1 класс. А.Плещеев. Сельская песенка. А.Майков. Ласточка примчалась...
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Жданова Ирина Александровна

План-конспект + презентация к уроку литературного чтения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. Плещеев «Сельская песенка», А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна»

Слайд 3

– Прочтите чистоговорку: Та-та-та – у нас дома … Ты-ты-ты – сметану съели всю … Ти-ти-ти – съели кашу всю … Тё-тё-тё – отложили мы … То-то-то – стали мы играть в... Ать-ать-ать – мы идем ... Ат-ат-ат – берем с собой ...

Слайд 4

– Прочтите целыми словами: тошка тонка кар ета туз тина кар низ амель апуз

Слайд 6

– Объясните значение слов: сени – краше – милей – прихожая в избе красивее больше всего нравится – Прочтите слова, сначала по слогам, а затем целыми словами: прим-ча-лась – примчалась хмурь-ся – хмурься

Слайд 10

Ласточка под кровлю – к счастью. Одна ласточка весны не делает.

Слайд 13

Мини-тест 1. Автор стихотворений «Весна», «Сельская песенка» А.Барто , А.Плещеев , Ф.Тютчев 2. Время года, которое описывает поэт А.Плещеев Весна, зима, осень 3. Название птиц из стихотворения «Весна» Ласточки, воробьи, соловьи 4. Что является источником творческого вдохновения А.Н.Плещеева? Природа, солнце, птицы

Слайд 14

Итог урока. – Как называется третий раздел учебника? – Стихотворения каких авторов вы прочитали? – Какое стихотворение понравилось больше? Почему? – Прочтите пословицу и объясните ее значение: Весна да осень – на дню погод восемь.

Слайд 15

Домашнее задание: стр.65-66, наизусть по выбору, подготовить иллюстрацию к любому из стихотворений..



Предварительный просмотр:

 А. ПЛЕЩЕЕВ «СЕЛЬСКАЯ ПЕСЕНКА»,

         А. МАЙКОВ  «ЛАСТОЧКА ПРИМЧАЛАСЬ…», «ВЕСНА»

Цели:

– совершенствовать навыки выразительного чтения;
– развивать фонематический слух, речевые умения, творческие способности, память и воображение;
– воспитывать любовь к природе.

Оборудование: выставка книг русских поэтов о природе; иллюстрации, фото о природе весной; «Времена года» П. И. Чайковского.

                          
  Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.


– Отгадайте загадку:

                             Зазвенели ручьи,
                             Прилетели грачи.
                             В дом свой – улей – пчела
                             Первый мед принесла.
                             Кто скажет, кто знает,
                             Когда это бывает?

Ответ
: весной.

– Перечислите весенние месяцы.
– Какой день по календарю считается началом весны? (21 марта – день весеннего равноденствия.)
– Посмотрите, как много книг написано о весне русскими поэтами и писателями. Прочтите название третьего раздела на с. 63 учебника.
– Как вы думаете, какие произведения вошли в этот раздел?

III. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

– Прочтите чистоговорку:

                             Та-та-та – у нас дома чистота.
                             Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
                             Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
                             Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
                             То-то-то – стали мы играть в лото.
                             Ать-ать-ать – мы идем гулять.
                             Ат-ат-ат – берем с собой самокат.

2. Отработка навыков чтения.

– Прочтите целыми словами:

                             Утром, присев на зеленом пригорке,
                             Учат сороки скороговорки:

29-03-08.jpg

3. Чтение диалога автора с учениками.

Учитель предлагает послушать музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Песня  жаворонка»  и  рассмотреть  репродукцию  картины  «Март» И. Левитана.

– Какое настроение передает музыкальное произведение?
– Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»?

Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Она очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка. Воздух прозрачный, чистый…

Картина И. Левитана «Март» передает звонкую холодноватость мартовского  воздуха  и  яркость  солнечных  лучей  на  белом  снегу,  и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег… И вся природа ждет настоящей весны.

4. Знакомство со стихотворением А. Плещеева «Сельская песенка».

– Какие признаки наступления весны вы знаете?
– Самостоятельно прочтите стихотворение А. Плещеева.
– Объясните значение слов:

сени – прихожая в избе
краше – красивее
милей– больше всего нравится

– Какое настроение передает автор?
– Нравится ли весна поэту?
– Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждет весну?
– С какой просьбой обращается автор к ласточке?
– Прочтите стихотворение выразительно.

             
                        Физкультминутка

                             Собирайтесь быстро, братцы,
                             В чет и нечет посчитаться.
                             Вот Январь, а вот Февраль –
                             Выгнать их из круга жаль.
                             Братец Март и ты, Апрель,
                             Заиграйте-ка в свирель.
                             Братцу Маю да Июню –
                             Спеть овсяночкой-певуньей,
                             А Июлю, Августу –
                             Растить зерна трав густых,
                             Чтобы ждали мы не зря
                             Сентября и Октября.
                             Ноябрю – повеять вьюгой,
                             Декабрю – уйти из круга.
                                         Л. Дружинина

IV. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Ласточка примчалась …».

