конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Мусатова Анжелика Николаевна

Тип урока: Урок развития знаний и умений

Форма урока: Заседание литературного клуба

Цели урока:

Обучение анализу произведения;

●формирование умения характеризовать героев;

●развитие речи, логического мышления;

●умение находить необходимые отрывки в тексте;

●воспитание душевных качеств, такие как умение прощать, благородство;

●привитие любви к чтению.

Задачи урока:

●продолжить работу по формированию умения работать с текстом,

●определять  характерные  особенности  героев  произведения, 

●формулировать  главную  мысль  текста;

●воспитывать любовь  к  поэтическому  слову,  формировать  интерес  к  классическому  искусству;

●развивать  образное  мышление,  творческие  способности,  воображение,  способность   воспринимать  различные  виды  искусства;

●продолжить работу по формированию умения работать  в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 «В», МОУ гимназия №24

Программа: «Школа 2100»

Учитель: Мусатова Анжелика Николаевна

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (3 урок из 3-х)

Тип урока: Урок развития знаний и умений

Форма урока: Заседание литературного клуба

Цели урока: 

Обучение анализу произведения;

●формирование умения характеризовать героев;

●развитие речи, логического мышления;

●умение находить необходимые отрывки в тексте;

●воспитание душевных качеств, такие как умение прощать, благородство;

●привитие любви к чтению.

Задачи урока:

●продолжить работу по формированию умения работать с текстом,

●определять  характерные  особенности  героев  произведения, 

●формулировать  главную  мысль  текста;

●воспитывать любовь  к  поэтическому  слову,  формировать  интерес  к  классическому  искусству;

●развивать  образное  мышление,  творческие  способности,  воображение,  способность   воспринимать  различные  виды  искусства;

●продолжить работу по формированию умения работать  в группе.

Оборудование:

1.   О.А. Кипренский  «Портрет  А.С. Пушкина» (репродукция).

2.   Выставка рисунков по сказке А.С.Пушкинв

3. Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» (запись музыкального произведения).

4.   М.А.Врубель картина «Царевна-Лебедь»

5.  Ноутбук,  мультимедийный проектор, диск с записью слайдов, экран.

6. Нэтбуки  (6 штук) с заданиями.

7. Отрывок из мультфильма «Сказка о царе Салтане…»

 

Этап урока

УУД

Технологии, методы и приёмы достижения УУД

Удалось(+), не удалось (- ) применить технологии и т.д.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

1 мин.

Личностные: воспринимать  речь учителя 

Создание ситуации занимательности

Сообщение темы урока, мотивация учебной деятельности учащихся:                                    Сегодня на уроке мы проводим заседание литературного клуба почитателей поэтического слова. Тема нашего заседания – «Победа добра над злом в « Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина». Для работы нам пригодятся: учебники, раздаточный материал для работы в парах, пеналы с письменными принадлежностями,

Ученики глазами проверяют свою готовность

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

10 минут

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

Коммуникативные: составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

Информационно-коммуникационная технология   ( на протяжении всего урока используются слайды из презентации)

Пересказ

Проверка д/з:

- На прошлом уроке мы начали изучать эту сказку. Каково  полное  название  её?

Словарная работа

-  О чем говорит название сказки?

- Давайте  вспомним содержание  этой  сказки и восстановим   последовательность  событий.

Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с произведением А.С.Пушкина, тогда и узнаем «Как добро побеждает над злом»

 «Сказка  о  царе  Салтане,  славном  и  могучем  богатыре князе  Гвидоне  Салтановиче и  о  прекрасной  царевне  Лебеди»

Краткий пересказ по рисункам (инсценировка), коллективное составление плана

Постановка учебной задачи

1 минута

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата

Построение проекта выхода из затруднений

3 минуты

Регулятивные: планировать решение учебной задачи; осуществлять итоговый контроль деятельности

Познавательные: применять  схемы, модели для получения информации

Работа в парах

Метод моделирования

- Чтобы    разобраться в  особенностях  этого  произведения, смоделируйте  обложку   к  этой  сказке на листиках картона. Поможет  вам  таблица  символов.  (Работа в парах.)

Проверка выполнения работы.

- О  чем  говорит  заголовок  произведения?

- В  какой  форме  написано  это  произведение?

