Главные вкладки

    Литературный урок во 2 классе «100 лет со дня рождения Бориса Владимировича Заходера»
    методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

    Ефремова Светлана Леонидовна

    Литературный урок посвящен 100 - летию со дня рождения Бориса Заходера - замечательного детского писателя, стихи и сказки которого любят все без исключения. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnyy_urok_vo_2_klasse.docx516.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук

    Литературный урок во 2 классе

    «100 лет со дня рождения

    Бориса Владимировича Заходера»

    Классный руководитель:

     Ефремова Светлана Леонидовна

    2018 год

    -  Дорогие друзья, наш литературный праздник посвящен 100 - летию со дня рождения Бориса Заходера - замечательного детского писателя, стихи и сказки которого любят все без исключения. Да и как, скажите, может быть по- другому? Веселые, остроумные, поучительные книги Бориса Владимировича Заходера не дадут вам заскучать, потому что вы отправитесь в волшебную страну Вообразилию:https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1018/00063e1f-77b3e662/img2.jpg

    Песня "Моя Вообразилия"

    В моей Вообразилии,

    В моей Вообразилии

    Болтают с вами запросто

    Настурции и Лилии;

    Умеют Львы косматые

    Скакать верхом на палочке,

    А мраморные статуи

    Сыграют с вами в салочки!

    Ура, Вообразилия,

    Моя Вообразилия!

    У всех, кому захочется,

    Там вырастают крылья;

    И каждый обязательно

    Становится кудесником,

    Будь он твоим ровесником

    Или моим ровесником!..

    В моей Вообразилии,

    В моей Вообразилии -

    Там царствует фантазия

    Во всем своем всесилии;

    Там все мечты сбываются,

    А наши огорчения

    Сейчас же превращаются

    В смешные приключения!

    В мою Вообразилию

    Попасть совсем несложно:

    Она ведь исключительно

    Удобно расположена!

    И только тот, кто начисто

    Лишен воображения, -

    Увы, не знает, как войти

    В ее расположение!..


    -    В этой стране гуляют удивительные животные, как настоящие, так и сказочные Мнимы, Ктототамы и другие забавные создания:

    Далеко,

    Возле самой границы

    Лукоморья; Чудесной страны,

    В том краю,

    Где живут Чуженицы,

    Где пасутся в горах Рапуны,

    Где в волнах темно-синего меха

    Помирает от смеха Себеха,

    В том краю,

    Где встречается Бука

    В том краю, где на каждой дорожке

    Попадаются ножки да рожки,

    Где Грифон ходит в гости к Химере,

    Где живут очень редкие звери,

    В высшей степени редкие звери,

    Исключительно редкие звери

    И совсем небывалые звери,

    Там и водится чудо природы —

    Тихий зверь по прозванию Мним.

    https://static.my-shop.ru/product/f5/226/2257254.png

        -  Борис Заходер пишет о нашем огромном мире, обо всех, кто его населяет, например, в «Мохнатой азбуке» животные в строгом алфавитном порядке помогают детям выучить буквы. А в «Школе для птенцов» можно поиграть в слова и в рифмы, разгадать загадки.

     И сейчас ребята исполнят Песенку- азбуку  Б. Заходера

    Тридцать две родных сестрицы,
    Писаных красавицы,
    На одной живут странице,
    А повсюду славятся!
    К вам они сейчас спешат,
    Славные сестрицы, —
    Очень просим всех ребят
    С ними подружиться!
    А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

    Прикатили на еже!

    3, И, К, Л, М, Н, О

    Дружно вылезли в окно!

    П, Р, С, Т, У, Ф, X

    Оседлали петуха, —

    Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —

    Вот и все они, друзья!

    Познакомьтесь с ними, дети!
    Вот они — стоят рядком.
    Очень плохо жить на свете
    Тем, кто с ними не знаком!

        -  А как замечательно,  вместе с автором отправиться на Горизонтские острова, где «по свидетельству ученых – ходят все на головах», а кот и кит поменялись одной буквой в слове и получились стихи – перевертыши с забавными превращениями.

     И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру:

    Узнайте, кто это?

    1. Всю жизнь в воде проводит..,

    Хотя он и не рыба.

    Он в море ест и в море спит,

    За что ему - спасибо:

    Тесно было бы на суше

    От такой огромной туши! (Кит)

    2. Он дик и злобен,

    Но зато вполне съедобен.

    Есть достоинства свои

    Даже у такой свиньи! (Кабан)

    3. Всех смешит,

    Потому что

    Не спешит. (Черепаха)

    4. Решетка на нем

         Нарисована четко,

       И очень к лицу Людоеду решетка! (Тигр)

    5. Он и весел, и незлобен,

     Этот милый чудачок.

     С ним хозяин – мальчик Робин

    И приятель – Пятачок.

    Для него прогулка – праздник.

