Мягкие и твердые согласные. Поэтический мир Даниила Хармса.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Сердитова Людмила Васильевна

Цели:

  1. развивающие: развивать навык осознанного выразительного чтения; развивать речь, способствовать развитию учащихся работать в микроколлективе;
  2. обучающие: формировать общеучебные умения и навыки; ознакомить с творчеством обэриутов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harms.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

 

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 В 1 КЛАССЕ

ТЕМА: Мягкие и твердые согласные.

Поэтический мир Даниила Хармса

Автор:

Сердитова Людмила Васильевна,

учитель начальных классов

 

2017год

Тема: Мягкие и твердые согласные. Поэтический мир Даниила Хармса.

Предмет: Урок литературного чтения.         Класс: 1.

Цели:

  1. развивающие: развивать навык осознанного выразительного чтения; развивать речь, способствовать развитию учащихся работать в микроколлективе;
  2. обучающие: формировать общеучебные умения и навыки; ознакомить с творчеством обэриутов.

        Оборудование:

  • портрет Д.Хармса (в образе);
  • музыкальное оформление (м.ф о цирке);
  • карточки с опорными словами;
  • портреты Маршака, Владимирова, Введенского;
  • выставка книг;
  • иллюстрации (сапог, ромашка, пирог, огурец);
  • проектор.

         Ход урока:

  1. Создание психологической комфортности на уроке.

 Прозвенел уже звонок,

Сядем тихо и неслышно

И скорей начнем урок,

Будем мы трудиться,

Пусть заданья нелегки, так как мы ученики.

- Ребята! Садитесь поудобнее и слушайте внимательно. Вы любите бегать, летать, скакать?  (Да).

- А в зоопарке и цирке вы бывали? (Да).

- А кто из вас любит сочинять разные небылицы, неправдоподобные истории? (…).

- А у кого в квартире живет 44 веселых чижа? (нет, ни у кого).

- А вы хотите оказаться в озорном, забавном и веселом мире? (Да.).

 

- Минутку терпения! Для этого нужно постараться сделать наш урок интересным, познавательным, веселым, успешным.

  1. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация.

 Словарная работа. ТАБЛИЦА.

 – Перед вами карточки с ключевыми словами. Давайте объясним их значение.

 - Что интересного вы заметили? (похожие слова).  Перед вами есть портрет, он выполнен в технике силуэт, есть тень и нет лица - это неслучайно. Сможем мы определить, какие слова подходят к этому человеку? (нет). Говорят, по одежке встречают, провожают по уму. Почему? Чтобы судить о человеке, нужно о нем узнать.

На доске:

выдумщик

врун

фантазер

затейник

сочинитель

хвастун

- Я хочу познакомить вас с автором книги «Все бегут, летят и скачут», а зовут его Даниил Хармс (показ).

- Слышали ли вы об этом писателе? (Да, нет).

- Давайте узнаем об этом удивительном человеке. А в конце урока мы определимся с этими словами (на доске) кто же он на самом деле?

Сообщение о писателе

   Д.Хармс писал для детей стихи, рассказы, сказки. Но Хармс – это не настоящая его фамилия. На самом деле его зовут Даниил Иванович Ювачев (Хармс – это псевдоним). Псевдоним он тоже сочинил сам. Дело в том, что Даниил Иванович свободно говорил и читал на немецком, французском языках и в переводе «шарм» - это значит «околдовать», «очаровать».

    Даниил Хармс – значило Даниил Чародей, колдун. Позже он превратил шарм в Хармс.

- Скажем хором: Хармс.

- Что вы представили? Что услышали? («Хармс» будто звонкий удар в бубен или барабан).

  Родился Даня Ювачев в Петербурге. Его отец был моряком, любителем приключений. С детства мальчик любил слушать истории про волшебников и играть в волшебные игры. Например, «Замри». 

  Носятся ребята во дворе, вдруг крикнут им «Замри» и они останавливаются, как околдованные.    Проводится физминутка «Замри». «Море волнуется раз».

  1. Открытие нового знания.

   Работа с новым текстом.

- А еще Даниил очень хотел походить на волшебника цирка. А вы?

- Кто из вас побывал в цирке?

- Действительно, махнешь палочкой или рукой, и раз, - все уроки сделаны. Волшебство, правда?

- А сейчас, внимание! Махните рукой – раз!

- И вы тоже сейчас окажетесь в цирке, как вы этого хотели. (М.Ф.).

- Итак, невероятное, удивительное представление, цирковая программа «Принтинграм». Давайте выделим согласные звуки в этом слове. Какие они ?(тв. И мяг.)

- Давайте послушаем стихотворение Д.Хармса о цирке. АНДРЕЙ С.

- А вы знаете, Даниил Хармс умел многое. Он играл на гармошке и фисгармонии, хорошо пел, прекрасно танцевал чечетку. А еще он показывал фокусы, придумывал шутки-репризы (вставки) для цирковых клоунов. Был весел и остроумен.

- Как вы думаете, мог Д.Хармс работать в цирке?

 -А еще Хармс любил животных, особенно кошек. ЭРИК С.

   Чтение стихотворения «Удивительная кошка» с.43

 Работа с учебником.

 Первичное восприятие.

- Ребята, а чем была удивительна эта кошка? (Хоть и несчастная, ушибла лапку, а не расстраивается – летает на шарах).

- Найдите ласковые слова о кошке… (лапку, плавно…).

 ЭКСПЕРИМЕНТ

 

- Шли годы, вы скажете, что Даня Ювачев подрос и понял, что волшебников нет на свете?