- Что  нужно записать в верхней и нижней части обложки?

Указывает  на  жанр -  сказку.

Использовали круг синего цвета. Это значит, что произведение о волшебстве, о приключениях

В  стихотворной, поэтому взяли треугольник                                 Вверху – фамилию автора А.С. Пушкин, внизу – название  «Сказка  о  царе  Салтане…»

Первичное закрепление

2 минуты

Личностные: различать основ ные нравственно-этические понятия

Познавательные: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; классифицировать объекты 

Групповая работа.

Работа с учебником.

Исследовательский метод

- Давайте вспомним и назовем героев сказки.

- На  какие  условные  группы  можно  разделить  героев сказки?

- Каких  героев  вы  отнесли  в  группу  положительных?

- Каких  героев  вы  отнесли  в  группу  отрицательных  героев?

Это всё условно, но чтобы это доказать, вам придётся поработать в группах по заданиям в нэтбуках.

Положительные  герои  и  отрицательные  герои.

Князь  Гвидон,  царица,  царь  Салтан, царевна Лебедь.                                  Ткачиха,  повариха,  сватья  баба  Бабариха.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7 минут на подготовку

15 минут на выступление

5 минут просмотр

Личностные: анализировать и характеризовать  эмоциональные состояния и чувства героев; применять правила делового сотрудничества:  сравнивать  разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; осуществлять итоговый контроль деятельности; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей)

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований;

фиксировать их;  воспроизводить  по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию;

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

устанавливать  причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

Коммуникативные: находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

составлять небольшие устные монологические высказывания,«удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства

Работа с учебником

Поисковое чтение 

Работа с иллюстрацией (картиной)

Работа с учебником

Поисковое чтение 

Монологическая речь

Использование видеофильмов

Задание для первой группы (Царевна-Лебедь).

Найти в сказке сцену встречи князя и царевны- Лебедь. Ответь на вопросы и составь устный рассказ.

- Опиши действия и поступки, совершаемые героем; их характеристика.                                                                      - Ожидал ли князь, что Лебедь- это царевна?                                                                               - Почему не сразу призналась царевна- Лебедь, что она и есть  прекрасная царевна?                                                  - Обрадовался ли Гвидон, когда увидел её?                                                                               - Опишите внешность и характер героя.            - Отношение автора к герою.                                              - Ваше отношение к герою.

Задание для второй группы. (Царевна-Лебедь).

Анализ картины Михаила Александровича Врубеля «Царевна- лебедь».  Рассмотри внимательно картину и составь устный рассказ. На каком фоне и почему изображена царевна – Лебедь? Какой цвет и оттенки преобладают? Почему? Что в осанке царевны свидетельствует о её достоинстве? Какое впечатление производит головной убор Лебедя? Что говорят глаза, взгляд героя картины?  Вспомни (найди) описание лебеди в сказке Пушкина.  Похожи ли лебеди Пушкина и Врубеля?

Задание для третьей группы.(Князь Гвидон)

Слушание музыкальной композиции Н.А. Римского-Корсакова «Полет шмеля»

- К какой сцене сказки подходит это музыкальное произведение?

- Кого из героев изображает музыка?

- Опиши действия и поступки, совершаемые героем; их характеристика.                                                                      - Опишите внешность и характер героя.            - Отношение автора к герою.                                              - Ваше отношение к герою.

Задание для четвёртой группы.(Царь Салтан).

- Опиши действия и поступки, совершаемые героем; их характеристика.                                                                      - Опишите внешность и характер героя. -В чем необычность царя Салтана? Похож ли он на царя?                                                         - Каков царь Салтан? Найдите в тексте                                        - Почему не удивило бояр распоряжение царя «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод»?                                                         - Можно ли сказать, что царь Салтан похож на нас – бывает и добрый, и гневный, и несправедливый?                                - Отношение автора к герою.                                              - Ваше отношение к герою.                                          

Задание для пятой  группы.(Ткачиха, Повариха, Сватья баба Бабариха)

- Опиши действия и поступки, совершаемые героями; их характеристика.                                                                          -Можно ли сказать, что это один герой?                                                                   - Опишите внешность и характер героя.            - Отношение автора к герою.                                              - Ваше отношение к герою.