     И на мёд особый нюх. Этот плюшевый проказник … (медвежонок Винни-Пух)

     -    Наконец, у Заходера есть произведения не просто веселые, но и такие, которые воспитывают чувство юмора, учат высмеивать свои слабости, глупости, подсказывают верные решения для исправления нелепостей. Об этом сказка «Мартышкин дом», стихотворения: «Петя мечтает», «Вредный кот» и др.

    C:\Users\Ефремовы\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_7419.jpg «Петя мечтает»

    Если б мыло
    Приходило
    По утрам ко мне в кровать
    И само меня бы мыло —
    Хорошо бы это было!

    Если б, скажем,
    Мне
    Волшебник
    Подарил такой учебник,
    Чтобы он бы
    Сам бы
    Мог
    Отвечать любой урок…

    Если б ручку мне в придачу,
    Чтоб могла
    Решить задачу,
    Написать диктант любой —
    Все сама,
    Само собой!

    Если б книжки и тетрадки
    Научились быть в порядке,
    Знали все
    Свои места —
    Вот была бы красота!

    Вот бы жизнь тогда настала!
    Знай гуляй да отдыхай!
    Тут и мама б перестала
    Говорить, что я лентяй…

    «Вредный кот»

    - Петь, здорово!
    - Здравствуй, Вова!
    - Как уроки?
    - Не готовы...
    Понимаешь, вредный кот
    Заниматься не дает!

    Только было сел за стол,
    Слышу: «Мяу...» -
    «Что пришел?
    Уходи! - кричу коту. -
    Мне и так... невмоготу!
    Видишь, занят я наукой,
    Так что брысь и не мяукай!»
    Он тогда залез на стул,
    Притворился, что уснул.
    Ну и ловко сделал вид -
    Ведь совсем как будто спит! -

    Но меня же не обманешь...
    «А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
    Ты умен, и я умен!»
    Раз его за хвост!
    - А он?
    - Он мне руки исцарапал,
    Скатерть со стола стянул,
    Все чернила пролил на пол,
    Все тетрадки мне заляпал
    И в окошко улизнул!

    Я кота простить готов,
    Я жалею их, котов.
    Но зачем же говорят,
    Будто сам я виноват?
    Я сказал открыто маме:
    «Это просто клевета!
    Вы попробовали б сами
    Удержать за хвост кота!»

      -   Кроме большого количества веселых и игровых стихов о ребятах и зверятах, Борис Владимирович сочинил познавательные стихи и сказки о природе, например, «Почему деревья не ходят?». И сейчас мы прослушаем отрывок из этого произведения:

    «А еще деревьям нужно,
    Чтоб Земля была прекрасна,
    И живут они, деревья,
    Украшая нашу землю:
    Красотой листвы зеленой,
    Красотою тонких веток,
    Красотой стволов могучих,
    Несказанной красотою
    Доброты своей извечной!»

      -  Так же, в сборнике стихотворений «Строители», Борис Заходер написал множество детских стихов о профессиях, которые мы сейчас и прослушаем:

    Слесарь

     Мне нужны такие вещи:
    Молоток,
    Тиски
    И клещи,
    Ключ,
    Напильник
    И ножовка,
    А всего нужней -
    Сноровка!

    Сапожник
    Мастер, мастер,
    Помоги -
    Прохудились
    Сапоги.
    Забивай покрепче
    Гвозди -
    Мы пойдем сегодня
    В гости!

    Шофер
    Качу,
    Лечу
    Во весь опор.
    Я сам - шофер.
    И сам - мотор.
    Нажимаю
    На педаль -
    И машина
    Мчится вдаль!

    Повара
    Как легко приготовить обед!
    Ничего в этом трудного нет,
    Это проще простого:
    Это раз - и готово!
    (Если мама готовит обед.)
    Но бывает, что некогда маме,
    И обед себе варим мы сами,
    И тогда
    (Не пойму, в чем секрет!)
    Очень
    Трудно
    Готовить
    Обед!

    Переплетчица

     Заболела
    Эта книжка:
    Изорвал ее
    Братишка.
    Я больную
    Пожалею:
    Я возьму ее
    И склею!

    Портниха

     Целый день сегодня
    Шью.
    Я одела
    Всю семью.
    Погоди немного, кошка, -
    Будет и тебе одежка!

    Монтер

     Посмотрите,
    Как хитер
    Этот маленький монтер:
    Он пока
    Проводит свет
    Только там,
    Где тока нет!

    Строители
    Пусть не сердятся родители,
    Что измажутся
    Строители,
    Потому что тот, кто строит,
    Тот чего-нибудь да стоит!
    И неважно, что пока,

    Этот домик из песка!