- Кто так думает?

- Нет. Вы ошибаетесь, Даниил Хармс понял, что на свете очень много интересного и волшебного. Поэтому он захотел стать детским писателем. Разве писатель не властилин слова? (да).

- Он ведь может управлять вашим вниманием, настроением. Все, что он придумывал, ему немедленно хотелось рассказать детям. Вот почему он так любил печататься в самых интересных детских журналах того времени «Чиж» и «Еж». Он умел дружить и вместе с Д.Хармсом в журнале работали поэты: С.Маршак, Ю.Владимиров, А.Введенский.

   Все они любили удачную шутку и новую мысль (показ портретов).ВЫСТАВКА КНИГ

- Одним из приемов у автора были перевертыши. Где их можно было еще встретить в детской литературе (устное народное творчество, С.Маршак, К.Чуковский «Путаница»).

- Но перевертыши Хармса необычные, своеобразные и неповторимые, как он сам. Это настоящая игра слов. ТИМУР «Доскажи словечко»

    Стр.45 «Игра в слова» А. Стойло.

  1. Работа в группах.  

- Действительно, мы убедились, чтостихи Хармса необычные, удивительные, как он сам. В 1928 году Хармс должен был выступать перед читателями на сцене и он появился так: сидя на шкафу и распевая стихи. И так все стихи – это озорной юмор, дружеский веселый смех и душевное тепло.

 Практическая работа.

Придумать слова из слова ПРОСТОКВАША.

- Ребята! А кому-нибудь из вас хотелось стать детским писателем? Почему?

- В стихотворении главное рифма, то есть концовки слов должны быть одинаковыми.

- Посмотрите на картинки:

                рубашка                                        ромашка                               огурец

                                             сапог                                               пирог

- Найдите пары (рубашка-ромашка; сапог-пирог).

- Подберите рифму для слова огурец (молодец, конец).

- в Ирландии есть город Лимерик. Жители этого городка любят сочинять смешные стишки – лимерики.

- Как вы думаете, почему они так называются? ( По названию городка).

- в стихах всего 5 строчек и пишутся они по определенному правилу.

    1 строчка:  отвечает на вопросы   кто?   откуда?

    2 строчка: какой? какая?

    3-4  строчки: что произошло?

   5 строчка: чем закончилось?

- А вот происходит в лимериках как раз что-нибудь смешное, нелепое; в общем – чепуха да и только!

   Вот один из лимериков писателя Эдварда Лира:

Жил-был человек в Амстердаме,

Не чистивший шляпу годами:

Он в ней же невзначай любил  заваривать чай

И в ней же гулял в Амстердаме.

- Попробуем  и мы вместе сочинить лимерик со словами рубашка, ромашка, сапог, пирог. А дома с родителями вы тоже попробуйте.

 

Например, кто? откуда?        Клоун из цирка Принтинграм надел рубашку

                   какой? какая?      Приколол в веселую петлицу ромашку.

                   что произошло?  Затем надел сапог, съел огромный пирог.

                                                 Отправился кидать в мишень огурцы.

                                                 А о нем сочинили мы – молодцы!

- Молодцы! Мы отлично поработали!

- А вы знаете, носил Хармс костюмы одного и того же покроя: спортивного фасона пиджак, брюки-гольф, шапочку с длинным козырьком. Похожий костюм носил английский сыщик. А кто знает как его звали?  (Шерлок Холмс). И кстати, Хармс любил читать о нем.

  1. Обобщение материала по теме.

 

- Итак, все о чем бы ни писал, ни говорил Даниил Хармс превращалось в игру, поэтому он создал вокруг себя целый мир – удивительный мир Хармса.

  1. Итог урока.

– Сейчас мы вернемся к нашим ключевым словам и подберем верное, наиболее подходящее к творчеству поэта Д.Хармса.  (Обсуждение).

- Верно. Вы исключили карточку «врун»  и «хвастун».

   - У Хармса озорной юмор, дружеский смех, душевное тепло в стихах и это мы доказали.

  1. Оценивание. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке с помощью «Спидометра успеха».

Литература.

Халатов Н. Его звали Даниил Хармс. – Дошкольное воспитание, 1965 № 12.

Мейлах М. Секреты Даниила Хармса. К 70-летию со дня рождения. – Детская литература, 1975 № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мягкие и твердые согласные

Урок русского языка по программе "Школа России" для 2 класса. Урок построен по традиционной схеме, с использованием разноуровневых карточек на этапе закрепления....

Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков. Перенос слов. (урок русского языка) 1 класс

Урок русского языка в 1 классе по системе Л.В.Занкова по учебнику Н.В. Нечаевой. Урок отработки умений и рефлексии.Цель урока: способствовать формированию навыка произношения и написания йотированных ...

Проверочная работа по русскому языку по теме "Мягкие и твердые согласные", 2 класс

Проверочная работа позволит проверить знания детй по теме "Мягкие  твердые согласные"....

Презентация " Мягкие и твердые согласные звуки"

Презентация к уроку по русскому языку, автор курса Н.В.Нечаева....

Мягкие и твердые согласные

Твердые и мягкие согласные...

Поэтический мир Даниила Хармса

laquo;Большую литературу  для  маленьких» создают  много хороших  и  разных  поэтов. Творчество  одних составляет  целый  раздел в единой  детс...

Урок по теме: «Мягкие и твердые согласные звуки Обозначение твердости и мягкости согласных звуков» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель:Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.Работать над каллиграфией.Развивать умения работать в парах.Создавать ус...