Урок чтения 4 класс С. Есенин "Лебёдушка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Кожемякина Вероника Саркисовна

конспект урока чтения  по творчеству С.Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_esenin.docx45.08 КБ

Предварительный просмотр:

Зн-во с произведением С.Есенина. "Лебедушка"

Цель урока: раскрытие в детях таких качеств, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

Задачи урока:

обучающие: - продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;

- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова;

развивающие: - развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

воспитательные: - воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.

Оборудование урока:  - мультимедийные презентации:  1) краткая биография С.Есенина,

2) видеоряд к стихотворению; - портреты композиторов Шарль - Камиль Сен-Санса, П.И.Чайковского;

- музыкальный фрагмент произведения»,Сен – Санса «Лебедь».

Ход урока

  1. Орг момент

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!                            Итак  - Урок  чтения  

  1. Постановка учебной задачи.

В этом имени – свет России

Голубые её глаза

В этом имени – песня  России

Соловьёв  её  голоса

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством    замечательного  русского писателя

чтение по бегущей  строке

3. Рассказ о Есенине (Презентация «Биография С.Есенина»)

С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21.09.1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Родители Есенина были бедные крестьяне.  У Есенина было две младшие сестры: Катя  и Саша.

        Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

       Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет.

         Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

Есенин трагически погиб 28 .12. 1925 года. И был похоронен 31.12. 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и

растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

  1. Подготовка к восприятию стихотворения.

Сегодня  мы с вами  познакомимся еще с одним произведением Есенина  

Птица медленно плывет,

Словно белый теплоход.

Горделива и красива,

Терпелива и пуглива.           (Лебедь)

- Прочитайте название стихотворения.                                   БЕГУЩАЯ СТРОКА

Что интересного вы знаете о лебедях?

- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

- Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче представить историю, написанную Есениным.               Аудиозапись  с презентацией

- Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

( Чувство грусти, печали).

- Кто главные герои стихотворения?

- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)

6. Словарная работа.

- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова.

У вас на партах  карточки, подберите  правильное  объяснение значений  словосочетаний

- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением;

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;

- трава шелковая – нежная;

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;

- цветы лазоревые - светло-синий тон;

- волны пряные - издающие запах;

- Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (Описание природы.)

- дозорила – стерегла, охраняла;

- хоронились – прятались;

- не чуяла – не чувствовала;

А  сейчас мы с вами будем читать  это произведение, но сначала  подготовимся к чтению выполним упражнение, прочитаем скороговорки с разной интонацией.          

       1 группа – читает весело

       2 группа  -  грустно

Два лебедя жили в пруду. 
Отчаянно вместе ныряли ко дну. 
Ждали весь день вечернюю мглу, 
Чтобы всю ночь смотреть на луну.

"Назови ласково"  Слива – сливка, абрикос – абрикосик и т.д.

Лебедь,  роса, трава,  дети, мама,  кольцо, крылья.

7. Самостоятельное чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 4  строчки

- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.

- Кто из вас помнит, что такое олицетворение?

- Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.

Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.

Дети зачитывают олицетворения.

- зорюшка рассыпала,

- сосны наряжали,

- камыши шепталися,

- перешёптывались лилии,

- цветы улыбались.

- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

8. ФИЗМИНУТКА.

9. Работа в группах над содержанием текста.

- Сейчас поработаем в группах.                                                    Правила работы в группах

 Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. (Раздать карточки)

Задание для группы № 1.

  1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката,

Б) картину рассвета,

В) картину жаркого летнего полдня,

Г) картину ясной летней ночи.

  1. Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?

А) из зарослей камыша,

Б) из зарослей осоки,

В) из – за острова.

3.Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?

А) на середину озера,

Б) на заводь тихую,

В) на остров маленький,

Г) на луг пестреющий.

Задание для группы № 2.

  1. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?

А) спрятаться,

Б) пощипать траву душистую,

В) поиграть в игру весёлую,

Г) быть подальше от опасности.

  1. Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?

А) учила их,

Б) кормила их,

В) дозорила, охраняла,

Г) играла.

  1. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея,

Б) коршун,

В) сокол,                                      Г) орёл.

Проверка выполненных заданий в группах. Выходит группа детей, зачитывают вопрос и дают на него ответ.

10. Выборочное чтение.

- Прочитайте отрывок, где надвигается беда. (Строфы 20 – 21)

- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей. (Строфы 23, 25)

- Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным? (Строфа 27)

- Могла ли она спастись от смерти? (Да)

- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

- О чём говорит поступок матери – лебеди? (Лебедь не пожалела своей жизни ради детей.)

Такой поступок называется самопожертвованием.

- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

- Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории?

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

11. Слушание отрывков из музыкальных произведений Сен – Санса

- Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице.  Французский композитор Шарль – Камиль Сен – Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». Прослушайте отрывок  и попробуйте представить себе картину, которая созвучна с этой музыкой.

