урок литературного чтения во 2 классе "По страницам детских журналов"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Михеева Мария Андреевна

 Техологическая карта урока про программе ПНШ,  2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №123 городского округа Самара

Урок литературного чтения во 2 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «По страницам детских журналов»

Учитель

Михеева Мария Андреевна

Самара 2018

Предмет, класс, автор

Литературное чтение, 2 класс

Н.А. Чуракова. Литературное чтение. 2 класс. Учебник в двух частях. Часть 2. Москва АКАДЕМКНИГА/ УЕБНИК,2013

Тема урока

По страницам детских журналов

Дидактическая цель

Познакомить с детской периодикой, структурой журналов, научить ориентироваться в содержании журналов.

Тип урока

Комбинированный

Задачи урока

Образовательные – расширить и систематизировать представления обучающихся о детской периодике, помогающих углубить интерес к чтению;

Развивающие - развивать анализитические и исследовательские способности обучающихся, совершенствовать умение классифицировать объекты по заданному признаку (на примере сравнения детских журналов);

-побуждать детей читать детскую периодическую прессу.

Воспитательные - воспитывать культуру чтения, умение работать в группе.

Планируемые результаты

Предметные: подвести обучающихся к пониманию важности чтения;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • - определять и формулировать тему урока вместе с учителем;
  •  - высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
  •  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

  • - ориентироваться в учебнике;
  •  - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
  •  - проводить анализ учебного материала;  

Коммуникативные УУД:

  • - слушать и понимать речь других;
  • - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
  •  -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

  • - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Методы обучения

Частично-поисковый, системно-деятельностный, проблемный

Формы организации познавателной деятельности

Фронтальная, групповая

Средства обучения

Учебник, детские журналы, компьютер, проектор, интерактивная доска, документ-камера

Особенности урока

На данном уроке используются технологии адаптивной школы ( технология развивающего метода, технология группового и коллективного взаимодействия, технология создания успеха)

Технологическая карта урока литературного чтения

Этап урока.

Действие учителя.

Действие обучающихся.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым, и детям радость общения.

Настраиваются на урок, готовятся к нему.

  1. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

О ком эти строки из стихотворения С. Я. Маршака?

Что разносит почтальон в своей толстой сумке в каждый дом? Перечислите. (Газеты, журналы, письма)

-Как  называются издания, выходящие периодически, через одинаковые промежутки времени? (периодика)

-Для чего нужны периодические издания?

-Зачем людям узнавать новости? Кто сообщает новости? (Журналисты)

Какие журналисты бывают? (Спортивные, военные и т.п.)

Журналисты – очень занятые люди. Чтобы рассказать нам много нового и важного, они должны правильно планировать своё время.

Поиграем в журналистов.

Делимся на группы по 4 человека. Кажый из вас назначает встречу на 9,12, 15 и 18 часов своему собеседнику. За отведенное время вы должны обсудить с ним важные вопросы. Расскажите друг другу, в чём должен разбираться журналист, который пишет о сборе урожая, о дорожно-транспортных проишествиях, о погоде.

Подсказки вы найдёте в учебнике на стр.82.

 Итак, мы выяснили, что от работы журналиста зависит то, когда и какие новости мы узнаем. А где же могут быть размещены  новости? Бывают только взрослые журналы?

- Перед вами выставка печатных изданий. Что это?        

- Что такое журнал? Прочитаем определение этого слова в толковом словаре. (Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания).

- О чём пойдёт речь у нас на уроке? (О журнале)

- Возьмите листы, которые лежат у вас на партах и заполните таблицу в графе начало урока. Если вы точно можете ответить на вопрос, поставьте +. Если не уверены, поставьте  -.

Вопросы

Начало урока

Конец урока

Что такое журнал?

Что такое рубрика?

Какие бывают журналы?

Когда появился первый детский журнал?  

Вспоминают пройденное, определяют тему урока.

Отвечают на вопросы.

-У тебя свободно на 9часов?( И т.д.)

Работа в группах. Обсуждение поставленной учебной задачи. (По 30-40 сек на каждый вопрос)

Выступление пар учащихся. Подведение итогов работы в группах.

Работа с документ- камерой.

  1. Изучение нового материала.

