Главные вкладки

    Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"
    методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

    Аннотация к уроку  литературного чтения в 3 классе по теме: Н.А.Некрасов

    "Мужичок с ноготок". Урок разработан по программе «Школа XXI века».

            Урок направлен на совершенствование умений выразительного чтения поэтического произведения и понимание прочитанного текста, способствует развитию эмоционально-нравственному восприятию произведения, обогащению словарного запаса и развитию речи; содействует воспитанию интереса к чтению произведений о детях, их нелёгкой жизни в прошлом, как они  с малых лет  были приучены к труду и стойко переносили все невзгоды и тяготы жизни, работая наравне с взрослыми, зачастую выполняя за них нелёгкую  работу, которая основывалась на значимости для семьи, для помощи родителям.

             На уроке использовалась технология формирования выразительности чтения с применением аудиозаписи отрывка из поэмы Некрасова «Крестьянские дети».  Дети научатся выразительно читать стихотворение с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций. Анализировать поэтическое произведение, работать с ним, ориентироваться в тексте, рассуждать.

    Ведущие технологии урока: проблемный диалог, продуктивное чтение, анализ смысловых частей отрывка, задания развивающего и занимательного характера в групповой работе. На уроке используется  компьютерная презентация. При взаимодействии с учащимися приоритетные формы работы: сотрудничество, дискуссия, коллективный поиск решения.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzhichok_s_nogotok.rar2.61 МБ

    Предварительный просмотр:

    СТИХОТВОРЕНИЯ О ДЕТЯХ. Н. А. НЕКРАСОВ «МУЖИЧОК С НОГОТОК».

    Педагогическая цель

    Учить детей анализировать и работать с  поэтическим  произведением, формировать представления об историческом прошлом из жизни крестьянских детей. Способствовать развитию эмоционально-нравственного восприятия произведения, обогащению словарного запаса и развитию речи; содействовать воспитанию интереса к чтению произведений о детях

    Тип урока

    Открытие новых знаний и способов действий

    Планируемые

    Результаты

    (предметные)

    Проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание поэтического произведения, участвуют в его обсуждении, дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Сравнивают интонационные рисунки, выявляют позицию автора-рассказчика, автора-героя.

    Личностные

    результаты

    Владеют знаниями основных моральных норм поведения

    Универсальные учебные действия (метапредметные)

    Познавательные: обще учебные – осознанно воспринимают литературное произведение; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют анализ, сравнение; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста.

    Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

    Коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

    Сценарий урока

    Этапы урока

    Цель

    деятельности

    Действия учителя

    Действия учащихся

    Планируемые результаты

    I.

    Мотивирование к учебной деятельности

    Приветствует учащихся.

    Прозвенел звонок.
    Начинается урок.

    Работаем старательно,
    Слушаем внимательно.

    Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место,

    Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

    II. Актуализация знаний

    III.

    Проверка дом. задания.

    - Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Н.А. Некрасова. 1 Сл.  (портрет)

    - Что интересного узнали из его жизни на прошлом уроке?  

    Став взрослым, Н.А. Некрасов летом часто отправлялся в деревню, чтобы поохотиться и порыбачить. И каждый раз не мог отказать себе в удовольствии понаблюдать за сельской детворой, которая проявляла к нему не меньший интерес. Впоследствии эти наблюдения оформились в поэму под названием «Крестьянские дети»,  отрывок, из которой мы читали на прошлом уроке.

    - Вспомните, как проводили время крестьянские ребятишки?

    - Пойти,  выразительно прочитать отрывок. (у доски 3 чел.)

    В этом отрывке автор искренне завидует своим юным героям, которые могут позволить себе, в отличие от барских детей, проводить свободное время так, как душа пожелает.

    Рассказывают факты из жизни Н.А. Некрасова.

    Ходили в лес за грибами, ягод, купались в реке, играли в игры

    Предметные: знают о творчестве поэта

    Познавательные:

    воспроизводят по памяти информацию, необходимую для

    решения учебной задачи;

    IV. Подготовка к основному этапу занятия

    Антиципация
    (предугадывание предстоящего чтения).

