Главные вкладки

    Произведения Н.А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» и «Мужичок с ноготок».
    план-конспект занятия по теме

    Голубчикова Татьяна Анатольевна

            Наш урок литературного чтения начинается с проверки домашней работы. Вы получили творческое задание: подготовить свою страничку для книги-самоделки о Л.Н.Толстом. Прошу вас назвать произведение, выбранное вами, и определить его жанр.

        Вы много нового узнали о творчестве писателя, о разнообразии его жанров, прочитали его мудрые и поучительные произведения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon muzhichok_s_nogotok.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

    ФИО                        

    Голубчикова Татьяна Анатольевна

    Место работы 

    МОУ «Принцевская СОШ»

    Должность

    учитель начальных классов

    Предмет

    Литературное чтение

    Класс 

    3

    Тема  урока

    Произведения Н.А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» и «Мужичок с ноготок».

    Базовый учебник 

    Литературное чтение.  3 класс.  Автор: Л.А. Ефросинина, М.И.Оморокова

    8. Цель : Познакомить учащихся  со стихами поэта о детях.

    9. Учебные задачи :

    - формировать навык  выразительного  чтения  стихов;

    - познакомить с понятием «лирический герой»;

    - закрепить навык  выделения логического ударения и указания пауз;

    - учить понимать значения эпитетов, сравнений в произведениях Н.А.Некрасова;

    -  формировать  навык  исследовательской деятельности  со словами ;

    -  воспитывать интерес к русской поэзии и  народному творчеству ;

    -  формировать коммуникативные навыки работы в парах;

    -  развивать позитивную самооценку учащихся.

    10.Оборудование урока

    - учебник «Литературное чтение. 3 класс» Ефросининой М.А., М., «Вентана-Граф», 2013;

    - тетрадь на печатной основе «Литературное чтение.3 класс», М., «Вентана-Граф», 2013 г;

    - портрет  Н.А.Некрасова;

    - выставка книг писателя; словари.

    - компьютерная презентация «Творчество Некрасова»;

    - компьютер;

    -памятки «Синквейн», «Чтение стихов».

    11. Тип урока:  урок изучения нового материала

    12. Современные технологии:

    - игровые технологии;

    - технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;

    - технологии уровневой дифференциации;

    - информационно-компьютерные технологии

    13. Структура и ход урока.

    Ход урока :

    Этап урока и его цель.

    Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся.

    I. Организационный момент.

    - Дорогие друзья! Начинаем урок литературного чтения. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

    Проверяют готовность  к уроку.

    2. Проверка домашнего задания.

            Наш урок литературного чтения начинается с проверки домашней работы. Вы получили творческое задание: подготовить свою страничку для книги-самоделки о Л.Н.Толстом. Прошу вас назвать произведение, выбранное вами, и определить его жанр.

        Вы много нового узнали о творчестве писателя, о разнообразии его жанров, прочитали его мудрые и поучительные произведения. В средней школе вы продолжите изучения его наследия.

    Выходят дети с  самодельными страницами, посвященными  изученным произведениям Л.Н.Толстого : сказки «Два брата» , «Работник Емельян и пустой барабан», «Ореховая ветка», басня «Белка и Волк», рассказы «Лебеди», «Зайцы», рассказ-быль «Лев и собачка», «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь».

    (Оценка 5-6 работ)

    3. Сообщение темы. Беседа о детстве, произведениях поэта, изученных в 1-2-м классах. Игра «Назови»

     Цель : Выявление читательского опыта учащихся.

      Сегодня на уроке мы  продолжим знакомиться с творчеством великого русского поэта, который родился в 1821 году в дворянской семье  в Ярославской губернии. Барская усадьба  выходила на самую главную дорогу.  Все, кто ехал по ней, от почтовых троек до арестантов, закованных в кандалы, были видны хозяевам усадьбы. В ней жил маленький мальчик. Деспотичный характер отца , отставного майора, и кротость, терпение и доброта матери поэта, воспитали его чутким к чужим страданиям. Достоевский писал о нем «Это было раненное в самом начале жизни сердце. Эта никогда не заживающая рана была источником его  страдальческой поэзии».

       О ком  вы услышали  рассказ? Тема нашего урока – произведения Н.А.Некрасова.

     Учился поэт в Петербургском университете. В этом городе  он  потом жил и работал.  Но яркие картины из детства напоминали о себе. Некрасов  пишет прекрасные стихи.. Вспомним некоторые из них, изученные в 1 и 2 кл.

     - Мы за деревней в реке очутились.

    Тут мои зайчики точно сбесились:

    Смотрят, на задние лапы встают,

    Лодку качают, грести не дают:

    Берег завидели плуты косые,

    Озимь, и рощу, и кусты густые!..

    К берегу плотно бревно я пригнал,

    Лодку причалил — и „с богом!“ сказал...

    - В зимние сумерки нянины сказки

    Саша любила. Поутру в салазки

    Саша садилась, летела стрелой,

    Полная счастья, с горы ледяной.

    Няня кричит: "Не убейся, родная!"

    Саша, салазки свои погоняя,

    Весело мчится. На полном бегу

    Набок салазки - и Саша в снегу!

    Выбьются косы, растреплется шубка

    Снег отряхает, смеётся, голубка!

    Не до ворчанья и няне седой,

    Любит она её смех молодой...

      На какую тему эти стихи? Верно, о природе и о детях.