    - Слово журнал пришло к нам из французского языка, в переводе означает “дневник”, “газета”. Журналы бывают еженедельные и ежемесячные. В журналах печатаются разные жанры сочинений: художественные - рассказы, повести, стихи, сказки; информационные обзоры, очерки, публицистические статьи, заметки, интервью, репортажи с места событий.

Посмотрите, как много разных журналов ! Как вы думаете, почему? Есть журналы разной направленности: о природе, о технике, о спорте и так далее.

-Откройте учебник на стр.84. Какие журналы поместил на выставку Михаил Потапович?

-Рассмотрите обложки журналов. Какую информацию можно узнать о журнале по обложке?

- А вы читали эти журналы? Какой из них вам понравился больше всего?

-Первый номер журнала «Мурзилка» вышел в 1924 г. Как вы думаете, кто были его первые читатели?

-Как вы думаете, почему журнал так назван?

-Кто такой Мурзилка?

Мурзилка является самым популярным журналом для детей. Наш журнал существует уже 83 года. Его любят и читают многие. В нем публиковались такие классики детской литературы, как Корней ЧуковскийАгния Барто, Аркадий Гайдар, Самуил Маршак, Михаил Зощенко и Даниил Хармс. Мурзилку придумала еще до революции русская писательница Анна Хвольсон. Это был маленький лесной человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Потом Мурзилка шагал по страницам журнала в образе маленькой собачки, помогавшей всем, кто попал в беду.
В 1937 году знаменитый художник Аминадав Каневский создал новый образ Мурзилки, сохранившийся до сих пор в нашем журнале. Это маленькое пушистое желтое существо в красном берете и шарфе, с перекинутым через плечо фотоаппаратом, очень понравившееся детям. Всеми любимый журнал "Мурзилка" выпускается с 1924 года и до сих пор он очень популярен. За 84 года выход издания, количество номеров которого скоро достигнет тысячи, не прерывался ни разу. А знаете ли вы, что этот герой появился через 13 лет после выхода первого номера?

-Рассмотрите обложку журнала

 «Мурзилка». Определите, как часто выходит этот журнал.

-Видно ли по картинке, что этот номер вышел зимой?

-В каком месяце он вышел?

-Теперь поработаем с содержанием журнала. Можно ли по содержанию определить, чему он посвящен?

-Вы знаете, где надо искать игры, головоломки и кроссворды, - в начале или в конце журнала?

-Посмотри на обложку журнала на странице 90. Видно ли по оформлению, что это летний журнал?

-Посмотри содержание этого номера на стр.91, на какой странице нужно открыть журнал, чтобы прочитать «Стихи Матушки Гусыни»?

 -Посмотрите на журнал «Веселые картинки» на стр. 84. Когда вышел журнал?

-Посмотрите на его название, из каких героев оно состоит?

-А почему журнал называется именно «Весёлые картинки»? Что значит слово «юмористический»?

- Юмор – это умение подметить смешную сторону кого-либо или чего-либо и представить, показать её в незлобиво-насмешливом виде.

Журнал «Весёлые картинки» впервые  появился в 1956 году. Автором идеи был народный художник СССР Иван Максимович Семёнов. Им же был придуман Карандаш – главный герой «Весёлых картинок».

Рассматривают иллюстрации и журналы, отвечают на вопросы.

Работа с учебником. Анализироввание изображений обложек и содержания журналов, ответы на вопросы.

Читают текст со стр.84.

Читают текст на стр.85.

Читают текст на стр.86.

Сообщения учеников.

  1. Физкультминутка

«С Мурзилкой весело дружить»

Выполняют упражнения.

  1. Закрепление.

Практическа работа

-А теперь давайте разберемся в том, что такое рубрика. Выскажите свои предположения.

Найдем толкование этого слова  в словаре.

Рубрика- раздел, глава в журнале или газете.

Возьмите свои журналы, внимательно рассмотрите обложки, выясните, когда был издан этот журнал. Откройте первую страницу. Что вы видите на ней? (Содержание). Есть ли здесь названия рубрик? Как вы думаете, для чего нужны рубрики? По ним легче найти нужный или интересныйдля вас материал.

-Давайте попробуем  сделать небольшую презентацию журнала Выбираете в своей группе наиболее понравившийся журнал и работаете по плану.  

Название журнала.