    Постановка учебной задачи.

     Прочитайте обращение Н.А. Некрасова к детям  2 Сл.

    Играйте же, дети, растите на воле, 
    На то вам и красное детство дано. 

    - Как вы их понимаете? 

    (Растите на свободе, играйте на поле, на реке, в лесу. Живите, радуйтесь жизни, наслаждайтесь беззаботным и счастливым детством)

    Давайте  рассмотрим репродукцию картины великого русского художника В. Е. Маковского «Крестьянские дети»,   3Сл.

    - Такое ли уж счастливое и беззаботное детство было у крестьянских ребятишек в то время?

     

    - Кого вы видите на картине?   (Большую семью у бедного дома. Это крестьянская семья. Дети одеты бедно, худы. Жильё  ветхое.) 

    - Семьи были многодетные, родители работали весь день, с утра до позднего вечера, чтобы прокормить детей, но и дети чем могли, помогали взрослым.

    - Посмотрите на репродукции, 4, 5 Сл.

    - Чем  вынуждены были заниматься дети в летнее время, чтобы помочь семьям?

    (Дары леса заготавливали впрок.  Ягоды сушили, грибы сушили и засаливали.)

    Сегодня мы познакомимся  еще с одним  отрывком из поэмы, послушайте, в какое время года будет происходить событие? 6,   Сл.

     

    -Откройте учебник на стр. 125.  Прочитайте заголовок.

     - Как вы думаете, кто будет там главным героем?

    - С чем его сравнивает автор, какой он ? ( с ноготок)

    - Как понимаете с ноготок? (очень маленький)

    - Раз очень маленький мужичок, скорей всего кто это был? (маленький мальчик)

    - Исходя из заголовка, поставьте себе цель на уроке при работе с этим отрывком, не забывайте, что действие происходило зимой.

    Слушают учителя. Предугадывают предстоящее чтение. Формулируют учебную задачу.

    Цели:

    Узнать

    Что делал

    Как жил

    Почему его назвали мужичком?

    Научиться выраз. читать

    Предметные: прогнозируют содержание текста по заглавию.

    Регулятивные: формулируют учебную задачу.

    Личностные:

    проявляют интерес к культуре и

    истории своего народа, родной

    страны;

    Коммуникативные:

    Описывают  объект: передают его внешние характеристики,

    используют выразительные средства языка;

    V. Работа с текстом
    во время чтения

    Ознакомление с содержанием отрывка, образцом выраз.чтен

    - Послушайте отрывок и подумайте, кто был прохожим, которого встретил мальчик.

    Клип Сл. 7

    Беседа по содержанию прочитанного текста.

    (Конечно, это был Н., который очень любил детей, сочувствовал их трудной жизни, интересовался их судьбой и не мог пройти мимо маленького мальчика.)

    - Какое чувство вызвало у вас это стихотворение. Что вы почувствовали к Власу?

    (Жалость, сочувствие, уважение, восхищение)

    - Что делал маленький мальчик в лесу?

    Слушают чтение отрывка

    Личностные: эмоционально воспринимают произведение.

    VI. Работа
    с текстом
    после чтения

    Совершенствование навыков выразительного чтения, поискового чтения. Анализ произведения

    - Сколько ему было лет?

    Шестилетний мальчик в морозном  лесу, наедине с лошадью, которой надо было управлять.

    - Можете ли вы себя представить на месте Власа?

    - Детское ли это занятие?

    - Но почему мальчик вынужден был этим заниматься?

    (некому было: всего мужиков то, отец мой, да я)

    Совершенствование навыков выразительного чтения, словарная работа.

    - Прочитайте описание времени года , когда происходят события. 8 сл.

    Однажды, в студёную зимнюю пору,
    Я из лесу вышел, был сильный мороз.

    - Что значит "студёная пора"? (очень холодно)

    - Прочитайте про себя эти строчки, подумайте, как их нужно читать, (быстро, медленно) расставьте логическое ударение.

    (Выразительно чтение детьми)

    Физкульт. минутка Сл. 9

    - Прочитайте следующие две строчки, какие непонятные слова встретились?