Проверка-защита-вытупление

- Читая  любое  произведение,  мы  не  только  знакомимся  с  героями,  но  и  невольно  начинаем  сопереживать  одним  из  них  и  испытывать  антипатию  к  другим. Такие  отношения  складываются,  благодаря  мастерству  автора  в  создании  образов  литературных  героев.

Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о царе Салтане…» сцена «Прощение зла»

Каждая группа получает задание в нэтбуках и в течении 7 минут готовит устный рассказ по вопросам (плану).

Рефлексия деятельности (итог урока)

1 минута

Личностные: соотносить  поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Регулятивные: анализировать  эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;

Самооценка

-Какими душевными качествами обладали  главные герои сказки, что привело к такой концовке? Как могла закончиться сказка, будь герои сказки другими по характеру?

Сформулируйте, чему нас читателей учит А.С. Пушкин, посредством своей сказки?

Помните  об  этом  всегда.  Творите  всегда  добро!

оцените степень своего участия в работе группы, в уроке.

http://xn--80aaoslhu6j.xn--p1ai/wp-content/uploads/2011/10/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0-%D0%BE-%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5-%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5...-3-%D0%BA%D0%BB..jpg

Высокая/низкая

 Выставление отметок за работу на уроке.

Мир  пушкинских  сказок  гармоничен  и  прекрасен тем,  что  злость,  ненависть, корысть  и  зависть – все  зло  в  мире – обречены  на  гибель,  потому  что  первоначальны в  жизни  добро  и  любовь. 

Прощать , быть терпимым друг к другу, не завидовать


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание для первой группы (Царевна-Лебедь). Найти в сказке сцену встречи князя и царевны - Лебедь. ( с.125, 127, 132, 137) Ответь на вопросы и составь устный рассказ. - Опиши действия и поступки, совершаемые героем; их характеристика. - Ожидал ли князь, что Лебедь- это царевна? - Почему не сразу призналась царевна- Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? - Обрадовался ли Гвидон , когда увидел её? - Опишите внешность и характер героя. - Отношение автора к герою. - Ваше отношение к герою.

Слайд 2

Царевна -Лебедь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание для второй группы. (Царевна-Лебедь). Анализ картины Михаила Александровича Врубеля «Царевна- лебедь». Рассмотри внимательно картину и составь устный рассказ. На каком фоне и почему изображена царевна – Лебедь? Какой цвет и оттенки преобладают? Почему? Что в осанке царевны свидетельствует о её достоинстве? Какое впечатление производит головной убор Лебедя? Что говорят глаза, взгляд героя картины? Вспомни (найди) описание лебеди в сказке Пушкина. (стр.138-139). Похожи ли лебеди Пушкина и Врубеля?

Слайд 2

Михаил Александрович Врубель (1900 год)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание для третьей группы.(Князь Гвидон ) Слушание музыкальной композиции Н.А. Римского-Корсакова «Полет шмеля» - К какой сцене сказки подходит это музыкальное произведение? - Кого из героев изображает музыка? - Опиши действия и поступки, совершаемые героем; их характеристика. - Опишите внешность и характер героя. - Отношение автора к герою. - Ваше отношение к герою.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание для четвёртой группы.(Царь Салтан ). - Опиши действия и поступки, совершаемые героем; их характеристика. - Опишите внешность и характер героя. -В чем необычность царя Салтана ? Похож ли он на царя? - Каков царь Салтан ? Найдите в тексте - Почему не удивило бояр распоряжение царя «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод»? - Можно ли сказать, что царь Салтан похож на нас – бывает и добрый, и гневный, и несправедливый? - Отношение автора к герою. - Ваше отношение к герою.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание для пятой группы.(Ткачиха, Повариха, Сватья баба Бабариха ) - Опиши действия и поступки, совершаемые героями; их характеристика. - Можно ли сказать, что это один герой? - Опишите внешность и характер героя. - Отношение автора к герою. - Ваше отношение к герою.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина, показать яркость языка произведений и многоплановость творчества автора, прививать любовь к Родине....

Конспект урока по литературному чтению по сказке А.С.Пушкина "Сказка о Царе Салтане"

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по программе "Школа 2100". Сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"....

Конспект урока по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс

Урок по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс (10.11.2015г.) с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИК...