Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Гецаева Людмила Петровна

Познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания  о жизни детей в прошлом, раскрыть основную идею произведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n_a_nekrasov_muzhichok_s_nogotok.docx121.34 КБ

Предварительный просмотр:

       План открытого урока по литературному чтению

           C:\Users\admin\Desktop\Безымянный.png

   

                     

        Учитель: Гецаева Л П

                                                 Дигора 2016г

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема:  Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»

Цель:  познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания  о жизни детей в прошлом, раскрыть основную идею произведения.

 Урок  направлен на формирование УУД:

Личностные - оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;

Коммуникативные - умение работать в парах и группах, доносить свою позицию, понимать других;

Познавательные - поиск информации, умение переработать её;

Регулятивные -  умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.

  В соответствии с поставленными целями были выбраны следующие способы учебного взаимодействия с обучающимися: фронтальная работа по формированию нравственных ценностей, задания развивающего и занимательного характера в парной и групповой работе. Урок носил деятельностный характер.  Ведущие технологии урока: проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание учебных успехов. Была использована  компьютерная презентация. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурные паузы, игровые моменты. При взаимодействии с учащимися приоритетными формами работы были: сотрудничество, дискуссия, коллективный поиск решения, моделирование.

                                                   Ход урока

I. Организация.

Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей и тоже улыбнитесь им. Подарите тем, кто вас окружает, частичку своего хорошего настроения. Тихонько сели.

2. Мотивация к учебной деятельности

Литературное чтение –  прекрасный урок,
Много полезного     в каждой из строк.
Стихотворение - это,   сказка, рассказ
Вы учите их – они учат вас.

Наверное, вы согласитесь, что литературное чтение – это необычный урок. Авторы произведений одним росчерком пера могут превратить простые слова  в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать.

 Я надеюсь, что такими читателями вы и будете сегодня на уроке.

- Я желаю, чтобы в конце урока каждый из вас мог бы похвалить  и назвать себя хорошим читателем.

Перед вами ключевые слова к нашему уроку. Попытайтесь сформулировать  тему  и цель нашего урока.

Слайд 1

Стихотворение

Некрасов

Детство

  - Да, правильно, но прежде чем приступить к изучению стихотворения, что бы вам еще хотелось узнать.(Ближе познакомиться с поэтом, узнать важные факты его биографии.)

-Я предоставляю слово разведгруппе РВС (разведай, выясни, сообщи), которая и познакомит вас с биографией поэта.Слайды 2,3,4,5,6

        Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г наУкраине. Детскиегоды прошли в селе Грешневе в родовом имении отца. Он был третьим  ( из 13 братьев и сестер) ребенком в семье.  Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик. Он был суровым,жестоким, своенравным. Жестоко наказывал розгами своих крестьян за малейшую провинность.

Мать – Елена Андреевна, дворянка, удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела.

Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. И первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.

Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении, которое находилось близ реки Волги. У дома был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей и играл с ними. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали.

 В возрасте 11 лет поступил в гимназию, где учился до 5 класса. Отец мечтал о военной карьере сына. В1838году Николай уезжает в Петербург и поступает на курсы при университете. Отец узнав о непослушании сына лишает его материальной помощи.Чтобы не умереть с голоду и заплатить за комнату Некрасов дает уроки и пишет стихи на заказ.

Стастным увлечением писателя была охота.

Умер Н.А НЕКРАСОВ в1877 году.

 В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова. Но толпа закричала «Выше, выше Пушкина!»

      Это самая высокая оценка и называется народная любовь.

     Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова.  Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сегодня мы познакомимся с одним из отрывков.  Слайд 7.

3. Слушание  стихотворение в исполнении мастера слова.

 ( Стихотворение читает А. Пожаров)

 -О чем говорит заголовок стихотворения? (О том, что мальчик очень маленький, в одежде мужской, а не детской)

- Кто рассказывает о встрече с мальчиком?

Кого  вы представили на месте прохожего? ( А Н Некрасова)

Почему вы так подумали?  (Некрасов очень любил ходить на охоту.  Увлечению пришел конец, когда его жена З.Н.Некрасова случайно застрелила на охоте его любимого пса-пойнтера по кличке Кадо. )

4.Чтение стихотворения детьми и словарная работа.  Слайд 8

ПОЛУШУБОК - короткая, до колен, верхняя одежда на меху.

