Конспект урока по литературному чтению Х.-К. Андерсен "Девочка со спичками"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_literatrnoe_chtenie.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Х.-К. Андерсен «Девочка со спичками»

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с биографией и творчеством К. Г. Паустовского, его произведением «Великий сказочник» и сказкой Х.-К. Андерсена «Девочка со спичками»; способствовать развитию умений работать с текстом, выразительно читать; содействовать воспитанию интереса к чтению книг

Тип урока

Обобщение знаний и способов действий

Планируемые

результаты

(предметные)

Называют жанры  произведений,  определяют названия сказок Х.-К. Андерсена.  Выбирают факты из жизни

Х.-К. Андерсена, определяют отношение автора очерка к писателю. Читают в соответствии с основными правилами орфоэпии, видят в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносят правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверяют звучание непонятных слов по словарю

Личностные

результаты

Учатся преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: умеют отбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь аппаратом книги (название, содержание, титульный лист, аннотация, предисловие, послесловие); выступают с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию (выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Коммуникативные: адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач; оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других

Основное содержание темы, понятия и термины

К. Паустовский «Великий сказочник». Факты из жизни Х.-К. Андерсена. Отношение К. Паустовского к писателю. Х.-К. Андерсен «Девочка со спичками». Жанры произведений, названия сказок Х.-К. Андерсена

Сценарий урока

  1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности

(Приветствует обучающихся)

Личностные результаты: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье –

Серьезным быть пора.

А для начала проверим наше настроение. Какой праздник  совсем скоро мы будем отмечать?  (Новый год).

Перед вами лежат красные, жёлтые и синие шарики. Если у вас радостное настроение, то прикрепите к ёлочке красный шарик, если приятное - жёлтый, а если грустное – синий.

/Выходят по очереди, по рядам и наряжают ёлочку/.2-3 мин

Большинство выбрали красный цвет – символ радости, счастья и благополучия.

- И  вот на такой радостной нотке давайте начнём наш урок.

II. Подготовка к основному этапу занятия. Антиципация (предугадывание предстоящего чтения). Постановка учебной задачи 

Личностные результаты: проявляют познавательный интерес.

Предметные результаты: понимают смысл заглавия, высказывают свои предположения.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют учебную задачу

-Вспомните, с произведениями какого автора мы знакомимся на протяжении нескольких уроков? (Фамилия автора – АНДЕРСЕН.)

III. Усвоение и применение знаний и способов действий. Ознакомление с произведением, беседа по его содержанию. Нахождение в тексте необходимой информации. Развитие навыков самостоятельной работы

Личностные результаты: оценивают поступки героев в соответствии с определенной ситуацией.

Предметные результаты: выразительно читают, беседуют по содержанию.

Познавательные УУД: составляют характеристику, устанавливают причинно-

следственные связи, обосновывают свое мнение.

Коммуникативные УУД: приводят доказательства

Введение в тему. Притча. 1 мин.

- Я ДОЛГО ДУМАЛА, КАК НАЧАТЬ УРОК И РЕШИЛА С ПРИТЧИ.

ШЁЛ СНЕГ. ЗИМОЙ ЭТО ОБЫЧНОЕ ДЕЛО. ПОГОДА БЫЛА БЕЗВЕТРЕННОЙ, И БОЛЬШИЕ ПУШИСТЫЕ СНЕЖИНКИ НЕСПЕШНО КРУЖИЛИ В ПРИЧУДЛИВОМ ТАНЦЕ, МЕДЛЕННО ПРИБЛИЖАЯСЬ К ЗЕМЛЕ. ДВЕ СНЕЖИНКИ, ЛЕТЕВШИЕ РЯДОМ, РЕШИЛИ ЗАТЕЯТЬ РАЗГОВОР. БОЯСЬ  ПОТЕРЯТЬ  ДРУГ ДРУГА, ОНИ ВЗЯЛИСЬ ЗА РУКИ, И ОДНА ИЗ НИХ ВЕСЕЛО ГОВОРИТ:

-КАК ХОРОШО ЛЕТЕТЬ, НАСЛАЖДАТЬСЯ ПОЛЁТОМ!

-МЫ НЕ ЛЕТИМ, МЫ ПРОСТО ПАДАЕМ, - ГРУСТНО ОТВЕЧАЛА ВТОРАЯ.