     10 сл.  Гляжу, поднимается медленно в гору

                  Лошадка, везущая хворосту воз.

    - Прочитайте слова. Среди данных слов (деревья, брёвна, сухие ветки)  подберите объяснение слову "хворост"

    - Прочитайте выразительно, соблюдая паузы, выделяя голосом ключевые слова.

    - Прочитайте следующие 2 строчки. – Как Н. написал о походке мальчика.  11 сл. 

    И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

    Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

    - Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует.

    - Кто может совершать эти действия?

    Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…

     (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)

    - Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не шалит.) Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.

    (УЗДА-  часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями. сл.12

    - Прочитайте выразительно, показывая голосом, как не спеша, чинно, гордо шествует мальчик.

    - Прочтите следующие две строчки, к какому приёму здесь прибегает автор? (сравнение)

    В больших сапогах, в полушубке овчинном, сл.13

    В больших рукавицах, … а сам с ноготок!

    - Скажите, что такое "полушубок"?

    (ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху).

    - Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)

    - Прочитайте, выделяя голосом ключевые слова..

    сл.14

    - Прочитайте диалог между Н. А. и Власом.(читает 1 ученик)

      - Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.

    ( Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!")

    - Почему он так разговаривает?  (Ему некогда разговаривать, холодно, нужно скорей везти дрова домой)

    - Почему он сказал, что семья большая, но всего два человека.

    (В те давние времена радовались рождению мальчиков, так они считались работниками и кормильцами семьи, а девочки, подрастая, выходили  замуж и  уходили в другую семью, поэтому их не считали членами  семьи.) Семья то большая….

     Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом,

    Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

    - Почему он так говорит? (Она остановилась. Мальчик кричит так,  как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)

    Сейчас прочитаем вместе с диктором вслух всё стихотворение, обратите внимание на диалог, с какой интонацией разговаривает Влас с прохожим.

    . С какой интонацией надо говорить слова Власа? (важно, с гордостью)

    Чтение по ролям диалога. (работа в паре)

    - распределите роли. (можно нарядить ребёнка в большие рукавицы)

    Чтение у доски

    Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста.

    - Как вы думаете, как относится автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.)

    - Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")

    - Подумайте, почему Н.А. Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"?

    (Влас - маленький труженик он считал себя настоящим мужчиной, выполняющим взрослую тяжёлую работу)

    Осмысленно, выразительно читают отрывок; читают по ролям. Отвечают на вопросы. Подтверждают ответ словами из текста

    выбирают понятие из нескольких предложенных.

    Логически мыслят, рассуждают. Делают вывод.

    воспроизводят по памяти информацию, необходимую для

    решения учебной задачи;

    Предметные: выразительно читают; осуществляют поисковое чтение.

    Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи

    Регулятивные:

    удерживают цель деятельности до получения её результата.

    Личностные:

    Выражают положительное отношение к процессу познания:

    проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;

    Коммуникативные:

    составляют небольшие устные монологические высказывания,

    «удерживают» логику повествования, приводят убедительные

    доказательства;

    оформляют диалогическое высказывание в соответствии с

    требованиями речевого этикета;

    IX. Рефлексия

    Осуществление самооценки

    Подводит итог

    - Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

    - Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)

    - Удалось ли нам выполнить поставленные перед собой цели?

    - Что узнали? Чему учились?

    "Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей. Народные умельцы вырезали его из дерева. Сл.   На своих картинах его изобразили В.А. Серов  Сл. и Зиновьев  Сл. Мужичок с ноготок есть даже на ковре. Сл.

    Отвечают на поставленные вопросы

    Регулятивные: в диалоге с учителем дают оценку своим умениям

    Домашнее задание

    Развитие памяти.

    Дает задание.

    – Выучите стихотворение Н. А. Некрасова «Мужичок с ноготок»

    Записывают в дневник домашнее задание

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»

    Предлагаю конспект открытого урока с презентацией по теме: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок». Урок прводился в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века»....

    Произведения Н.А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» и «Мужичок с ноготок».

    Наш урок литературного чтения начинается с проверки домашней работы. Вы получили творческое задание: подготовить свою страничку для книги-самоделки о Л.Н.Тол...