Литературное чтение 1 класс РНС "Петух и собака"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Инжуваткина Галина Николаевна

Сценарий урока литературного чтения 1 класс. Русская народная сказка "Петух и собака"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_chteniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сказка «Петух и собака».

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение слушать и читать произведения устного народного творчества, объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.

Метапредметные:

Познавательные:  сравнение различных произведений малых и больших жанров; умение находить общие и отличие.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать свое отношение к персонажем произведений и оценивать высказывание партнера.

I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1 слайд.

Прозвенел уже  звонок

Начинается урок

Занимайте все места

Да послушайте меня.

На уроке мы сегодня

Много, что должны успеть:

Почитать, повеселиться,

Поиграть и потрудиться.

2 слайд.  Актуализация знаний.  Стадия  вызова.

Во саду ли, в огороде

Жар – птица летала

Во саду ли, в огороде

Цветочки собирала

Один цветок принесла

И нам в класс передала»

3 слайд. (на слайде  появляется волшебный цветок).

-Лепестки на нашем цветке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому яркому цветку русского  народного фольклора. Для этого нам надо выполнить задания, которое приготовила Жар- птица.

-Вы готовы? (да).

-Продолжите четверостишие:

1)Мы не щёлкали  орешки,

А читали  на уроках

Интересные………(потешки)

- Что такое потешки?  ( Потешки - это песенки или стихи  для игр с маленькими детьми, это игры с пальчиками, руками).

- Молодцы! Вы справились с первым заданием и жар- птица открывает 1 лепесток.

2) Прочтите фразы вместе со  мной.

Са-са-са бежит по лесу лиса

Сы-сы-сы хвост пушистый у лисы

Ух-ух-ух живет в курятнике петух

Ит-ит-ит звонко, громко он кричит

Ом-ом-ом сторожит собака дом

Их-их-их громко лает на чужих

- Как называется этот жанр народного творчества  (чистоговорки)

-Открывается 2 лепесток.

3) На березе сидит заяц,

Книжку вслух читает.

Прилетел к нему медведь,

 Слушает, вздыхает.

-А как называется этот жанр? (небылица)

-Что такое небылица? (это выдумка, это то,  чего не бывает).

-Открывается 3 лепесток.

4) – На уроке мы ребятки,

Отгадали все ….. (загадки)

-Открывается ещё один лепесток.

5) Кто догадался, название, какого жанра спрятано в последнем лепестке? (сказка). 

- Помогите лепестку открыться.  Заполните таблицу, ответив на следующие вопросы.

1) Как мы назовем все то, что придумано и отражает мечты народа? (Сказка)

2) На какие две группы делятся сказки? (Авторские, народные)

3) Для чего придумали сказки? (Читать, пересказывать, учить)

4) Какие мысли рождает сказка, когда вы ее прочитаете? (Сказка – ложь, да в ней намек ..)

5) Как по-другому сказать о сказке? (Фантазия, выдумка)

- Вот и раскрылся  наш волшебный цветок.

-Я  довольна вашими ответами.

-Вспомните, названия сказок,  с которыми мы познакомились в этом разделе.

(Теремок.  Рукавичка.) Посмотрите на слайд,  расшифруйте запись и узнаете, с какой  сказкой мы познакомимся сегодня.

4 слайд.

Хутеп  и акабос       «Петух и собака»

II этап урока: «Стадия осмысления».

1)Работа по сказке «Петух и собака».

-А кто знает эту сказку?

 - Откройте учебник на стр.54.

 Можете ли ответить на вопрос, чему учит нас эта сказка?

Ответ на этот вопрос вызвал затруднение. Итак,  какую цель поставим перед собой для работы сегодня? 

5 слайд. Цель: выяснить, чему учит сказка «Петух и собака».

1. Узнать смысл непонятных слов.

2.Прочитать сказку.

3.Ответить на вопросы.

4.Дать характеристику героям сказки.

5.Сделать вывод.

6 слайд.  Словарная работа. Чтобы вам было легче понять  содержание, для начала давайте разберем слова, которые мы встретим в сказке.

Занялась заря – рассвело. 

Масленый праздник – праздник Масленицы. 

Припасла – заготовила про запас.

Счастье привалило – появилось неожиданно. 

Дупло – пустота в стволе дерева.

 Первичное восприятие:

Чтение русской народной сказки « Петух и собака» (учитель начинает, хорошо читающие дети продолжают чтение).

Беседа после прочтения:

 - Понравилась  ли вам сказка?

- Кто из героев сказки вам понравился или не понравился? Почему? 

- Почему Петух ушёл от старика со старухой?

- Кто помог уйти со двора в лес?

- Как Петух навлёк на себя опасность?

- Чем Лиса хотела заманить к себе Петуха?

Вторичное восприятие текста.   Выборочное чтение.

- Найдите в тексте и прочитайте, почему Петух испугался и к кому он

обратился за помощью?

Прочитайте, как Лиса расхвалила Петуха.

-Чему обрадовалась Лиса?

7 слайд. А теперь давайте расставим картинки в нужном порядке по ходу следования событий и получим  картинный план сказки.

8 слайд. Чтобы вы могли разобраться в идее этой сказки, поработаем над характеристикой главных героев. Какие слова можно отнести к лисе, а какие к собаке, к петуху?

- Теперь попробуем ответить на вопрос: «Чему учит эта сказка?» 

- Почему петуху удалось спастись? (собака предложила ему уйти от хозяев, набросилась на лису) Как её за это можно назвать? Подберите наиболее подходящее слово. (Верный друг. Настоящий товарищ.)

- За что мы осуждаем лису? (обманула, льстила, хотела полакомиться) Какая  она?        Коварная, расчётливая.

 Нельзя доверять незнакомым,  льстивым, можно доверять только верным друзьям.  Они  всегда помогут найти выход.

9  слайд. Работа с поговоркой.

Какой поговоркой мы можем выразить главную мысль сказки?

Старость не в радость.

Лесть и обман до добра не доведут.

С верным другом и беда не страшна.

III этап урока: Стадия рефлексии.

Итак, с каким жанром литературы мы работали на уроке? (со сказкой)

Мы смогли достичь поставленной цели? А могут ли пригодиться знания, полученные на уроке в вашей жизни? 

Продолжи фразу.

Сегодня на уроке:

-Я узнал…запомнил..

-Я похвалил бы себя за …   -Я похвалил бы своего соседа за …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературное чтение РНС "Петух и собака".

Элементарная презентация, но работает....

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Конспект урока литературного чтения Л.Толстой "Пожарные собаки". 1 класс. перспектива.

Конспект урока литернатурное чтение по произведению ЛТолстого "Пожарные собаки".1 класс. перспектива....

Урок литературного чтения И.Такмакова "Купите собаку"

Конспект урока литературного чтения И.Такмакова "Купите собаку"...

Конспект урока литературного чтения «Сказка «Петух и собака»» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с русской народной сказкой «Петух и собака»; формирование представлений о русских народных сказках; формирование читательского интереса к устному наро...