-СКОРО МЫ ВСТРЕТИМСЯ С ЗЕМЛЁЙ И ПРЕВРАТИМСЯ В БЕЛОЕ ПУШИСТОЕ ПОКРЫВАЛО!

-НЕТ, МЫ ЛЕТИМ НАВСТРЕЧУ ГИБЕЛИ, А НА ЗЕМЛЕ НАС ПРОСТО РАСТОПЧУТ.

-МЫ СТАНЕМ РУЧЬЯМИ И УСТРЕМИМСЯ К МОРЮ. МЫ БУДЕМ ЖИТЬ ВЕЧНО! –  СКАЗАЛА ПЕРВАЯ.

-НЕТ, МЫ РАСТАЕМ И ИСЧЕЗНЕМ НАВСЕГДА, - ВОЗРАЖАЛА ЕЙ ВТОРАЯ.

НАКОНЕЦ ИМ НАДОЕЛО СПОРИТЬ. ОНИ РАЗЖАЛИ РУКИ, И КАЖДАЯ ПОЛЕТЕЛА НАВСТРЕЧУ СУДЬБЕ, КОТОРУЮ ВЫБРАЛА САМА.

-В чём смысл притчи? (Не сдаваться, когда тяжело. Страшно. Верить в хорошее. Уметь принимать правильные решения).

А кто сможет расшифровать  название произведения, с которым мы будем знакомиться сегодня? Соберите буквы и попробуйте назвать  это произведение.

ОЕДВЧКА  СО  КМПСИЧАИ    (ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ). (Открывается тема урока).

2-3 мин

СЛАЙД

Тема:  Х.К. Андерсен «Девочка со спичками».

-Сформулируйте цель урока.

Цель:

*Повторить и узнать новое о жизни и творчестве Ханса Кристиана Андерсена.

*Познакомиться с произведением «Девочка со спичками».

*Учиться выразительно читать и анализировать новое произведение.

-«Как холодно было в этот вечер! Шёл снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году – канун Нового года…»

Так начинается 1 мин

замечательное произведение Х.К. Андерсена «Девочка со спичками», с которым мы сегодня познакомимся.

Мир детства – это мир добра. Добро исходит из маминых рук, от бабушкиной заботы, прячется в новогодних подарках и сюрпризах ко дню рождения. Добро – это всё положительное, хорошее, полезное.

Но, к сожалению, в мире есть и зло. Оно имеет много разных лиц; оно может быть большим и маленьким, а иногда совершенно неузнаваемым. И особенно пышно зло произрастает там, где добро спит. Поэтому всем людям, а особенно вам, детям, очень важно посеять в своих душах зёрна добра, растить их и приумножать. Поэтому сегодня на уроке литературного чтения я предлагаю вам подумать и поразмышлять, что же такое добро, каким чувствам оно созвучно и живёт ли оно в наших сердцах?

IV. Обобщение знаний и способов действий.Обобщение знаний о творчестве Х.-К. Андерсена. Воспроизведение названий сказок

Личностные результаты: проявляют интерес к изучению темы; устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные результаты: знают названия сказок, дают характеристику сказке.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи.

Познавательные УУД: строят рассуждения; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД: удерживают логику повествования, слушают и понимают речь других

Знакомство со сказкой «Девочка со спичками».

  • Словарная работа. Работа в парах. 5 мин

-Прежде, чем начнём читать, давайте разберём некоторые слова, что они обозначают.

 (Наша словарная работа пройдёт в парах. У каждого на столе лежат отпечатанные слова и значения к ним. Вам надо обсудить и правильно соотнести, а  результат мы проверим.

СЛАЙД (слова  и рисунки к ним появляются постепенно).

 Одновременно слова появляются на экране.) Чтение слова и его значения /по 1 человеку/.

Канун –день перед праздником.

Прок – польза.

Во весь опор – очень быстро.

Люлька – подвесная колыбель.

Передник – фартук.

Сера – химический элемент, жёлтое горючее вещество. Применяемое в технике и медицине.

Локон – вьющаяся прядь волос.

Отблеск – сияние отражённого света.

Фарфор – белый, плотный керамический материал, посуда из этого материала.

