Урок по литературному чтению в 1 классе " Журавль и цапля"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Урок по литературному чтению в 1 классе по программе "Школа 21 век" по теме " Журавль и цапля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisa_i_zhuravl.docx103.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Цель урока: познакомить с русской народной сказкой “Журавль и цапля”, её содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать “вдумчивое” чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», «Рабочая тетрадь», иллюстрации к сказке*, таблицы для анализа произведения**, карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы***.

Ход урока

Используемые 

* - иллюстрации

** - таблицы

*** - карточки

1. Оргмомент.

- Итак, друзья начнём урок! Затей у нас большой запас!

  А для кого они? Для вас! Давайте начнём работать.

2. Речевая разминка.

- Откройте Р.т. на с.17. Найдите задание 3. Прочитайте шёпотом 2-ую загадку, запишите отгадку. Кто это? (Это цапля)

- Давайте прочитаем эту загадку хором «на одном дыхании».

3. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?

1) выполнение  заданий  в Р.т.

- Поставьте «+», кто выполнил задание так же.

2) Чтение произведения по частям цепочкой.

4. Сообщение темы и целей урока.

- Вернёмся к заданию 3 в Р.т. на с.13 и прочитаем 1-ю загадку. 

  Кто это? (Это журавль)

- Какие слова помогли отгадать загадку? Прочитайте.

- Что вы знаете об этих животных? (Птицы, живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв)

- Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О журавле и цапле)

- Мы познакомимся с русской народной сказкой «Журавль и цапля».

  

5. Знакомство со сказкой «Журавль и цапля».

- Откройте учебник на с.23. Приготовьтесь слушать и читать сказку по частям.

1) Чтение присказки (читает учитель).

2) Чтение 2-ой части сказки (читают дети).

3) Словарная работа.

- Посмотрите на доску. Прочитайте словосочетания, слово, устойчивое выражение. Объясните их значения.

 **      ноги долги                         **   длинные ноги

           худо летать                               плохо летать

           долговязый                               высокий

           несолоно хлебавши                 остаться ни с чем

4) Чтение сказки до конца.

6. Беседа после чтения. Анализ сказки. Выборочное чтение.

1) - Улыбнитесь, если сказка понравилась.

7. Гимнастика для глаз.

    Откиньтесь на спинку стула. Сядьте свободно. Закройте глаза ладошками.

     Откройте правый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

     Откройте левый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

     Откройте правый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

     Откройте левый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

     Откройте глаза. Поморгайте.

2) - Чем необычно начало сказки? (Начинается с присказки)

- Что такое присказка? Найдите ответ на с.18.

- Зачем нужна присказка? (Привлекает наше внимание)

- Прочитайте присказку. Помните, присказка читается по-особому – скороговоркой. (Быстро, чётко, правильно)

- Какие слова повторяются?

3) – Как начинается сказка? Прочитайте.

     - Почему журавль решил жениться? Прочитайте.

     - Сколько раз сватался журавль к цапле? (2 раза)

     - Исполнилось ли его желание? Почему? (Не могут договориться, отказывают друг другу)

- Есть развязка у сказки? (Нет)

- Как закончилась сказка? Прочитайте.

4) Выполнение модели обложки.

- Выполните модель обложки. Покажите свои модели.

   Сравните свою модель с моделью на доске. Поднимите руки, у кого такая же модель обложки.

   Сделайте выводы:

   -название произведения…

   -жанр….

   -тема…

8. Физминутка.

     Очень трудно так стоять,

     Ножку на пол не спускать.

     И не падать, не качаться,

     За соседа не держаться.

 5) – Подумайте, какими изображены в сказке журавль и цапля, используя слова-признаки на доске.

       *** упрямый(ая)                        умный(ая)

              смешной(ая)                        несговорчивый(ая)

              капризный(ая)                    придирчивый(ая)

              нерешительный(ая)           хвастливый(ая)

              добрый(ая)                           четный(ая)

    - Вывод: журавль и цапля очень похожи. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны.

9. Самостоятельная работа учащихся в группах и парах.

- Сейчас вы выполните задания, работая группами и в парах.

Карточка №1. Задание 1-ой группе.

Вспомните, что вы знаете о сказках. 

Какие слова потерялись в этом кластере. Напишите их.

                                           сказки

                          народные             _____?____

               _____?____     бытовые      ____?_____

Карточка №2. Задание 2-ой группе.

Составьте синквейн на тему «Журавль».

                       Журавль.

      (какой?)   ______________, _______________.

(что делает?) ______________, ______________, _______________.

                       __________  ________ ___________ _____________.

                       ____________.

Карточка №3. Задание 3-ей группе.

Представьте, что вы работаете над созданием книги «Журавль и цапля». Расположите иллюстрации в порядке следования событий.

Иллюстрации к сказке

Задание остальным учащимся.

- Поработайте в парах. Подготовьте чтение по ролям любого диалога журавля и цапли.

10. Итог урока. 

   – С каким произведением познакомились?

   - О ком эта сказка?

   - Могла ли эта история приключиться с людьми? (Да, могла.

   Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу).

   - Чему учит эта сказка? (Сказка даёт возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки)

11. Рефлексия.

    -  Возьмите яркие цветные карточки. 

     - Оцените свою работу и отношение к уроку. Выберите подходящее вашему состоянию утверждение и поставьте «галочку».

Отличное настроение, всё получалось, всё понравилось,  хотелось многое узнать.

Хорошее настроение, было интересно, но были трудности.

Было скучно, неинтересно, было много затруднений.

 - Поднимите руки, у кого…

 - Благодарю вас за хорошую работу на уроке.

Домашнее задание. 

Подробно пересказать сказку «Журавль и цапля» и выполнить задания 1,2 в рабочей тетради.

* цапля

* журавль

** «Журавль и   цапля»

** (устойчивые выражения и их значения)

** Модель обложки

**(слова- признаки)

***Карточка №1

***Карточка №2

***Карточка №3

* Иллюстрации к сказке (Приложение)

***Карточка для рефлексии

Д.з.

с.23-25, пересказ; Р.т. с.17,  №1,2

https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/10/illyustraciya_1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Журавль и цапля", УМК Начальная школа 21 века

Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого ...