Активизация познавательной деятельности у детей с ОВЗ на уроках литературного чтения
презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему

Сабурова Екатерина Валерьевна

Главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающая личность испытывала потребность в чтении, как источнике дальнейшего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupl._mo_saburova_e._v.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила учитель начальных классов Сабурова Е. В. Активизация познавательной деятельности у детей с ОВЗ на уроках литературного чтения

Слайд 2

«Главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как источнике дальнейшего развития. Сделать так, чтобы активная деятельность совпала с такими её звеньями, как потребность, мотив, интерес ». Герасимов С.В.

Слайд 3

Целью развития познавательной активности является формирование 8 качеств: Приёмы обучения связаны с логическими приёмами. Среди логических приёмов можно выделить следующие:

Слайд 4

На занятиях литературного чтения можно использовать различные методы и формы работы, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. Непосредственное чтение литературных произведений органично переплетается с рисованием, лепкой, сочинительством, драматизацией. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждая интерес, развивая воображение и фантазию, способствуя эмоциональной отзывчивости.

Слайд 5

На уроках чтения сказок разных народов можно предложить такие задания : найти крылатое выражение в сказке ; придумать счастливую концовку к сказке ; дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся. При ознакомлении с жанром басни, можно предложить такие виды заданий: * выразительное чтение басни и ее драматизация; * придумать экспозицию басни; * составление литературной мозаики; * составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение; * разгадывание кроссвордов.

Слайд 6

Для развития творческой активности на уроке необходимо использовать и такие виды заданий : * Составление и доработка текстов. Перед вами текст «Сказка об одуванчике». Ваша задача подобрать к именам существительным имена прилагательные. Сделать так, чтобы описание стало ярким . * Использовать в работе творческие пересказы, которые предполагают передачу текста с какими-либо изменениями : - добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении ; - заменить рассказчика дальше ; - изменить грамматическое время глагола ; - придумать , как могли разворачиваться события дальше.

Слайд 7

Творческий пересказ тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позицию разных героев, сопереживать им . Также можно использовать и такие формы работы как : - подобрать дополнительный материал об авторе произведения ; - подготовить выставку книг одного из авторов ; - найти дополнительный материал в энциклопедии ; - сочинения сказок, считалок, потешек , стихотворений.

Слайд 8

Работа по формированию и развитию познавательной активности осуществляется не только через уроки литературного чтения, но и через внеклассные мероприятия, праздники. Сотрудничество с городской и школьной библиотекой, предметные недели и различные конкурсы и викторины.

Слайд 9

Учащимся нравятся нестандартные задания, задания творческого характера. Школьники стараются сами доходить до правильного ответа, решать «хитрые» вопросы. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения в изучаемом предмете. Л огические упражнения. 1. Что общего в этих словах и чем они различаются? Мел – мель, мал – мял, мыл – мил, лук – люк. 2.Назови одним словом. Чиж, грач, ласточка, сова, стриж. Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли. Шарф, варежки, пальто, кофта. Телевизор, утюг, пылесос, холодильник. Картофель, свёкла, лук, капуста. 3.Какое слово лишнее и почему? Красивый, синий, красный, жёлтый. Минута, время, час, секунда. Дорога, шоссе, тропинка, путь. Молоко, сметана, простокваша, мясо. 4.Чем похожи следующие слова? Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан. 5.Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог. Колос, рота, ваза. Кора, лото, боксёр. Молоко, нерест, тарелка.

Слайд 10

И гры по составлению слов. 1.Найди слово в слове: гроза газета кустарник шутка поднос шоколадка часовщик щепка ярмарка 2.Закончи предложение. По утрам у Айболита лечат зубы звери: збреы , уызбр , итгыр , вдрыы , оыббр . 3.Шарады. Начало – голос птицы, Конец – на дне пруда, А целое в музее Найдёте без труда. ( Картина) С буквой К живу в лесу. С буквой Ч овец пасу. ( Кабан – чабан) 4. Найди названия животных среди строк. Насос с осёт р ечную воду, И шланг протянут к огороду. Среди куст ов ца рит покой, Здесь хорошо бродить одной.

Слайд 11

Упражнения , направленные на развитие внимания, памяти. 1.Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает). 2.Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных по звучанию), например: Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка. 3.Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишия, предложения, текста). 4.Чтение слов, отличающихся одной буквой . Мел – мель – мыл – мыло – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска. 5.Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания . Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев; красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка. 6.Чтение «перевёртышей» (палиндромов). Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

Слайд 12

Новые требования ФГОС, как основа познавательной деятельности учащихся не только улучшили, но и усовершенствовали подход к изучению материала. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования : - развитие личности школьника, его творческих способностей ; - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка ; - воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О ДЕТЯХ И ИХ РОДИТЕЛЯХ. Урок литературного чтения в 1 классе.

Урок литературного чтения по программе "Школа 2100" в 1 классе. Изучаемые на уроке призведения- стихотворения А. Барто «Разлука»,«Одиночество», Г. Граубина «Окн...

Выступление учителя начальных классов по теме: «Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка»

«Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка»...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Поэтому сейчас н...

Активизация познавательной деятельности на уроках литературного чтения.

Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становленииТребования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, "необходим...

Методическая разработка по развитию регулятивных умений у детей с ТНР на уроках литературного чтения

Методическая разработка по развитию регулятивных умений у детей с ТНР на уроках литературного чтения...

Игровые технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности

В современной коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недос...