 Непроницаемый - не пропускает сквозь себя свет, звук.

Сочельник – канун Рождества.

-Ещё раз внимательно посмотрите на слова на экране, у вас должно быть так.

Чтение сказки учителем – 5 минут

* Работа над произведением.  4-5 мин

( Выборочное чтение. Дискуссия. Обсуждение главной героини…)

-Какое настроение создалось после прочтения этой сказки? (Грусть, жалость, боль).

- От чего? Почему?

-Кто передал вам грусть? (Автор.)

- О ком произведение? (О маленькой  бедной девочке, которая пыталась продать спички равнодушным прохожим, но они проходили мимо: либо такой товар им был не нужен, либо у них уже были спички. В результате малышка замерзает. Предпочитая, не возвращаться домой из страха перед жестоким отцом.)

-Посмотрите на наш алгоритм работы над содержанием.

-Прочитайте вступление    (читают).

Морозило, шел снег, на улице становилось все темнее и темнее. Это было как раз в вечер под Новый год. В этот-то холод и тьму по улицам пробиралась бедная девочка с непокрытою головой и босая.

-За вступление следует завязка – начало событий. 

Она, правда, вышла из дома в туфлях, но куда они годились! Огромные-преогромные! Последнею их носила мать девочки, и они слетели у малютки с ног, когда она перебегала через улицу, испугавшись двух мчавшихся мимо карет. Одной туфли она так и не нашла, другую же подхватил какой-то мальчишка и убежал с ней, говоря, что из нее выйдет отличная колыбель для его детей, когда они у него будут.

-Расскажите.

-С каких слов начинается развитие событий?  Зачитайте.

Наконец она уселась в уголке, за выступом одного дома, съежилась и поджала под себя ножки, чтобы хоть немножко согреться.

- Прочитайте отрывок сказки, который вас взволновал особенно? Почему?

Момент наивысшего напряжения в произведении называется  кульминация. (Вывесить на доску)

Девочка чиркнула об стену новою спичкой; яркий свет озарил пространство, и перед малюткой стояла вся окруженная сиянием, такая ясная, блестящая и в то же время такая кроткая и ласковая, ее бабушка.

— Бабушка! — вскричала малютка. — Возьми меня с собой! Я знаю, что ты уйдешь, как только погаснет спичка, уйдешь, как теплая печка, чудесный жареный гусь и большая, славная елка!

- Давайте выразительно, соблюдая все знаки препинания и интонацию, перечитаем этот момент.

- Что происходит дальше?

(продолжение событий) – устный рассказ.

И она поспешно чиркнула всем остатком спичек, которые были у нее в руках, — так ей хотелось удержать бабушку. И спички вспыхнули таким ярким пламенем, что стало светлее, чем днем. Никогда еще бабушка не была такою красивою, такою величественною! Она взяла девочку на руки, и они полетели вместе в сиянии и в блеске высоко-высоко, туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха: к Богу!

-Чем заканчивается сказка?  Эта часть текста называется развязкой

В холодный утренний час в углу за домом по-прежнему сидела девочка с розовыми щечками и улыбкой на устах, но мертвая. Она замерзла в последний вечер старого года; новогоднее солнце осветило маленький труп. Девочка сидела со спичками; одна пачка почти совсем обгорела.

— Она хотела погреться, бедняжка! — говорили люди. Но никто и не знал, что она видела, в каком блеске вознеслась вместе с бабушкой к новогодним радостям на небо!

Работа по иллюстрациям (доска.) РАБОТА В ГРУППАХ 5 мин.

-Я тоже хочу зажечь свечу, а вы закроете глаза и откроете по моей просьбе.

/Зажигаю свечу, тихо звучит музыка, на доске вывешиваются иллюстрации к сюжетам, соответствующим волшебным превращениям спичек./

- Зачитайте слова из текста в соответствии с иллюстрациями:

1 ряд  находит слова к 1-й иллюстрации

2 ряд – ко второй иллюстрации

3 ряд (4 человека) – к 3-й иллюстрации

Остальные – к 4-й иллюстрации  (зачитывают)

*Работа с кругами. Продолжаем работать по группам

5 минут работа в группах + 6 минут мультфильм

- Пламя спички, загораясь, ярко освещало две абсолютно разные стороны жизни. У одних в жизни было всё: тёплый дом, жареный гусь, рождественская ёлка, любимая бабушка. У других не было ничего. Им оставалось об этом только мечтать.