- Для кого предназначен.

Направление.

Содержание (какие рубрики).

- Чем заинтересовал?

Работа с персональным журналом.

  1. Итог урока

-С чем мы сегодня познакомились?

-Какой журнал понравился больше всего?

Кто и как делает журнал 

Проверим, насколько хорошо вы запомнили, кто участвует в создании журналов. Отгадайте загадки.
Мы хотим, чтоб каждый знал, 
Как мы делаем журнал. 
В нём пустых страничек нет, 
Сочинил стихи  (поэт).

Чтоб сказку и рассказ прочитали читатели,

Усердно работают (писатели).

Но одних рассказов мало. 
Без картинок нет журнала! 
Муравьишек и слонов, 
Зимний лес и летний дождик 
Нам нарисовать готов 
Замечательный (художник)

Пишет, интервью берёт,

Свои рубрики ведёт.

Почерком мелким исписан весь лист,

Очерк в журнал строчит (журналист).

 

  Всё готово. Наш журнал 
В типографию попал. 
И последний этот шаг 
Будет тоже очень важным, 
Без него нельзя никак! 
Стал теперь журнал бумажным! 

Домашнее задание:  в рабочих группах придумать проект своего журнала. Продумать название, обложку, материал по рубрикам. Подготовить краткое представление- сообщене о журнале.

Рефлексия.

Отметьте на своих листках в графе «Конец урока» + или -. Если на все вопросы вы сумели ответить, значит, урок был для вас полезным, если остались минусы, то нужно будет вернуться к этой теме.         

   



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №123 городского округа Самара

Урок литературного чтения во 2 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «По страницам детских журналов»

Учитель

Михеева Мария Андреевна

Самара 2018

Предмет, класс, автор

Литературное чтение, 2 класс

Н.А. Чуракова. Литературное чтение. 2 класс. Учебник в двух частях. Часть 2. Москва АКАДЕМКНИГА/ УЕБНИК,2013

Тема урока

По страницам детских журналов

Дидактическая цель

Познакомить с детской периодикой, структурой журналов, научить ориентироваться в содержании журналов.

Тип урока

Комбинированный

Задачи урока

Образовательные – расширить и систематизировать представления обучающихся о детской периодике, помогающих углубить интерес к чтению;

Развивающие - развивать анализитические и исследовательские способности обучающихся, совершенствовать умение классифицировать объекты по заданному признаку (на примере сравнения детских журналов);

-побуждать детей читать детскую периодическую прессу.

Воспитательные - воспитывать культуру чтения, умение работать в группе.

Планируемые результаты

Предметные: подвести обучающихся к пониманию важности чтения;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • - определять и формулировать тему урока вместе с учителем;
  •  - высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
  •  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

  • - ориентироваться в учебнике;
  •  - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
  •  - проводить анализ учебного материала;  

Коммуникативные УУД:

  • - слушать и понимать речь других;
  • - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
  •  -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

  • - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Методы обучения

Частично-поисковый, системно-деятельностный, проблемный

Формы организации познавателной деятельности

Фронтальная, групповая

Средства обучения

Учебник, детские журналы, компьютер, проектор, интерактивная доска, документ-камера

Особенности урока

На данном уроке используются технологии адаптивной школы ( технология развивающего метода, технология группового и коллективного взаимодействия, технология создания успеха)

Технологическая карта урока литературного чтения

Этап урока.

Действие учителя.

Действие обучающихся.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым, и детям радость общения.

Настраиваются на урок, готовятся к нему.

  1. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

О ком эти строки из стихотворения С. Я. Маршака?

Что разносит почтальон в своей толстой сумке в каждый дом? Перечислите. (Газеты, журналы, письма)

-Как  называются издания, выходящие периодически, через одинаковые промежутки времени? (периодика)

-Для чего нужны периодические издания?

-Зачем людям узнавать новости? Кто сообщает новости? (Журналисты)

Какие журналисты бывают? (Спортивные, военные и т.п.)

Журналисты – очень занятые люди. Чтобы рассказать нам много нового и важного, они должны правильно планировать своё время.

Поиграем в журналистов.

