Сценарий урока по былинам
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Голубева Анастасия Владимировна

Пример сценария урока для Российской Электронной Школы.

Прописаны слова диктора, звуковое и визуальное сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Былины_4класс32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий на электронный интерактивный урок

по предмету «Литературное чтение» для «4» класса

  1. Мотивационная часть «Начнём урок».

1.1 Дорогой друг! На прошлых уроках мы обсудили жанр летописи: что это такое, какие у него особенности, как его узнать.

Помнишь ли, что это?

1.2 Летопись – это …

А) запись исторических событий по годам, которые происходили в стране, городи или местности (правильный).

Б) рассказы древних русичей о том, как они провели лето.

В) запись событий, произошедших с Нестором Летописцем.

(Как только выбирают правильный – он подсвечивается зелёненьким. Если неправильный – жёлто-рыжим, и появляется грустная мордочка, говорящая «Выбери еще!»)

  1. Сегодня мы начинаем говорить о другом жанре древнерусской литературы:  о былине.

Вы узнаете, о чём и о ком повествуется в былине.

Вы научитесь определять былинного героя.

Вы сможете отличать былину от других жанров.

  1. Объясняющая часть

№ кадра

 Текст диктора

Звук фона

Описание сцен (аниматору)

Исходники (аниматору и ММ-редактору)

 4_06_1

Былина – это жанр древнерусской литературы, рассказывающий о богатырях, о том, что с ними происходило, о подвигах, которые они совершали.

Римский-Корсаков, музыкальная картина «Садко», ор.5

(целиком, там минут 11)

На заднем фоне картинка заблёренная, стилизованная под картину Васнецова «Богатыри».

Заголовок – «Былина – повесть о богатырях»

Звук: https://www.youtube.com/watch?v=T5wbp0OIsXg

Картинки: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/dd/Die_drei_Bogatyr.jpg/371px-Die_drei_Bogatyr.jpg

4_06_2

Значит, главные герои былин – богатыри.

Богатырь – сильный…

Заголовок меняется на «Главные герои былины», картинка становится чёткой.

Оказывается, что на ней в левом нижнем углу изображены условные татаро-монголы, над которыми написано «Враги», нарисованные стрелочки от надписи на них указывают.

В правой части нарисовано дерево, в правом верхнем углу картинки – его крона и ветви, одну из них обвил кольцами мерзкий змей, над ним написано  объемными буквами слово «ложь».

Средний - Илья – на слово «сильный» поднимает свою огромную булаву и потрясает ею.

Мне это видится в стилистике «Горы самоцветов»

4_06_3

Храбрый…

«Храбрый» - Добрыня (слева) возносит над головою меч; условные враги в панике бегут за кадр.

4_06_4

честный воин.

«Честный» - Алёша (справа) натягивает тетиву и стреляет в змея. Змей-ложь падает замертво с дерева.

4_06_5

Богатыри стоят на страже Родины, и если требуется – смело вступают в бой с захватчиками и разбойниками.

Мужские голоса УХ!

За богатырями появляется слово РУСЬ древнерусским шрифтом и маленькие изображения деревянных домишек, церквушек…

Богатыри хором делают угрожающе-предостерегающее движение «УХ!», потрясая своим оружием.

4_06_6

И тут мы уже можем говорить об особенностях былины…

Основой сюжета каждой былины становится подвиг богатыря.

Богатыри Добрыня и Алёша медленно разъезжаются каждый в свою сторону за кадр, Илья вертит головой, провожает их взглядом, пожимает плечами и остаётся в центре.

Появляется заголовок «Особенности былины» - он вверху экрана, голова Ильи в пробеле (между словами).

Слева от него начинает появляться пронумерованный список:

  1. В основе – подвиг. (От головы Ильи, поверх заголовка появляются три полупрозрачных комиксных облачка, в которых картинками изображены 3 его подвига: победа над Соловьем-разбойником, бой с Идолищем Поганым и то, как он царём Калиным бьёт татарское войско). Облачка исчезают, Илья согласно кивает головой.

Илья и Соловей http://vseskazki.su/images/bylina-ilya-muromec-solovei-razboinik.jpg

Илья и Идолище https://rus.ruolden.ru/wp-content/uploads/sites/3/2015/10/ilia-i-idilishe.jpg

Илья и царь Калин http://www.planetaskazok.ru/images/stories/bilini/1/41.jpg

4_6_7

Былина – это песня, передающаяся из уст в уста, её исполняли баяны (то же – бояны): певцы, сказители, аккомпанируя себе на гуслях.

Рассказывали напевно, неспешно…

Появляются следующие

  1. Это песня (плавная, тягучая, ритмически организованная).

Появляется в правом нижнем углу картинка Баяна, подписанная.