    - Это  Н.А.Некрасов.

    - Отвечают на вопросы учителя.

    - «Дед Мазай и Зайцы»

    - «Саша»

    - О природе и о детях

    4. Работа с научной статьей учебника.

    Цели: формирование навыка работы со статьей.

    Прочитаем вводную статью в учебнике «Н.А.Некрасов»

    - О каком уголке России  часто писал Некрасов свои стихи?

    - Кто исследовал творчество Некрасова?

    Чтение вслух статьи учебника.

    Отвечают на вопросы..

    5.Работа с отрывком из стихотворения «Крестьянские дети»

    Цель: закрепление навыка выразительного чтения, воспитание интереса к поэзии

    - Обратимся к выставке книг поэта. Кто изображен на их обложках? Правильно, дети. Как они выглядят? Чьи эти дети? Во что одеты крестьянские дети? Что вы знаете об их жизни?

    - Чтение отрывка учителем.

    -  Беседа по выявлению первичного восприятия.

    - Это очень красивое стихотворение, с интересным интонационным рисунком. Необходимо правильно использовать паузы. Вспомните, какие бывают паузы? Выделим их аккуратно карандашом. А теперь приступим к тренировочному чтению.

    - Вспомним правила чтения поэтического произведения:

    1. Выразительно; 2. Без ошибок; 3. Соблюдение пауз. (Памятка).

    -  Прочитайте отрывок самостоятельно, соблюдая правила памятки.

    На обложках мы видим картины русской природы и лица детей. Это крестьянские дети, одетые в простую одежду.

    Их жизнь была нелегкой. Они рано начинали помогать взрослым.

    - Работают над расстановкой пауз.

    - Паузы бывают короткие, средние и длинные.

    - Пробное  выразительное чтение стихотворения.

    6.Работа со стихотворением «Мужичок с ноготок».

    ( инсценирование). Введение понятия «лирический герой».

    Цель : Развитие творческих способностей уч-ся, формирование навыка работы со словарем.

     - Прочитайте слова, написанные на доске.

    ПОЛУШУБОК, ВОЗ ХВОРОСТУ, ШЕСТВИЕ, ВЕСТИМО, ЧИННО.

     Объясни значение этих слов, пользуясь словарем. Какие из слов называются устаревшими?

    - Кто  мог произносить эти слова? В какое время? Послушайте инсценировку, которую подготовили наши ребята.

    - Кто главный герой стихотворения?

    Такой персонаж называется «лирический герой».

    (вывешивается карточка).  К нему обращены чувства и переживания автора и читателей.

    - Как поэт говорит о мальчике?

    - Каким тоном мальчик разговаривает с прохожим? Почему?

    - Каким вы представляете себе Власа? Какие слова говорят о том, что он считает себя взрослым? Прочитай?

    Составим коллективное описание лирического героя Власа по памятке «Синквейн»:

    1. Имя героя.
    2. Три слова-признака героя. (какой?)
    3. Три слова-действия героя (что делает?).
    4. Составь одно предложение о нем.

    Объясняют значения слов.

    Работают со словарем.

    Инсценировка «Мужичок с ноготок».

    Отвечают на вопросы  устно.

    Выраз. чтение стихов.

    Работают над стихотворением.

    Работают по памятке:

    1. Влас.

    2. Он спокойный, маленький, важный.

    3. Он ведет, шествует, отвозит.

    4. Влас чинно ведет под узцы лошадь.

    7. Работа в тетради на печатной основе. Создание мотивации для чтения целого произведения.

    Цель: Формировать интерес к русскому слову.

    - Открой ТПО на странице 87.

    -- Когда и где происходит действие?

     Прочитай задание № 1 «Точное слово». Подчеркни ответы.

     Выполни задание №3 «Эрудит». Выполни эту работу в парах.

     - Подберите синонимы к словам «малюточка» и «шествуя». ( №3, с.88).

    Работают в тетради.

    Самостоятельно работают в парах.

    Подбирают синонимы.

    8 Рефлексия .

    Цель: Развивать рефлексивную деятельность учащихся.

    Что нового вы сегодня узнали? Кто  захотел прочитать с родителями стихотворение «Крестьянские дети»?

    К следующему уроку  выучите наизусть отрывок «Мужичок с ноготок».

     Урок окончен.

    Учились  анализировать свою работу, выражать свое отношение к изученному материалу.

       

     

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения "Н.А.Некрасов"Крестьянские дети"

    Урок по литературному чтению "Н.А.Некрасов "Крестьянские дети" проведен в рамках школьного фестиваля открытых уроков. Этот урок является первым открытым уроком на кафедре начальных классов ГБОУ лицея ...

    Конспект урока литературного чтения :"Образ крестьянских детей в эпическом произведении Н.А. Некрасова"

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:"Образ детей в эпическом произведении Н.А. Некрасова""Мужичок с ноготок" система Л.В. Занкова...

    Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»

    Предлагаю конспект открытого урока с презентацией по теме: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок». Урок прводился в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века»....

    Урок литературного чтения по теме Н.А. Некрасов "Крестьянские дети"

    Презентация к уроку литературного чтения по теме Н. Некрасов "Крестьянские дети" 4 класс УМК "Планета знаний"...

    Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

    Аннотация к уроку  литературного чтения в 3 классе по теме: Н.А.Некрасов"Мужичок с ноготок". Урок разработан по программе «Школа XXI века»....