Конспект урока литературного чтения по теме "М.М.Зощенко "Ёлка" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Дубова Ольга Анатольевна

Конспект урока литературного чтения, 4 класс, УМК "Школа России", тема: "М.М.Зощенко "Ёлка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Урок  литературного чтения

                          УМК «Школа России»

4 класс

                                                 Учитель: Дубова Ольга Анатольевна

                       МОУ Лицей г.Истры

                       Московской области

Тема: М.М.Зощенко «Ёлка»

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новым произведением;
  • отрабатывать навык выразительного чтения.

Развивающие:

  • корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
  • развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение  к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к первичному восприятию 

1. Сообщение о жизни писателя.

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте  64лет Зощенко умирает в Ленинграде.Э то случилось в 1958г. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

2.Анализ выставки книг.

III. Первичное восприятие текста с целевым вопросом

1.Беседа.

-У вас есть любимые праздники? Какие?

-Многие из вас назвали Новый год. А чем этот праздник вам нравится?

-Какой он?

-У Зощенко есть рассказ, который так и называется «Ёлка».

-Послушайте рассказ и ответьте на вопрос:

«Что хотела подарить мама Миньке?»

Текст рассказа читает знаменитый актер Малого театра Игорь Ильинский (прослушивание текста – 7 мин.)

2. Словарно-лексическая работа 

  • Золотушный ребенок – больной ребенок
  • Длинновязая – высокая
  • Пастилка  кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
  • Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение

IV. Проверка первичного восприятия

– Понравился рассказа?

– Кто главные герои рассказа?

– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?

– А рассказ получился весёлым?

– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?

V. Повторное чтение по частям с анализом каждой части

(по вопросам с выборочным чтением + составление плана)

1 часть.

 -От чьего имени ведётся повествование?

-В каком возрасте был рассказчик, когда рассказал нам эту историю?

-Кто был очень внимательным и услышал, какая цифра называлась актёром?

-Почему он отошёл от текста?

-Сколько лет было герою, когда произошли события?

-Какие чувства испытывал мальчик, ожидая праздник?

-Заглавие. «Ожидание праздника»

2.часть

-Чем наряжали ёлку в те времена?

-В каком рассказе мы уже встречались с традицией ёлочных украшений?

-Что предложила Лёля?

-Какое угощение съела Лёля и сколько?

-А чем поживился Минька?

-Почему Минька полез на стул?

-Что произошло с фарфоровой куклой?

-Заглавие «Испорченные украшения»

Составление характеристики главных героев:

Работа в парах

На каждой парте листок с вопросами.

 

 

Леля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что  могут достать?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел

-Кто больше повинен в том, что случилось? Почему?

-Можно ли снять вину с Миньки?

3.часть

-Как мама одаривала детей, которые пришли на праздник?

-В какой момент Лёля и Минька могли спасти праздник?

-А как они поступили?

-Какое наказание придумала мама для Миньки? А для Лёли?

-Заглавие «Наказание»

4.часть

-Что предсказала обиженная мама Миньке?

-Почему?

-Какая пословица используется в речи героев? Как вы её понимаете?

-Чему удивилась мама?

-Почему гости ушли?

-Почему мама так поступила? Это было правильно или нет?

Заглавие «Мы остаёмся одни»

5.часть

-Кто из родителей оказался прав?

-Почему нельзя было допустить, чтобы дети выросли жадными и злыми?

-Какое наказание придумал папа?

Заглавие «Решение папы»

Пересказ +  чтение по ролям

-Для чего мы составляем план?

-Какой вид пересказа вы можете предложить?

-От лица каких героев можно пересказать этот текст.

-От чьего лица нужно пересказать весь текст? А от лица Лёли?

А от лица мамы? Папы? Других мам?

-А если мы будем пересказывать одну из частей, к какой части лучше применить подробный пересказ?

-А какую часть лучше вообще не пересказывать, а применить к ней другой вид работы?

-Какое задание для 2 части ? (прочитать по ролям)

-Сколько человек назначаем? За кого они будут читать?

-Как ещё можно работать с диалогом? (разыграть)

-Сколько человек нужно выбрать?

-Кого не будет?

-А как же обойтись без автора? (показывать жестами)

-Как называется жанр литературного произведения, который ставится в театре?

Два московских театра РАМТ и Эрмитаж имеют в своём репертуаре спектакли, поставленные по рассказам Зощенко «Лёля и Минька».

-Кто смотрел один из спектаклей? Расскажите о своих впечатлениях.

Работа с иллюстрацией. Выборочное чтение.

К рисунку  найдите в тексте соответствующие слова.

  • 1 рисунок – стр.60
  • 2 рисунок – стр.60
  • 3 рисунок – стр.62
  • 4 рисунок – стр.62
  • 5 рисунок – стр.63
  • 6 рисунок – стр.64

VI.Обобщающая беседа

-Почему долгожданный праздник был испорчен?

-Задумывались ли дети о последствиях своих поступков?

-Почему они так поступали?

– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?

(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

– Чему учит этот рассказ?

VII. Итог урока

– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко:

Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.(Михаил Зощенко)

-А вот из какого они произведения, узнайте сами. Прочитайте ещё рассказы этого замечательного писателя.

VIII. Домашнее задание

  1. Приготовить пересказ от лица одного из героев.
  2. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

VIII. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения " Сивка-бурка" для з класса.

Программа ,,Школа России’’. 3 класс . Уровень образования: начальное общее образование.Конспект урока - исследования по литературному чтению.Тема урока ,,Русская народная сказка  ,,Сивка- б...

Конспект урока литературного чтения и риторики в 3 классе по теме "Текст. К.Паустовский "Какие бывают дожди".

Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного урока литературного чтения и риторики в 3-ем классе по теме "Текст. Виды текста. К.Паустовский "Какие бывают дожди". К сожалению, видеофильм, на фо...

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Конспект урока литературного чтения, проведенного во 2-м классе, по теме «Колыбельные песни»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Колыбельные песни". УМК "Школа 2100"...