– Прочтите фамилию автора.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

                           
  при-мча-лась – примчалась
                            
хмурь-ся – хмурься

– Объясните значение этих слов.
– Прочтите стихотворение самостоятельно.
– Какое настроение передает это стихотворение?
– О ком оно?
– Откуда прилетела ласточка?
– Найдите и прочтите песенку ласточки.
– Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?

2. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».

Учитель выразительно читает стихотворение «Весна».

– О каком растении рассказал поэт?
– Как автор называет этот цветок?
– Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»?
– Объясните значение выражения:

Сквозистый снежок – рыхлый снег.

– Прочтите выразительно стихотворение «Весна».
– Чем отличается стихотворение от сказки?

3. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Песочные часы».

– Буквы, проходя через узкое горлышко песочных часов, образуют слова. Пересыпьте песочек с буквами и назовите эти слова.

29-03-09.jpg
 
VI. Итог урока.

– Как называется третий раздел учебника?
– Стихотворения каких авторов вы прочитали?
– Какое стихотворение понравилось больше? Почему?
– Прочтите пословицу и объясните ее значение:

> Весна да осень – на дню погод восемь.

Домашнее задание:

1) выучить наизусть стихотворение по выбору;
2) подготовить иллюстрацию к нему.

                         
     ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 12

В дошкольные годы ребенок знакомится со стихотворениями известного поэта 
Алексея Николаевича Плещеева (1825–1893). Еще при жизни поэта  хрестоматийным  стало стихотворение «Старик» («У лесной опушки домик  небольшой …», 1877) – о старом леснике, радовавшем детей подарками.  Столь  же  известным  было  стихотворение  «Бабушка  и  внучек» (1878) – о том, как внук упросил бабушку послать его в школу.

В свободном переложении польского стихотворения «Травка зеленеет» (1858) Плещеев коснулся уже ставшей к середине XIX в. традиционной весенней темы: прилет ласточек предвещает радостный приход теплых дней. У поэта с гражданскими устремлениями, каким был Плещеев, эта тема соединилась с рассказом о горькой семейной драме: дочь покинула дом, тоскующая мать просит ласточку принести весть о дочери. Прилет ласточки и приход весны оживили надежду – может быть, что-то станет известно о той, о ком горюет семья.

Строй  стихотворных  строчек  энергичен,  пронизан  радостным  настроением: с прилетом ласточки и само солнце становится краше, а весна – милей:

                             …Прощебечь с дороги
                             Нам привет скорей.

Весенняя птица предстает утешительницей бедного труженика и в финальном стихотворении поэта «Птичка» (1858).

Этой темы поэт коснулся еще раз в стихотворении «Дети и птичка». При отлете на юг птица обещает вернуться:

                             …Когда с полей
                             Снег сойдет, когда в овраге
                             Зажурчит, блестя, ручей.

Аполлон Николаевич Майков (1821–1897). Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи этого известного поэта второй половины XIX века. Уже в начале своего творческого пути он получил положительную характеристику В. Г. Белинского. По словам критика, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением картин русской жизни. Природа России предстает сквозь усвоенную поэтом эстетику античных времен. Все реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красоты. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Таково и стихотворение «Летний дождь» (1856):

                             Золото, золото падает с неба!
                             Дети кричат и бегут за дождем…

Небесное «золото» станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают стихам цельность и гармонию.

Ни одно из социальных противоречий современности не затронуто в стихах Майкова. Идиллический взгляд его на мир выразился в прекраснодушном изображении народного быта. Поэт запечатлел только светлую строну крестьянского труда.

Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось и в том, что он осуществил вольный перевод нескольких новогреческих песен. Таковы известные стихи Майкова «Ласточка примчалась…» (1858) и «Колыбельная песня» («Спи, дитя мое, усни!..», 1858). Реальные представления авторы о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. Ласточка приносит весну – поэт связывает с прилетом птиц лишь неотвратимую смену времен года:

                             Будь хоть снег, хоть дождик –
                             Все весною пахнет!

Природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.

29-03-09.jpg                            29-03-09.jpg

29-03-09.jpg         29-03-09.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием ИКТ А.Н.Плещеев "Весна", "Сельская песенка"

Урок с использованием ИКТ.Стихи для детей - это естественное выражение их чувств и мыслей. Для создания эмоционального настроя на уроке я использовала следующие приёмы: обращение к жизненному опыту, р...

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема: А. Плещеев «Сельская песенка»

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе.Программа школа России, авторы учебника: Климанова, Горецкий, Виноградская. Тема: А. Плещеев «Сельская песенка»...

Методическая разработка урока чтения и развития в 4 классе «А. Плещеев «Весна», А. Майков «Ласточка примчалась…»

Урок чтения и развития речи предназначен для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе VIII вида...

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…», Маршак «Апрель».

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и автора...

Конспект урока. "Майков "Ласточка примчалась", "Весна", А. Плещеев "Травка зеленеет", Т. Белозеров "Подснежники"

Тема: А.Майков «Ласточка примчалась», «Весна», А.Плещеев «Травка зеленеет», Т. Белозеров «Подснежники»Тип урока: открытия новых знаний.Цель: продолжать ...