Мел – мель – мыл – мыло – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска. 5.Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания . Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев; красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка. 6.Чтение «перевёртышей» (палиндромов). Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
Новые требования ФГОС, как основа познавательной деятельности учащихся не только улучшили, но и усовершенствовали подход к изучению материала. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования : - развитие личности школьника, его творческих способностей ; - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка ; - воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/19/picture-91313-1634667024.jpg)
О ДЕТЯХ И ИХ РОДИТЕЛЯХ. Урок литературного чтения в 1 классе.
Урок литературного чтения по программе "Школа 2100" в 1 классе. Изучаемые на уроке призведения- стихотворения А. Барто «Разлука»,«Одиночество», Г. Граубина «Окн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/28/picture-190579-1359389454.png)
Выступление учителя начальных классов по теме: «Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка»
«Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/05/picture-117197-1349448289.png)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Поэтому сейчас н...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/26/picture-100781-1677420411.jpg)
Активизация познавательной деятельности на уроках литературного чтения.
Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становленииТребования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, "необходим...
Отчет по теме самообразования Тема: Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся и исследовательской культуры на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Отчет по теме самообразования...
Методическая разработка по развитию регулятивных умений у детей с ТНР на уроках литературного чтения
Методическая разработка по развитию регулятивных умений у детей с ТНР на уроках литературного чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/13/picture-952449-1520926595.jpg)
Игровые технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности
В современной коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недос...