Баян  / Боян https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/1/6/1/10764161.jpg

главным было – передать важность описываемых событий.

  1. Главное – передать важность событий (Илья кивает).

Всё, о чём повествовалось, воспринималось как правда, даже явно фантастические события.

  1. Всему верят. (Илья кивает)

Обычно в былине называется город или иное место, где происходит главное событие. Ученые-исследователи считают, что таким образом тоже подтверждалась истинность того, о чем говорится.

  1. Часто указываются географические названия. (Появляются на переднем плане, а потом «улетают» назад и выстраиваются в соответствии со своим реальным расположением на карте точки с названиями «Ростов», «Муром», «Киев», «Карачаево», «Владимир», условное обозначение деревьев  «Муромские леса», пунктиром между ними дороги.)

Ну... не совсем так https://cdn-s-static.arzamas.academy/storage/material/575/preview_square_preview_picture-0c9381f3-76dc-4573-84e4-87f8e2037d53.jpg

Скорее вот таким красным пунктиром из точки Муром в точку Киев и тд

http://www.uchastki-khotkovo.ru/pic/proezd/karta.jpg

Также это нужно для того, чтобы показать: все эти города, все жители этих городов, все мы – это Русь, одно большое государство. И любой враг – общий враг, от него богатыри защищали Родину.

  1. Враг - всегда враг государству. (С разных сторон экрана высовываются враги – на них так и написано, Илья оглядывается, потрясает мечом, все пугаются и исчезают)

Конечно же нужно особенно сказать о языке былины. Так как это устное народное творчество, текст мог меняться от сказителя к сказителю, каждый добавлял что-то новое, но были и постоянные части, на которых былина строилась. Обычно ими являлись «ЗАЧИН» и «КОНЦОВКА». В зачине богатырь выезжает из родительского дома, ну а кончается всё пиром на весь мир.

  1. Постоянные зачин и концовка. (С началом речи по экрану снизу вверх начинают «убегать» полупрозрачные тексты былин, Илья следит за ними глазами. а) (Снизу слева) Из того ли из города из Мурома, 
    Из того ли села да Карачаева 
    Была тут поездка богатырская. 
    Выезжает оттуль да добрый молодец, 
    Старый казак да Илья Муромец… б) (из центра справа) Из славного Ростова красна города 
    Как два ясные сокола вылетывали - 
    Выезжали два могучие богатыря: 
    Что по имени Алешенька Попович млад 
    А со молодым Якимом Ивановичем. В) (из центра слева) Молодой Добрыня сын Никитинич 
    Он не слушал да родители тут матушки, 
    Честной вдовы Офимьи Александровной, 
    Ездил он на гору сорочинскую, 
    Топтал он тут малыих змеенышков, 
    Выручал тут полону да русского. Г) (справа снизу) Как тут да у них почестный пир пошел, 
    Свадьбой провели да и окончили 
    И все да на пиру напивалися, 
    И все да на пиру да наедалися. Д) (слева снизу) И увидел Алешу Владимир-князь, 
    Повел во светлы гридни, 
    Сажал за убраны столы; 
    Тут для Алеши и стол пошел.

Пример «уезжания» текста – в первой ссылке на видео с музыкой Римского-Корсакова или начало Звёздных войн, кажется, эпизод 4.

К таким же опорным моментам относятся хорошо вам известные постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле» и гиперболы – небывалое преувеличение: «С горы на гору добрый молодец поскакивал, 
С холмы на холму добрый молодец попрыгивал, 
Он ведь реки ты озера между ног спущал»

Мужским голосом: «Ну почему же небывалое. И такое было». 

  1. Постоянные эпитеты и гиперболы. (Бегущей строкой снизу показываются примеры. Илья читает, говорит: «Ну почему же небывалое. И такое было».

Итак, сегодня мы узнали, что былина – это повесть о богатырях; в основе её лежит повествование о богатырском подвиге, исполняется она напевно; её цель – передать важность случившихся событий, в которые, кстати, все верят. В былине мы обязательно встретим названия городов древней Руси, а любой враг, о котором идёт речь, угрожает не конкретно богатырю – а всей Родине. Многие былины одинаково или похоже начинаются и заканчиваются, а также содержат постоянные эпитеты и гиперболы.

Пока диктор говорит, пункты подсвечиваются (когда их упоминают), а Илья указывает на каждый своим мечом (ну или палицей).

  1. Тренажёры

3.1

Вид задания

Единичный выбор

Текст задания

Былина – это…

Варианты ответов

Погодовая летопись исторических событий;

Авторская сказка;

Повесть о богатырях.