Слушание отрывка из произведения Сен – Санса «Лебедь».

- Какие картины вы себе представили? К какому моменту нашего стихотворения можно отнести этот отрывок? (Гибель лебедя.)

12. Игра «Если бы я был волшебником».

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?   (Дети высказывают свои версии.)

13. Итог урока.

- Закончить урок мне хочется словами   из стихотворения.          МЕЛОДИЯ

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, 
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, 
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, 
Но какая стать,
Какая нежность, 
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!

- Всех благодарю за работу на уроке.

- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись милосердием и  состраданием.

Выставление оценок за работу на уроке.

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

14. Домашнее задание.         Стр. 124, вопрос № 4.

- покрывала златотканые

- гладь зеркальная

- тихая заводь

- молчаливый затон

- трава шелковая

- тихозвонные ручейки

- росинки серебристые

- цветы лазоревые

- волны пряные

- небольшой залив в реке с замедленным течением;

– в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- спокойно протекающие;

- длинный нетронутый залив реки;

– нежная;

- роса прозрачная, под серебро;

- светло-синий тон;

- издающие запах;

- покрывала златотканые

- гладь зеркальная

- тихая заводь

- молчаливый затон

- трава шелковая

- тихозвонные ручейки

- росинки серебристые

- цветы лазоревые

- волны пряные

- небольшой залив в реке с замедленным течением;

– в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- спокойно протекающие;

- длинный нетронутый залив реки;

– нежная;

- роса прозрачная, под серебро;

- светло-синий тон;

- издающие запах;

- покрывала златотканые

- гладь зеркальная

- тихая заводь

- молчаливый затон

- трава шелковая

- тихозвонные ручейки

- росинки серебристые

- цветы лазоревые

- волны пряные

- небольшой залив в реке с замедленным течением;

– в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- спокойно протекающие;

- длинный нетронутый залив реки;

– нежная;

- роса прозрачная, под серебро;

- светло-синий тон;

- издающие запах;

- покрывала златотканые

- гладь зеркальная

- тихая заводь

- молчаливый затон

- трава шелковая

- тихозвонные ручейки

- росинки серебристые

- цветы лазоревые

- волны пряные

- небольшой залив в реке с замедленным течением;

– в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- спокойно протекающие;

- длинный нетронутый залив реки;

– нежная;

- роса прозрачная, под серебро;

- светло-синий тон;

- издающие запах;

Два лебедя жили в пруду. 
Отчаянно вместе ныряли ко дну. 
Ждали весь день вечернюю мглу, 
Чтобы всю ночь смотреть на луну.

Два лебедя жили в пруду. 
Отчаянно вместе ныряли ко дну. 
Ждали весь день вечернюю мглу, 
Чтобы всю ночь смотреть на луну.

Два лебедя жили в пруду. 
Отчаянно вместе ныряли ко дну. 
Ждали весь день вечернюю мглу, 
Чтобы всю ночь смотреть на луну.

Два лебедя жили в пруду. 
Отчаянно вместе ныряли ко дну. 
Ждали весь день вечернюю мглу, 
Чтобы всю ночь смотреть на луну.

Два лебедя жили в пруду. 
Отчаянно вместе ныряли ко дну. 
Ждали весь день вечернюю мглу, 
Чтобы всю ночь смотреть на луну.

Два лебедя жили в пруду. 
Отчаянно вместе ныряли ко дну. 
Ждали весь день вечернюю мглу, 
Чтобы всю ночь смотреть на луну.

Два лебедя жили в пруду. 
Отчаянно вместе ныряли ко дну. 
Ждали весь день вечернюю мглу, 
Чтобы всю ночь смотреть на луну.

Два лебедя жили в пруду. 
Отчаянно вместе ныряли ко дну. 
Ждали весь день вечернюю мглу, 
Чтобы всю ночь смотреть на луну.

Два лебедя жили в пруду. 
Отчаянно вместе ныряли ко дну. 
Ждали весь день вечернюю мглу, 
Чтобы всю ночь смотреть на луну.

Два лебедя жили в пруду. 
Отчаянно вместе ныряли ко дну. 
Ждали весь день вечернюю мглу, 
Чтобы всю ночь смотреть на луну.

Два лебедя жили в пруду. 
Отчаянно вместе ныряли ко дну. 
Ждали весь день вечернюю мглу, 
Чтобы всю ночь смотреть на луну.

Два лебедя жили в пруду. 
Отчаянно вместе ныряли ко дну. 
Ждали весь день вечернюю мглу, 
Чтобы всю ночь смотреть на луну.

Два лебедя жили в пруду. 
Отчаянно вместе ныряли ко дну. 
Ждали весь день вечернюю мглу, 
Чтобы всю ночь смотреть на луну.

