Урок литературного чтения с использованием ИКТ А.Н.Плещеев "Весна", "Сельская песенка"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Демьяненко Мария Алексеевна

Урок с использованием ИКТ.

Стихи для детей - это естественное выражение их чувств и мыслей. Для создания эмоционального настроя на уроке я использовала следующие приёмы: обращение к жизненному опыту, рисунки, рассказ о личности поэта. На уроке много времени уделяется анализу поэтических картин. Работала с выразительными средствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_s_primeneniem_ikt.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 (4 вида) Кировского района города Санкт-Петербурга.

Открытый урок литературного чтения  во 2 классе УМК «Школа России»

Демьяненко

Мария Алексеевна

А.Н. Плещеев

«Весна»   «Сельская песенка»

Урок с использованием ИКТ.

Стихи для детей – это естественное выражение их чувств и мыслей. Чтобы ребёнок не потерял тяги к ритмично звучащей речи, надо расширять и углублять его эстетические представления о поэзии.

Одним из важнейших условий полноценного восприятия является эмоциональный настрой. Для решения этой задачи я использовала следующие приёмы: обращение к жизненному опыту, настрой эмоций с помощью рисунков, рассказ о личности поэта.

На уроке много уделялось внимания анализу поэтических картин природы.

Работала с выразительными средствами.

март 2011год

г. Санкт-Петербург

Цели:

 - познакомить детей со стихотворениями о весне А.Н.Плещеева

 - расширять, углублять эстетичесие представлеия о поэзии

 - развивать навыки правильного, выразительного чтения

Задачи:

 - обогатить словарный запас детей

 - развивать речь, память, внимание, наблюдательность,   воображение, способность высказывать своё мнение

 - прививать любовь к природе и русской словесности

 - воспитывать положительную мотивацию в обучении

Оборудование: портрет А.Н.Плещеева, репродукция картины И.С.Остроухова «Ранняя весна», аудиозапись цикла «Времена года» («Апрель») П.И.Чайковского, мультимедийная презентация к уроку, запись «Звуки весны», учебник Л.Ф.Климановой «Литературное чтение» 2 класс

Ход урока

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний.

- Что читали на прошлом уроке?

- Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? (Наличием рифмы, ритма, образных слов и выражений.)

 - А кто может предположить, с какой целью читают стихи? (Чтобы получить удовольствие, почувствовать настроение, чтобы узнать что-то новое.)

3. Проверка домашнего задания

 - Какой поэт рассказал нам о приходе весны?

( С.Я.Маршак)

 - Откройте страничку учебника по закладке, приготовьтесь прочитать выразительно стихотворение о весне С.Маршака.

 - Посмотрим, какие картины весны отразили вы в своих рисунках.

Слайды 2 -7 (дорожки, серёжки, воробей, небо, снег, лёд)

Итог домашнего задания.

4.Введение в тему урока.

Слайд 8 (запись «Звуки весны» - капель)

 - Вслушайтесь в эти звуки. Что напомнили они вам?

 - Что вы чувствовали, слушая звуки капели?

 - Каждый человек по-своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют весну поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.

5. Изучение нового материала

 - Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского поэта Алексея Николаевича Плещеева

Слайд  9 (портрет А.Н.Плещеева)

1) Краткие биографические сведения о поэте

 - Поэт Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) жил 180 лет назад. Детство его прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась мама Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.

 - Рассмотрите портрет.

 -Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд? (Добрый, внимательный)

 -Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

2) Подготовка к восприятию текста

 - Первое стихотворение, которое мы будем читать, называется «Весна»

 - Можем ли мы по названию предположить о чём (о ком) расскажет поэт?

3) Чтение стихотворение учителем. Проверка первичного восприятия

 - Оправдались ли предположения, касающие названия стихотворения?

 - Что описывает поэт?

 (Приход весны)

4) Словарная работа. Подготовка к чтению вслух.

 - Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.

 - Толкование слов: «повеяло» (зима подходит к концу, подул тёплый ветерок), «лазурь»  (светло-синий цвет, синева) «миновала» (прошла), «заботы» (беспокойство, хлопоты)

5) Работа над выразительностью

 - Какие картины весны наблюдает поэт?

( Тает снег, бегут ручьи, чистая небесная лазурь, стало теплее солнце)

 - С каким настроением говорит о них поэт?

(С радостным)

 - Где надо делать паузы при чтении стихотворения?

(После знаков препинания:

,            - раз

.   -   :  ;     - раз, два

?   !  …      - раз, два, три

после заглавия  - раз, два, три, четыре, пять  )

 - Давайте расставим паузы.

 - Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?

(Многоточие обозначает более длинную паузу  по времени, это длинное  тире)

  - Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении? Мы уже знакомы с ним

(Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)

- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно, соблюдая паузы

6) Выборочное чтение

 - Какие слова помогают понять, что весна уже наступила?

 - Что сказано о лесе и  соловьях?

Слайд  10 (птица соловей)

В поведении соловьёв существуют интересные факты. Попробуйте самостоятельно найти ответы на вопросы.

а) Кто весной раньше прилетает, самки или самцы?

б) Где обустраивают жилища?

в) В какое время суток выводят трели?

( Учащимся даётся домашнее задание: найти информацию о птицах к следующему уроку)

 - Какие приметы весны мы можем слышать?

(Пение птиц, звон ручейков)

 - Кто помогает людям услышать и представить пробуждение природы?