Правильный ответ

Повесть о богатырях

3.2

Вид задания

Раскраска (предметы разделены на условные части, которые могут быть залиты разными цветами. Считается законченным только целиком раскрашенный предмет)

Текст задания

Раскрасьте только те предметы, которые могут принадлежать богатырю

Варианты ответов

Палица

Богатырская кольчуга

Веретено

Меч

Прялка

Булава

Конь

Правильный ответ

Палица

Богатырская кольчуга

Меч

Булава

Конь

3.3

Вид задания

Многовариантный выбор

Текст задания

Выберите из списка особенности былины.

Варианты ответов

В основе былины подвиг богатыря

Любой враг – враг государственный

Есть постоянные зачин, концовка, эпитеты и гиперболы

Главный герой былины – царь

Главная цель былины – передать важность исторического события

Всё, о чём рассказывается, воспринимается как правда

В былинах всегда всё одинаково

Исполняют былины обычно сказители, играя на гуслях

В былинах есть географические названия

Под былины водили хороводы

Правильный ответ

В основе былины подвиг богатыря

Любой враг – враг государственный

Есть постоянные зачин, концовка, эпитеты и гиперболы

Главная цель былины – передать важность исторического события

Всё, о чём рассказывается, воспринимается как правда

Исполняют былины обычно сказители, играя на гуслях

В былинах есть географические названия

  1. Контрольные вопросы

4.1

Вид задания

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Текст задания

Подберите подходящее слово и заполните пропуск

Варианты ответов

Итак, сегодня мы узнали, что … – это повесть о …; в основе её лежит повествование о богатырском …, исполняется она …; её цель – передать … случившихся событий, в которые, кстати, все …. В былине мы обязательно встретим названия … древней Руси, а любой враг, о котором идёт речь, угрожает не конкретно богатырю – а всей …. Многие былины одинаково или похоже … и заканчиваются, а также содержат постоянные … и ….

былина, богатырях, подвиге, напевно, важность, верят, городов, Родине, начинаются, эпитеты, гиперболы

Правильный ответ

Итак, сегодня мы узнали, что былина – это повесть о богатырях; в основе её лежит повествование о богатырском подвиге, исполняется она напевно; её цель – передать важность случившихся событий, в которые, кстати, все верят. В былине мы обязательно встретим названия городов древней Руси, а любой враг, о котором идёт речь, угрожает не конкретно богатырю – а всей Родине. Многие былины одинаково или похоже начинаются и заканчиваются, а также содержат постоянные эпитеты и гиперболы.

4.2

Вид задания

Сортировка элементов по категории

Текст задания

Распределите особенности в две колонки

Варианты ответов

Летопись

Былина

В основе подвиг богатыря

Самый известный автор – Нестор

Есть постоянные зачин, концовка, эпитеты и гиперболы

Письменный жанр древнерусской литературы

В основе – реальные исторические события

Главная цель – передать важность исторического события

Всё, о чём рассказывается, воспринимается как правда

Главная цель – зафиксировать историческое событие

Исполняют обычно сказители, играя на гуслях

Правильный ответ

Летопись

Былина

Самый известный автор – Нестор

Письменный жанр древнерусской литературы

В основе – реальные исторические события

Главная цель – зафиксировать историческое событие

Исполняют обычно сказители, играя на гуслях

Главная цель – передать важность исторического события

Всё, о чём рассказывается, воспринимается как правда

В основе подвиг богатыря

Есть постоянные зачин, концовка, эпитеты и гиперболы

4.3

Вид задания

Лабиринт

Текст задания

Помоги богатырю попасть на пир. Помни! На пир можно попасть только после подвига!

Варианты ответов

Как это выглядит: перед входом в лабиринт стоит задумчивый богатырь, на входе – камень (а ля картина Васнецова «Витязь на распутье»), от камня – три дорожки петляющие, спутанные, неочевидные. Только на одной петле сидит Соловей-разбойник. При выходе из лабиринта изображён стол, ломящийся от яств.

Правильный ответ

Только на одной петле сидит Соловей-разбойник. Именно по этой дороге ученик должен добраться на пир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока на 1 сентября в 3 классе «День занимательных уроков».

«День занимательных уроков». Сценарий урока на 1 сентября в 3 классеУчитель МБОУ СОШ №6: Аверина Любовь Владимировна Цели:Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летне...

Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"

Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....

Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")

Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....

Урок чтения "Былины"

Цель урока : выяснить что такое былина, как зародились былины, герои былин...

Сценарий урока по литературному чтению "Былина". ОНЗ.

Класс: 2.Тип урока: открытие нового знания....

Презентация к уроку "Летописи. Былины. Жития. Летопись "И повесил Олег щит свой..."" ( УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: "открытие" новых знанийЦель урока: знакомство обучающихся с летописью "И вспомнил Олег коня своего"....