 ХВОРОСТУ ВОЗ- сухие сучья, ветви, деревья  

ШЕСТВУЯ ВАЖНО В СПОКОЙСТВИИ ЧИННОМ - делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.

  ВЕСТИМО

УЗДА - часть конской сбруи, надеваемые на голову лошади

5. Самостоятельное чтение стихотворения детьми

Подумайте, кто герой этого отрывка и где и когда происходит действие. (Герой – крестьянский мальчик, который оказался в зимнем лесу.)

        - Давайте создадим портрет героя.

 Как зовут героя?  

Как герой-рассказчик  называет мальчика?

- Сколько лет мальчику?

- Как выглядит Влас? Зачитайте.

- Почему на нем одежда большого размера?

- Почему мальчик оказался в лесу в такую пору?

- Каким хочет казаться мальчик? (Взрослым)

-Из каких слов это видно? Прочтите. (Семья- то большая, да два человека всего мужиков- то отец мой да я:)

- Некрасов  говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему?

( Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)

6. Физминутка

- Давайте встанем и подвигаемся, как мужичок с ноготок.

Представили, что вы взяли за уздечку лошадь и шествуете важно.

7. Закрепление учебного материала 

Инсценировка или театрализация.

-Найдите в стихотворении рифмы.

Моделирование обложки книги с объяснением.

    Вывод: Что хотел Некрасов  донести до нас текстом произведения?

- Хотел сказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Детям приходилось работать наравне со взрослыми.

- Крестьянским детям приходилось помогать выполнять работу взрослым. Им некогда было играть, они не играли во взрослых, а рано ими становились.

- Некрасов Н.А. написал это стихотворение, чтобы рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми. "Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей.

Слайды 9,10,11,12

Народные умельцы вырезали его из дерева.

 На своих картинах его изобразили В.А. Серов, Зиновьев.

Мужичок с ноготок есть даже на ковре

8. Домашнее задание

- Мы заглянули с вами в художественную мастерскую поэта Некрасова и убедились в том, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении.

 Выучить  наизусть стихотворение «Мужичок с ноготок»

9. РЕФЛЕКСИЯ

- Еще раз давайте вернемся к чувствам, которые вызвал у вас этот отрывок. Какое желание у вас возникло бы, если бы вы оказались в тот момент на месте героя-рассказчика и встретились лицом к лицу с Власом? А давайте представим, что мы действительно можем передать мужичку с ноготку  наше душевное тепло. Слайд 13

Я приготовила рукавички, которые ему бы так пригодились. Давайте отправим их в далекий 19 век в нашей волшебной корзине.  

Выбор цвета.  

Руковичка красного цвета означает: «я удовлетворен уроком, он был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку. Я понимал все, о чем говорилось и делалось на уроке».

Руковичка желтого цвета означает: « Урок был интересен, и я принимал активное в нем участие, урок был в большей степени полезен для меня, я отвечал на вопросы, я смог выполнить ряд заданий. Во время урока мне было достаточно комфортно».

 Руковичка зеленого цвета означает: «пользы от урока я получил мало, я не многое понимал из того, о чем говорилось и что делалось на уроке, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответам готов не был».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не нужен и клад, коль у мужа и жены лад"

Сценарий занятия по Православной культуре,возможно проведение как внеклассного мероприятия....

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»

Предлагаю конспект открытого урока с презентацией по теме: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок». Урок прводился в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века»....

Произведения Н.А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» и «Мужичок с ноготок».

Наш урок литературного чтения начинается с проверки домашней работы. Вы получили творческое задание: подготовить свою страничку для книги-самоделки о Л.Н.Тол...

Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Аннотация к уроку  литературного чтения в 3 классе по теме: Н.А.Некрасов"Мужичок с ноготок". Урок разработан по программе «Школа XXI века»....

Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»

Познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания  о жизни детей в прошлом, раскрыть основную идею произведения....

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» отрывок «Мужичок с ноготок»

Цель:- познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания  о жизни детей в прошлом.Задачи:-создать условия для формирования познавательного интереса к лит...