Главные вкладки

    Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Кузьмина Надежда Викторовна

    Предлагаю конспект открытого урока с презентацией по теме: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок». Урок прводился в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kuzmina_n.v.-_scenariy.doc74.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Урок литературного чтения в 3 классе

    Тема:  Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»

    Тип урока: комбинированный

    Цель:  познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания  о жизни детей в прошлом, раскрыть основную идею произведения.

    Задачи:

    Обучающие:

    1. учить школьников анализировать поэтическое произведение
    2. учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации
    3. формировать представления об историческом прошлом
    4. учить работать с произведением, ориентироваться в тексте
    5. учить рассуждать
    6. обогащать словарный запас учащихся

    Развивающие:

    1. пробуждать интерес к истории своей Родины
    2. развивать познавательную активность детей
    3. развивать устную речь учащихся

    Воспитательные:

    1. воспитывать патриотизм
    2. прививать интерес к книге, к чтению
    3. раскрыть нравственный смысл произведения
    4. воспитывать эстетические чувства
    5. воспитывать культуру общения и коммуникативные навыки учащихся
    6. воспитывать чувство товарищества
    1. чувство сопереживания к угнетённым людям, ощущения прелести русской природы.

    Оборудование:

    1. учебник Л.А. Ефросининой "Литературное чтение", 3 класс
    2. портрет Н. А. Некрасова
    3. памятка «Как читать стихотворение»,
    4. электронная презентация, мультимедийная установка,
    5. рабочая тетрадь
    6. «Лесенка знаний»

    Ход урока

    I. Организация.

    Включайте лампочки-улыбки,
    Дарите искорку добра,
    Ведь очень часто не хватает                      
    Кому-то лучика тепла!

    - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Протяните свои ладошки ко мне так, как с доски потягивает ласковое солнышко свои добрые лучики, а я приму ваши улыбки и ваше желание  работать на уроке. Я хочу, чтобы урок принес радость общения друг с другом. Чтобы этот урок пополнил ваши знания. Пожелаем друг другу успехов! (слайд 1)

    II. Проверка домашнего задания.

    - Что было задано на дом?

    - Сколько частей в этом стихотворении?  

    - Как мы назвали первую часть? (Первая часть – “Шествие  Мороза”)

    - Как будем читать эту часть? (неторопливо, бодро, торжественно)

    -А как назвали вторую часть? (вторая часть – “Песня Мороза”)

    - Как будем читать эту часть? (несколько хвастливо)

    ( с целью настроить детей на выразительное чтении стихотворения, звучит запись –имитация вьюги) ( приложение)

    ( чтение стихотворения наизусть)

    III. Сообщение темы урока

    - Подготовьтесь сами сказать тему нашего урока. Для этого: ( Слайд 2)

    1). Откройте учебник на странице 129.

    2). Прочитайте название произведения.

    3). Посмотрите иллюстрацию к нему.

    - Над чем мы будем работать сегодня?  (Слайд 3)

    -К какому жанру относится произведение?

    - Как вы думаете, о чем или о ком будет это стихотворение?

    -Посмотрите еще раз в учебник, как называется стихотворение?

    ( «Крестьянские дети»)

    А кто такой крестьянин?

     (дети читают значение слова из словаря Даля и Ожегова)

     (ответы детей)

    - Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают "Крестьянские дети". Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сегодня мы познакомимся с одним из отрывков.  

    IV. Работа над темой урока.

    1.- Прежде, чем приступить к работе над новым произведением Н.Н. Некрасова «Мужичок с ноготок», давайте прочитаем  слова на доске, их сказал Некрасов.

    - Как вы их понимаете? 
    Играйте же, дети, растите на воле, (слайд 4)
    На то вам и красное детство дано. 

    - В конце урока мы ещё раз вернёмся к ним.

    - Какая это картинка по времени? (современная, нашего времени)

    -В каком веке жил Н.Некрасов?

    -А сейчас какой?

    - Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов и понять смысл этого произведения, я предлагаю вам вернуться назад в прошлое на много лет назад.

    - Как вы думаете, так ли жили люди тогда, как живем мы сейчас?

    Закройте глаза. Давайте из сегодняшнего времени окунемся в то время…..

    - Помогут нам почувствовать то далекое время репродукции картин великого русского художника Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети",  «В сельской школе», «Пастушки». (Слайд 5)

      2. Слушание  стихотворение в исполнении мастера слова. ( приложение)

    - Поднимите руку, кому понравилось стихотворение? Чем?

    - Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

    3. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

    - Прочитайте внимательно стихотворение.

    - Кто рассказывает о встрече с мальчиком?

    - Как вы догадались?

    - Кто главный герой в произведении?

    4. Чтение вслух. Словарная работа.

    –Какие вопросы возникли у вас во время чтения стихотворения?

    - Все ли слова вам понятны?

     -Я предлагаю каждому из вас попробовать себя в роли исследователя.

    - Давайте поставим себе цель:

     Наша задача: понять это произведение, определить основную тему, и отношение автора к главному  герою, научиться читать выразительно.

    - В процессе работы  вы сами раскроете смысл до этого незнакомых вам слов.

    (читаем хором с интерактивной доски, расставляем паузы и логические ударения)

    Однажды в студёную зимнюю пору, (Слайд 8)
    Я из лесу вышел; был сильный мороз.