Два лебедя жили в пруду. 
Отчаянно вместе ныряли ко дну. 
Ждали весь день вечернюю мглу, 
Чтобы всю ночь смотреть на луну.

Два лебедя жили в пруду. 
Отчаянно вместе ныряли ко дну. 
Ждали весь день вечернюю мглу, 
Чтобы всю ночь смотреть на луну.

Два лебедя жили в пруду. 
Отчаянно вместе ныряли ко дну. 
Ждали весь день вечернюю мглу, 
Чтобы всю ночь смотреть на луну.

С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

Родители Есенина были бедные крестьяне.

У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет.

Первые стихи появились в 19 лет.

 А в 21 год вышла первая книга его стихов.

Есенин трагически погиб

28 декабря 1925 года.

И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Из-за леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.

Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие,
Наряжали сетки хвойные
В покрывала златотканые.

А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.

В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.

Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки.
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные.

И от той ли тихой заводи,
Посередь того ли озера,
Пролегла струя далекая
Лентой темной и широкою.

Уплывала лебедь белая
По ту сторону раздольную,
Где к затону молчаливому
Прилегла трава шелковая.

У побережья зеленого,
Наклонив головки нежные,
Перешептывались лилии
С ручейками тихозвонными.

Как и стала звать лебедушка
Своих малых лебежатушек
Погулять на луг пестреющий,
Пощипать траву душистую.

Выходили лебежатушки
Теребить траву-муравушку,
И росинки серебристые,
Словно жемчуг, осыпалися.

А кругом цветы лазоревы
Распускали волны пряные
И, как гости чужедальние,
Улыбались дню веселому.

И гуляли детки малые
По раздолью по широкому,
А лебедка белоснежная,
Не спуская глаз, дозорила.

Пролетал ли коршун рощею,
Иль змея ползла равниною,
Гоготала лебедь белая,
Созывая малых детушек.

Хоронились лебежатушки
Под крыло ли материнское,
И когда гроза скрывалася,
Снова бегали-резвилися.

Но не чуяла лебедушка,
Не видала оком доблестным,
Что от солнца золотистого
Надвигалась туча черная —

               Молодой орел под облаком
Расправлял крыло могучее
И бросал глазами молнии
На равнину бесконечную.

Видел он у леса темного,
На пригорке у расщелины,
Как змея на солнце выползла
И свилась в колечко, грелася.

И хотел орел со злобою
Как стрела на землю кинуться,
Но змея его заметила
И под кочку притаилася.

Взмахом крыл своих под облаком
Он расправил когти острые
И, добычу поджидаючи,
Замер в воздухе распластанный.

Но глаза его орлиные
Разглядели степь далекую,
И у озера широкого
Он увидел лебедь белую.

Грозный взмах крыла могучего
Отогнал седое облако,
И орел, как точка черная,
Стал к земле спускаться кольцами.

В это время лебедь белая
Оглянула гладь зеркальную
И на небе отражавшемся
Увидала крылья длинные.

Встрепенулася лебедушка,
Закричала лебежатушкам,
Собралися детки малые
И под крылья схоронилися.

А орел, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся,
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую.

Распустила крылья белые
Белоснежная лебедушка
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек.

Побежали детки к озеру,
Понеслись в густые заросли,
А из глаз родимой матери
Покатились слезы горькие.

А орел когтями острыми
Раздирал ей тело нежное,
И летели перья белые,
Словно брызги, во все стороны.

Колыхалось тихо озеро,
Камыши, склонясь, шепталися,
А под кочками зелеными
Хоронились лебежатушки

Задание для группы № 1.

1.        Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката,

Б) картину рассвета,

В) картину жаркого летнего полдня,

Г) картину ясной летней ночи.

2        Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?

А) из зарослей камыша,

Б) из зарослей осоки,

В) из – за острова.

3.Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?

А) на середину озера,

Б) на заводь тихую,

В) на остров маленький,

Г) на луг пестреющий.

Задание для группы № 3.

1.        Как лебёдушка заметила опасность?

А) услышала крик,

Б) услышала приближающийся шум,

В) увидела отражение крыльев орла в воде,

Г) случайно посмотрела в нужную сторону.

2.        Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?

А) спрятала их под крылья,

Б) спрятала их в траве,

В) спрятала их под корягой.

3. Чем закончилось стихотворение?

А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,

Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,

В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,

г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.

Задание для группы № 2.

1.        Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?

А) спрятаться,

Б) пощипать траву душистую,

В) поиграть в игру весёлую,

Г) быть подальше от опасности.

2.        Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?

А) учила их,

Б) кормила их,

В) дозорила, охраняла,

Г) играла.

3        Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея,

Б) коршун,

В) сокол,

Г) орёл.


СЕРГЕЯ

   АЛЕКСАНДРОВИЧА

 ЕСЕНИНА

ЛЕБЁДУШКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...