Давайте попробуем изобразить графически, а потом и в цвете эти две стороны жизни.

  • Перед вами лежит круг, разделите его пополам.

     

Первая половина – это жизнь нашей героини.

Из чего она состоит? Давайте вспомним.

Поможет вам в этом мультфильм, снятый американскими мультипликаторами по одноимённой сказке Андерсена в 2006 году.

  • Просмотр мультфильма.            6 минут                    /Дети просматривают мультфильм/.

- Так из чего же состоит жизнь девочки?

 (Голод, страх, холод, побои, потеря любимой бабушки.)

- Запишите это в  первую часть круга, которая означает жизнь девочки.

-А вторая половина  - это жизнь, которую девочка видит в ярко освещённых окнах богатых домов.

 /Дети записывают: тёплая комната, горячая печка, жареный гусь с черносливом и яблоками, рождественская ёлка, праздник…/

- А теперь закрасьте обе половинки, используя цвета, наиболее точно передающие обе стороны жизни.                (хожу и смотрю по рядам).

- Для девочки эти обе стороны жизни тоже существовали. Но каким образом?

Первая половина – это реальная настоящая её жизнь, а вторая – та, о которой героиня мечтала.

Только волшебные спички могли дать ей возможность увидеть её. Когда они гасли, всё исчезало. Волшебство заканчивалось.

-Какие чувства у вас вызывает главная героиня сказки?

- А как к ней относится сам автор?

-Конец сказки не кажется мне мрачным, безысходным. А вам? Почему?

(Девочка с бабушкой отправляются к Богу.  Девочка  счастлива, находится рядом с любящей бабушкой.)

- Зачитайте.

«озарённые светом и радостью, обе они вознеслись высоко - высоко – туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха…»

«никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее счастье».

- В чём же заключалось её «новогоднее счастье?»

(Она оказалась рядом с тем, кто любил её, заботился о ней.  Девочка перестала мучиться.

Очень жаль, что своё Счастье героиня нашла не в реальной жизни.

- Как вы думаете, почему Х.К. Андерсен сочинил такую сказку? Что он хотел сказать читателям? Только ли хотел разжалобить их?

(Он хотел показать, что не всем живётся хорошо. Многие страдают.  Их жизнь  мрачная, как первая половина нарисованного нами круга.)

- Автор своим произведением, написанным в 1848 году хотел привлечь внимание к проблемам жизни детей.

- Почему девочка не смогла справиться со сложившейся ситуацией и изменить свою судьбу?

( Может быть устала, потеряла надежду из-за многочисленных трудностей.)

- Как бы вы поступили на месте девочки? (Не отчаиваться: верить в себя, всегда надеяться на лучшее, что жизнь совсем неожиданно может измениться в лучшую сторону, не получилось сегодня – обязательно получится завтра…)

-Как бы она могла поступить, чтобы не улететь на небеса, чтобы почувствовать радость и счастье жизни? ( Не дожидаться вечера  и идти домой, разговаривать с отцом, которого боялась, обратиться за помощью к другу…)

- Для чего даётся человеку жизнь?  В чём мудрость сказки?   (Человек появляется на свет, чтобы жить долго и счастливо, оставляя после себя только доброе и хорошее.)

- Какой урок вы для себя извлекли?    

1. Нужно быть милосердным по отношению к другим, иметь сострадание, не проходить мимо чужой беды, приходить на помощь…

2.Нужно жить, несмотря ни на что. Преодолевая преграды, которые встречаются на пути. Никогда не падать духом. Иметь друзей.

V. Рефлексия. Создать условия для самооценки

Регулятивные УУД: в диалоге с учителем дают оценку своим умениям

- Посмотрите на нашу новогоднюю ёлочку. Кто из вас хотел бы оставить такого же цвета шарики, как в начале урока? Не изменилось ли ваше настроение?

Домашнее задание. Развитие творческих способностей

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу

-Я предлагаю дома придумать какое-нибудь чудо, которое бы изменило жизнь девочки. Сочините свой конец сказки, и пусть он будет счастливым.

- Помните, стараясь о счастье других, мы находим своё собственное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...