Конспект урока "Заяц-хвастун"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Открытый урок чтения  "Заяц - хвастун" проведен в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ Омской области  «Полтавская адаптивная школа – интернат »

Учитель начальных классов Черникова Наталья Александровна.

  Слайд 1. Урок чтения и развития речи в 3 классе

 по теме «Заяц – хвастун» (Русская сказка).

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Заяц – хвастун»

совершенствовать навыки выразительного чтения и чтения по ролям.

Задачи:

Образовательные:

-формировать навыки чтения и учить оценивать персонажей по их поступкам.

Коррекционно-развивающие:

-развивать у учащихся речь, корригировать мыслительную деятельности поступков героев.  

Воспитательные:

-воспитывать у учащихся этические нормы поведения в обществе, общения друг с другом.

Оборудование. :  мультимедийный проектор (презентация), колонки, звуковая мелодия, карточки для  индивидуальной работы, конверты с заданиями, картинки для рефлексии, книги.

 

Ход урока.

I. Организация класса.

-Здравствуйте, ребята.

-Выпрямились, посмотрели на парты все ли  у вас готово к уроку.

Слайд 2.

 1.Психологический настрой на урок. «Сосулька»

Представьте  себе, что вы – сосулька.  Мы  будем читать стихотворение про сосульку. На первую и вторую строчку руки подняты вверх и напряжены - вы «сосулька». Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки, присесть.

                       У нас под крышей

                       Белый гвоздь висит,

                       Солнце взойдет,

                        Гвоздь упадет.

2.Настрой на урок.

- Какое  число?

-Какой  день недели?

-Какой месяц?

-И какое время года?

- Назовите приметы зимы.

- Какой  сейчас урок? (чтения и развития речи)

- Чему мы учимся  на уроке чтения и развития речи?

3. Краткая беседа по вопросам.

- Над какой большой темой мы работаем? Кто их придумал?

-Чему учат нас сказки? (трудолюбие, дружбе и взаимовыручке)

-Что осуждается в сказках? (лень, злость и жадность)

4.Сообщение темы и цель урока.

- Сегодня мы с вами познакомимся  со сказкой, а с какой сказкой вы узнаете, когда выполните  задание.

Слайд 3.

  • Работа в парах. Игра: «Собери мозаику»

Этих конвертах осколки названия новой сказки. А какой вы должны составить и мне сказать.

- Ребята, скажите какая тема нашего урока?

-Чему будем учиться на уроке? Мы познакомимся с русской сказкой, будем выразительно читать, по ролям, развивать речь и оценивать поступки героев.

5. Мотивация.

-Для чего мы с вами учимся читать?

-А как вы думаете, где вам пригодится чтение в жизни?

Слайд 4.

 6. Лестница успеха.

Вспомним:  Сказку  «Лиса и журавль».

Узнаем :  Новую сказку «Заяц – хвастун».

Научимся: Выразительно и правильно  читать,  читать по ролям.

Слайд 5.  

7. Критерии оценивания.

Сейчас повторим, как  будем оценивать друг друга.

 «5»  читает целыми словами, отвечает полными ответами, при чтении текста соблюдает интонацию, и получит красный магнит напротив своего имени.

«4»  при чтении допускает ошибки, ответы не полные,  получит зеленый магнит напротив своего имени.

«3» получит тот,  у кого чтение послоговое, отвечает не полным ответом,  получит желтый магнит.

- В  конце урока мы подсчитаем, у кого больше магнитов и будет, сильно стараться получит медаль с оценкой.

-Прежде чем мы начнем проверять домашнее задание, мы проведем речевую разминку.

 Итог. - Для чего нам нужна речевая разминка на уроке.

Слайд 6.    II. Речевая разминка.

  1. Работа над выразительностью и правильностью речи

Зайки серые сидят, 
Ушки длинные торчат.
Вот наши ушки
Ушки на макушке.
 

  • Первый ряд  читает текст устало.
  • Второй ряд  читает текст обиженно. 

  • Весь класс читает текст радостно.

- Итог:  для чего проводим речевую разминку на уроке чтения и развития речи?

III. Проверка домашнего задания.

- На  прошлом уроке,  с какой сказкой познакомились.

«Лиса и журавль»

Слайд 7.  

1. Чтение сказки.

-А теперь мы с вами почитаем по ролям. Распределим слова автор, лиса, журавль.

-Для закрепления проверим,  как вы усвоили эту сказку тестом.