Делимся на группы по 4 человека. Кажый из вас назначает встречу на 9,12, 15 и 18 часов своему собеседнику. За отведенное время вы должны обсудить с ним важные вопросы. Расскажите друг другу, в чём должен разбираться журналист, который пишет о сборе урожая, о дорожно-транспортных проишествиях, о погоде.

Подсказки вы найдёте в учебнике на стр.82.

 Итак, мы выяснили, что от работы журналиста зависит то, когда и какие новости мы узнаем. А где же могут быть размещены  новости? Бывают только взрослые журналы?

- Перед вами выставка печатных изданий. Что это?        

- Что такое журнал? Прочитаем определение этого слова в толковом словаре. (Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания).

- О чём пойдёт речь у нас на уроке? (О журнале)

- Возьмите листы, которые лежат у вас на партах и заполните таблицу в графе начало урока. Если вы точно можете ответить на вопрос, поставьте +. Если не уверены, поставьте  -.

Вопросы

Начало урока

Конец урока

Что такое журнал?

Что такое рубрика?

Какие бывают журналы?

Когда появился первый детский журнал?  

Вспоминают пройденное, определяют тему урока.

Отвечают на вопросы.

-У тебя свободно на 9часов?( И т.д.)

Работа в группах. Обсуждение поставленной учебной задачи. (По 30-40 сек на каждый вопрос)

Выступление пар учащихся. Подведение итогов работы в группах.

Работа с документ- камерой.

  1. Изучение нового материала.

    - Слово журнал пришло к нам из французского языка, в переводе означает “дневник”, “газета”. Журналы бывают еженедельные и ежемесячные. В журналах печатаются разные жанры сочинений: художественные - рассказы, повести, стихи, сказки; информационные обзоры, очерки, публицистические статьи, заметки, интервью, репортажи с места событий.

Посмотрите, как много разных журналов ! Как вы думаете, почему? Есть журналы разной направленности: о природе, о технике, о спорте и так далее.

-Откройте учебник на стр.84. Какие журналы поместил на выставку Михаил Потапович?

-Рассмотрите обложки журналов. Какую информацию можно узнать о журнале по обложке?

- А вы читали эти журналы? Какой из них вам понравился больше всего?

-Первый номер журнала «Мурзилка» вышел в 1924 г. Как вы думаете, кто были его первые читатели?

-Как вы думаете, почему журнал так назван?

-Кто такой Мурзилка?

Мурзилка является самым популярным журналом для детей. Наш журнал существует уже 83 года. Его любят и читают многие. В нем публиковались такие классики детской литературы, как Корней ЧуковскийАгния Барто, Аркадий Гайдар, Самуил Маршак, Михаил Зощенко и Даниил Хармс. Мурзилку придумала еще до революции русская писательница Анна Хвольсон. Это был маленький лесной человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Потом Мурзилка шагал по страницам журнала в образе маленькой собачки, помогавшей всем, кто попал в беду.
В 1937 году знаменитый художник Аминадав Каневский создал новый образ Мурзилки, сохранившийся до сих пор в нашем журнале. Это маленькое пушистое желтое существо в красном берете и шарфе, с перекинутым через плечо фотоаппаратом, очень понравившееся детям. Всеми любимый журнал "Мурзилка" выпускается с 1924 года и до сих пор он очень популярен. За 84 года выход издания, количество номеров которого скоро достигнет тысячи, не прерывался ни разу. А знаете ли вы, что этот герой появился через 13 лет после выхода первого номера?

-Рассмотрите обложку журнала

 «Мурзилка». Определите, как часто выходит этот журнал.

-Видно ли по картинке, что этот номер вышел зимой?

-В каком месяце он вышел?

-Теперь поработаем с содержанием журнала. Можно ли по содержанию определить, чему он посвящен?

-Вы знаете, где надо искать игры, головоломки и кроссворды, - в начале или в конце журнала?

-Посмотри на обложку журнала на странице 90. Видно ли по оформлению, что это летний журнал?

-Посмотри содержание этого номера на стр.91, на какой странице нужно открыть журнал, чтобы прочитать «Стихи Матушки Гусыни»?

 -Посмотрите на журнал «Веселые картинки» на стр. 84. Когда вышел журнал?

-Посмотрите на его название, из каких героев оно состоит?

-А почему журнал называется именно «Весёлые картинки»? Что значит слово «юмористический»?