       -  Наряду с собственно-авторскими произведениями, большое место в его творчестве занимают переводы- пересказы лучших детских книг писателей из других стран: Англии, Германии, Польши. Благодаря переводам Б. Заходера, мы полюбили английских знаменитых героев детской литературы – Мери Поппинс, девочку Алису из страны чудес, мальчика Робина и его друзей Винни-Пуха, Тигру, Пятачка и всех-всех-всех. Это он научил Винни-Пуха смешно говорить по–русски, сочинил для него веселые шумелки,  ворчалки и бродилки.  Предлагаю зрителям просушать некоторые из них:

    Песенка первая

    Если я чешу в затылке - 
    Не беда! 
    В голове моей опилки, 
    Да-да-да. 
    Но хотя там и опилки, 
    Но Шумелки и Вопилки 
    (А также Кричалки, 
    Пыхтелки и даже 
    Сопелки и так далее) 
    Сочиняю я неплохо 
    И-ног-да!

    Песенка вторая (песенка-загадка)

    Куда идем мы с Пятачком? 
    Большой-большой секрет, 
    И не расскажем мы о нем, 
    Да-да! (Верней, нет-нет!) 
    Зачем шагаем мы вдвоем, 
    Откуда и куда? 
    Секретов мы не выдаем!
    Нет-нет! (Верней, да-да!)

    Песенка третья

    Кто ходит в гости по утрам,
    Тот поступает мудро! 
    Я прихожу к своим друзьям, 
    Едва забрезжит утро! 
    Под вечер скоро спать пора, 
    Хозяева зевают... 
    Вот если гость придет с утра 
    Такого не бывает! 
    Да, если гость пришел с утра, 
    Ему спешить не надо! 
    Кричат хозяева: «Ура!» 
    (Они Ужасно Рады!) 
    Недаром Солнце в гости к нам 
    Всегда приходит по утрам! 
    Тарам-парам, парам-тарам - 
    Ходите в гости по утрам!

     

    - А сейчас по этому произведению я буду вам задавать вопросы, а вы отвечать.

    1. У кого дом в дупле, а возле двери висит колокольчик со шнурком?

         (У Совы.)

        2.  Кто любит стоять, свесив голову набок, грустить и думать о серьёзных вещах?

         (Ослик Иа-Иа.)

      3.  Кто, несмотря на свой маленький рост, был самым большим другом Винни-Пуха?

       (Пятачок.)

       4.  Кто был хозяином дома, в дверях которого застрял объевшийся Винни-Пух?

         (Кролик.)

    5. Какой подарок получил Винни, совершив Славное Дело?

    ( Коробка с карандашами, точилкой, резинкой, линейкой.)

    6. Кто был самым умным в Чудесном лесу?

    (Кристофер Робин.)

    1. Что никогда особо не любил делать Пятачок?

    (Купаться.)

    1. Он очень любит прыгать, ест всё, кроме желудей, мёда, моркови... Очень любит рыбий жир. Поселился в доме Кенги.

    (Тигра.)

    1. Это очень маленькое существо, не любит, когда на него напрыгивают. Очень любит жёлуди и друга Винни.

    (Пятачок. )

     -  И в заключении давайте послушаем обращение одного из лучших детских писателей  Б. В. Заходера ко всем детям:

     Обычно
    От вас это держат
    В секрете,
    А я не скрываю,
    Товарищи дети:
    Хочу, чтобы вы,
    Дорогие читатели,
    Недаром
    За чтением время потратили.
    Хочу,
    Признаюсь откровенно и честно,
    Чтоб книжку
    Вам было читать
    Интересно.
    А если захочется вам
    Посмеяться,
    То этого тоже
    Не надо бояться:
    Ведь если смеются
    Товарищи дети,
    Становится сразу
    Светлее на свете!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по литературному чтению для 2 класса по теме "Песня бездомных собак Б.Заходер"

    Конспект урока по теме  "Песня   бездомных собак Б.Заходер" по литературному чтению по УМК"Региональный"....

    Урок литературного чтения в 1-а классе ТЕМА УРОКА БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР. «ПЕСНЯ ИГРУШЕК»

    Урок литературного чтения в 1-а классетема урока: БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР.«ПЕСНЯ ИГРУШЕК»...

    Борис Заходер «Мохнатая Азбука» Конспект урока литературного чтения 1 класс

    В этом конспекте представлен подробный план урока по литературному чтению 1 класса по теме :  Борис Заходер " Мохнатая азбука",   программа  2100. На уроке ребята используют макбук...

    Проект "Путешествие по книгам Бориса Владимировича Заходера"( к 95-летию со дня рождения писателя)

    Изучение творчества Б. Заходера. Чтение произведений, инсценировка пьес,  проведение викторин....

    Стихи и сказки Бориса Владимировича Заходера.

    На занятии ребята знакомятся с творчеством Бориса Заходера, читают его книги, слушают чтение учителя....

    Борис Владимирович Заходер

    Заходер Борис Владимирович – поэт, прозаик, драматург, один из признанных классиков русской детской литературы....

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Общение и поведение детей. Виктор Владимирович Лунин «Я и Вовка»

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе     «Общение и поведение детей. Виктор Владимирович Лунин...