    - Что значит "студёная пора"? (очень холодно)

    Гляжу, поднимается медленно в гору
    Лошадка, везущая хворосту воз.

    И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

    Лошадку ведёт под уздцы мужичок

    УЗДА- часть конской сбруи, надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями.

    В больших сапогах, в полушубке овчинном,
    В больших рукавицах … а сам с ноготок!

    - Подумайте, что такое "полушубок"?

    ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.

    - Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"
    - Уж больно ты грозен, как я погляжу!
    Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо,
    Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".

    - Что значит "вестимо"? Посмотрите сноску в учебнике? (конечно, разумеется)

    - Как бы мы с вами сказали «Из лесу….»

    (В лесу раздавался топор дровосека.)
    А что у отца-то большая семья?
    "Семья-то большая, да два человека
    Всего мужиков-то: отец мой да я…"
    Так вон оно что! А как звать тебя?-
    "Власом",
    - А кой тебе годик? – "Шестой миновал…
    Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом,
    Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

    5. Физминутка  (на мелодию игры «Если весело живется, делай так..») (приложение)

    Если холодно тебе, то делай так Если холодно тебе, то делай так

    Если холодно зимой,

     Если холодно в лесу

    Если ты совсем замерз, то делай так.

    ( 1- хлопки, 2- щеки, 3- перед грудью, 4- хлопки  по коленям)

    6. Беседа по содержанию прочитанного текста.

    - Как зовут мальчика? (Власом)

     - Сколько ему лет? (шестой миновал)

    - Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)

    7. Чтение статьи К.И. Чуковского «Мужичок с ноготок».

    - Для того, что бы глубже понять это стихотворение, авторы учебника предлагают вам прочитать статью К.И. Чуковского «Мужичок с ноготок»

    - Когда и где происходят события? (Работа в тетради стр. 87)

    - Зачем он туда пошел?

    (С отцом пришёл в лес за дровами. Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.)

    - Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.

    В больших сапогах, в полушубке овчинном,
    В больших рукавицах…

    - Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)

    - Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.

    Семья-то большая, да два человека
    Всего мужиков-то: отец мой да я.

    - Подумайте, почему мальчик так говорит?

     (Он понимает важность своей работы в семье «он полезный человек в семье.)

    - Подумайте, почему вся одежда велика Власу?

    (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому)

    - На какие печальные мысли наводит это стихотворение?

    - Замечательно каждое слово, которым изображает Некрасов этого шестилетнего труженика»

    - Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки.

     (Он идёт гордо, важно.  Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)

    И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
    Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

    - Некрасов  говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему?

    ( Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)

    - Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не шалит.) Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.

    - Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?

    - Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.

    Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…

    - Почему он так говорит?

    (Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)

    - Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко)

    Найдите подтверждение своим словам в тексте.

    - Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"

    - Почему он так разговаривает? ( Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.)

    7. Физминутка для глаз «Снежинка»

    - Когда Влас шел по снегу, что можно было услышать? (скрип снега)

    - А почему снег скрепит? Вспомните из уроков окружающего мира.

    8. Чтение, нахождение отрывков к иллюстрации к стихотворению.

    - Какая часть стихотворения подходит к иллюстрации?

    9. Нахождение предложений с восклицательным знаком.

    - Вспомните, почему в конце некоторых предложений ставится восклицательный знак. (Предложение нужно произнести с особой интонацией.)

    10. Работа в парах.

    - Прочитайте диалог Н.Некрасова с Власом, исключая слова автора, с соседом по парте.

    - Прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит Влас.

    - С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)

    - Здорово, парнище!
    - Ступай себе мимо!
    - Уж больно ты грозен, как я погляжу!
    - Откуда дровишки?
    - Из лесу вестимо, отец слышишь рубит, а я отвожу.
    - А что у отца – то большая семья?
    - Семья-то большая, да два человека всего мужиков – то: отец мой да я.
    - Так вон оно что! А как звать тебя?
    - Власом
    - А кой тебе годик?
    - Шестой миновал.

    11. Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста.

    - Как вы думаете, как относится автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.)

    ( рабочая тетрадь стр.88, задание 2)

    - Почему вы так решили?

    -  Как называет его Н. Некрасов? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")

    - Подумайте, почему Н.А.Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"?

    - От какого слова слово «мужичок»?

    - Какая часть слова изменила его? (суффикс –ок?)

    - Какое значение этого суффикса? (уменьшительно- ласкательное)

    VI. Итог урока.

    - Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение?

    (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)

    - Удалось ли ему это?

    - Прочитайте слова, записанные на доске:

    Играйте же, дети, растите на воле, 
    На то вам и красное детство дано.

    - Похоже ваше детство на детство детей того времени, в котором жил Н.Некрасов?

    - Какова главная мысль произведения?

    - Что донес до вас автор?

    - Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова?

    (В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!)

    Выставка книг Н.Н. Некрасова.

    - Кому захотелось прочитать его полностью?

    VII. Рефлексия. «Лесенка знаний»

    - Определите свое место на лесенке знаний: прикрепите значок на соответствующую вашим знаниям ступеньку.

    Нечего не понял________________

    Все понял, было интересно_________________

    Хочу узнать больше______________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

    Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

    Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

    Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

    Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

    Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...

    Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

    Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

    ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

    Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

    Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

    Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

    Урок литературного чтения, 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

    Комбинированный урок, цель которого - раскрытие трагедийного смысла были «Лев и собачка»....