- Юмор – это умение подметить смешную сторону кого-либо или чего-либо и представить, показать её в незлобиво-насмешливом виде.

Журнал «Весёлые картинки» впервые  появился в 1956 году. Автором идеи был народный художник СССР Иван Максимович Семёнов. Им же был придуман Карандаш – главный герой «Весёлых картинок».

Рассматривают иллюстрации и журналы, отвечают на вопросы.

Работа с учебником. Анализироввание изображений обложек и содержания журналов, ответы на вопросы.

Читают текст со стр.84.

Читают текст на стр.85.

Читают текст на стр.86.

Сообщения учеников.

  1. Физкультминутка

«С Мурзилкой весело дружить»

Выполняют упражнения.

  1. Закрепление.

Практическа работа

-А теперь давайте разберемся в том, что такое рубрика. Выскажите свои предположения.

Найдем толкование этого слова  в словаре.

Рубрика- раздел, глава в журнале или газете.

Возьмите свои журналы, внимательно рассмотрите обложки, выясните, когда был издан этот журнал. Откройте первую страницу. Что вы видите на ней? (Содержание). Есть ли здесь названия рубрик? Как вы думаете, для чего нужны рубрики? По ним легче найти нужный или интересныйдля вас материал.

-Давайте попробуем  сделать небольшую презентацию журнала Выбираете в своей группе наиболее понравившийся журнал и работаете по плану.  

Название журнала.

- Для кого предназначен.

Направление.

Содержание (какие рубрики).

- Чем заинтересовал?

Работа с персональным журналом.

  1. Итог урока

-С чем мы сегодня познакомились?

-Какой журнал понравился больше всего?

Кто и как делает журнал 

Проверим, насколько хорошо вы запомнили, кто участвует в создании журналов. Отгадайте загадки.
Мы хотим, чтоб каждый знал, 
Как мы делаем журнал. 
В нём пустых страничек нет, 
Сочинил стихи  (поэт).

Чтоб сказку и рассказ прочитали читатели,

Усердно работают (писатели).

Но одних рассказов мало. 
Без картинок нет журнала! 
Муравьишек и слонов, 
Зимний лес и летний дождик 
Нам нарисовать готов 
Замечательный (художник)

Пишет, интервью берёт,

Свои рубрики ведёт.

Почерком мелким исписан весь лист,

Очерк в журнал строчит (журналист).

 

  Всё готово. Наш журнал 
В типографию попал. 
И последний этот шаг 
Будет тоже очень важным, 
Без него нельзя никак! 
Стал теперь журнал бумажным! 

Домашнее задание:  в рабочих группах придумать проект своего журнала. Продумать название, обложку, материал по рубрикам. Подготовить краткое представление- сообщене о журнале.

Рефлексия.

Отметьте на своих листках в графе «Конец урока» + или -. Если на все вопросы вы сумели ответить, значит, урок был для вас полезным, если остались минусы, то нужно будет вернуться к этой теме.         

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе. "Детская классика. Сказочная повесть Н. Носова «Как Незнайка сочинил стихи»."

Данный урок направлен на формирование умения осмысленного и выразительного чтения, развития первичных исследовательских навыков: умение анализировать и делать выводы, рассуждать, применять знания на п...

Презентация к уроку по литературному чтению в 4 классе "Детские журналы в России в 18-20 веках"

Презентация к уроку по литературному чтению в 4 классе "Детские журналы в России в 18-20 веках". О возникновении журнала "Детское чтение для сердца и разума" Н.И.Новикова....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Современные детские журналы" 4 класс

Внеклассное чтение на тему: "Современные детские журналы" 4 класс...

Конспект урока литературного чтения на тему: «Смелость детских поступков. Лирическое стихотворение Берестова "Пловец"»

Тема: «Смелость детских поступков. Лирическое стихотворение В.Д. Берестова «Пловец»Тип урока: открытие нового знания.Оборудование: УМК системы В.Д. Эльконина – В.В. Давыдова, 4...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Из детских журналов" ( 2 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока по литературному чтению "Из детских журналов" для 2 класса....

Тест по литературному чтению. Раздел «По страницам детских журналов». 3 класс. Школа России.

7 заданий тестового характера (А1-А7), 1 задание (В), которое требует от ребенка полного развернутого отыета....