 - Послушайте фрагмент произведения П.И.Чайковского «Апрель» и предположите, что хотел передать композитор этой мелодией?

 Слайд 11( Аудиозапись. Звучит «Апрель» П.И.Чайковского)

 - Послушайте фрагмент из альбома П.И.Чайковского «Времена года» - «Апрель»

 - Что же удалось композитору передать этой мелодией?

(Красоту весеннего дня, хорошее настроение, журчание воды…)

 - Как называется состояние природы, когда она просыпается после зимнего сна?

(Пробуждение)

 - Какие строки из стихотворения «Весна» подходят к музыкальному произведению?

К сведению: родина слова «апрель» - Древний Рим. Оно означает тёплый, солнечный. Апрель – снегогон. П.И.Чайковский ценил творчество А.Н.Плещеева. Поэт подарил композитору один из своих сборников стихов с автографом.

7) Словесное рисование

 - Какие картины природы смогли бы вы отразить в своих рисунках?

 -Дома подготовитесь к выразительному чтению всего стихотворения и выполните к нему рисунки.

Слайд 12 (Работа по репродукции картины И.С.Остроухова «Ранняя весна»)

 - Весна волнует и сердца художников. Перед нами картина Ильи Семёновича Остроухова «Ранняя весна». Всмотритесь в неё, почувствуйте весну.

 - Что вы видите на переднем плане?

( Стволы берёз, белый снег, вода)

 - Что почувствовали, глядя на картину?

 - В картине художник прекрасно передал свежесть природы, чистоту весны.

 - Какие признаки весны, указанные в стихотворении «Весна», можно увидеть на репродукции картины? Прочитайте

(Уж тает снег; чиста небесная лазурь;)

 - Какое настроение, какие чувства хотел передать художник?

(Прекрасное настроение, чувство радости)

  -  Почему художник назвал картину «Ранняя весна»?

(Весна только вступает в свои права)

6.Динамическая пауза

Песенка капели

(Развитие согласованности, координации движений, слуховой памяти, внимания, воображения)

Кап, кап, я – капель,

У меня в апреле (хлопают в ладоши)

На весеннем тепле (гладят по плечам)

Капельки поспели (хлопают в ладоши)

Кап, кап – на скамью,

Детям на игрушки (хлопают в ладоши)

Кап, кап – по воробью

Прямо по макушке (показывают руками на макушку)

Воробей, вот так раз,

Очень разозлился (топают ногами, трясут головой)

Он крыльями тряс (встряхивают руками)

И слегка бранился (произносят чик-чирик, грозят пальчиком

7. Продолжение работы над новым материалом

 - Продолжаем изучать творчество поэта. Произведение, которое авторы учебника нам предлагают для работы на уроке называется «Сельская песенка»

 - О ком (о чём) пойдёт речь в стихотворении?

1) Словарная работа

 - Что означает слово «сени»?

Слайд  13 (сени в деревенском доме)

( Сени- нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей)

2) Первичное чтение стихотворения А.Н.Плещеева

  - Прочитайте самостоятельно это стихотворение

 - Как вы думаете, почему автор дал такое название?

(Ласточка летит из далёких краёв с песней в село к деревенскому дому)

 - Слышали ли раньше это произведение?

(Стихотворение звучит в фильме-сказке «12 месяцев»)

3) Работа над выразительным чтением текста. Выборочное чтение.

 - Радуется поэт приходу весны или нет?

 - В каких строках это выражено?

 - Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать? Найдите и прочитайте их.

(Увидеть: травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка летит

Услышать: прощебечь с дороги, песню спой)

 - Что объединяет оба произведения А.Н.Плещеева?

(Описывает приход весны, передаёт радостные чувства)

 4) Краеведческий материал

 - О какой птице на протяжении всего текста говорит поэт в стихотворении «Сельская песенка»?

(о ласточке)

Слайд 14-16 (Гнездо деревенской ласточки

                            Гнездо городской ласточки

                            Гнёзда ласточек – береговушек)

   К сведению:  В России наиболее часто встречаются деревенские, городские и береговые ласточки.

 Деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо лепят из грязи, которую собирают по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками.

Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений.

Для гнезда береговушки роют норы на обрывистом берегу водоёмов.

 Ласточки находятся под защитой человека, они занесены в Красную книгу.

8. Мини-тест

Слайды 17-18

1. Автор стихотворений «Весна», «Сельская песенка»

А.Барто, А.Плещеев, Ф.Тютчев

2. Время года, которое описывает поэт А.Плещеев

Весна, зима, осень

3. Название птиц из стихотворения «Весна»

Ласточки, воробьи, соловьи

4. Что является источником творческого вдохновения А.Н.Плещеева?

Природа, солнце, птицы

9. Рефлексия.

 - Закончите фразу «Весна – это….   «  (после ответа вручается солнышко)

 - Мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. Улыбнитесь друг другу, подарите радость и хорошее настроение. А солнышко дарит вам свою улыбку.

Слайд 19 (Солнышко улыбается)

Презентация

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием ИКТ. 1 класс Г..Юдин "верблюжонок Бюль-Бюль"

Урок с использованием ИКТ. На конкурсе уроков занявший 1 место....

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема: А. Плещеев «Сельская песенка»

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе.Программа школа России, авторы учебника: Климанова, Горецкий, Виноградская. Тема: А. Плещеев «Сельская песенка»...

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения

Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...