 Слайд 8. 2. ТЕСТ.

- Назовите главных героев сказки. (лиса и журавль, заяц и медведь)

- Зачем лиса на самом деле пригласила журавля? (поиграть, в  гости)

- Как вел себя обманутый журавль? (веселился, спокойно)

-Чему учит эта сказка? (Сказка учит доброте, что так нельзя поступать, сказка учит злу)

Слайд  9.  

 Итог: Какие качества высмеивает в русской народной сказке?  

-Какую сказку мы вспомнили?

IV.   Изучение нового материала. музыка

  1. Изучение нового материала.

“Жили были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве...” Эти слова только услышишь - сразу догадаешься, что дальше будет. Дальше будет сказка.

- Ребята мы с вами продолжаем знакомиться с миром сказок!

Нет человека, который не рассказывал или не читал сказку.

- А что такое сказка?

В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тот сказочный мир, где живут эти герои.

Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль. Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку.

 Слайд 10.

“Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.

- Как вы понимаете эти слова?

-Что значит сказка - ложь?

Сказки бывают разные.

-Сегодня, мы познакомимся со сказкой про животных.

-Чем характерны эти сказки?

- Сегодня у нас  главный герой ЗАЯЦ.

Слайд 11.   (иллюстрация на слайде)

Слайд 12.

- Какие сказки, о ЗАЙЦЕ вы знаете?

2.  Вступительное слово учителя.

Сказку «Заяц - хвастун» сочинил русский народ. В давние времена сказки сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем имен этих людей. Созданные ими  сказки никто не записывал. Они передавались устно. В народе любили и уважали даровитого сказочника или сказочницу.

Слайд 13.

3. Словарная работа.

В этой сказке вы встретите непонятные слова. Давайте попробуем объяснить их значение.

Гумно – это площадка для молотьбы сжатого хлеба.

Лапы-лапищи, зубы – зубищи, усы – усищи.

-Чтение трудных слов хором.

Слайд 14.

V. Физминутка. музыка

Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.

4. Первичное чтение сказки учителем.

Нацеливание:

- Сейчас я прочитаю вам сказку, а вы внимательно слушайте, и вы должны определить,   какие качества героев  показаны в сказке.

- Кто главные герои сказки?

-Какие качества показаны в сказке?

Слайд 15.

 5. Повторное чтение и анализ.

- А теперь прежде чем начнем читать сказку, прочитаем трудные слова по слогам, потом целыми словами.

Заб-рал-ся                          забрался      

Ла-пи-щи                           лапищи

Зу-би-щи                           зубищи  

Ис-пу-гал-ся                     испугался

Наб-ро-си-лись                набросились

От-ды-шал-ся                   отдышался

Хвас-ту- ниш - ка              хвастунишка

Слайд 16.

6. Чтение сказки «цепочкой»

-Что такое чтение «цепочкой»?

-Как мы должны читать?

-Будьте очень внимательны!

Слайд 17.

7. Анализ текста.

-Назовите главных героев сказки?

-Подумайте, как спасается заяц от врагов?

-Каким изображается заяц в сказках?

-Почему ворона рассердилась на зайца и назвала его хвастуном?  

- Как заяц спас ворону от собак?

- Почему заяц  убегал от собак?

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: ОН БОЯЛСЯ И ПОЭТОМУ УБЕГАЛ; ОН ХОТЕЛ ОТВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ  СОБАК ОТ ВОРОНЫ.

Слайд 18.

8. Работа с текстом.

- Прочитай последние строчки сказки и скажи, как  изменилось отношение вороны к зайцу.

9. Работа с иллюстрацией страница 113.

Слайд 19.

Посмотрите на рисунок и скажите, кого вы видите?

-Перечислите изображённых на картинке героев сказки.

-Что делает ворона и заяц?

-Найдите в тексте отрывок к этому рисунку.

Слайд 20.

10. Выборочное чтение.

- Найдите в тексте,  как хвастался заяц перед другими зайцами.

 -Найдите в тексте, как заяц спас ворону?

Слайд 21.

Слайд 22.

12. Чтение сказки по ролям?

НАЦЕЛИВАНИЕ К ЧТЕНИЮ СКАЗКИ ПО РОЛЯМ.

  • При чтении обратите внимание на знаки препинания. Читайте правильно, интонацией выделяйте слова и предложения. Если стоит знак вопроса  в конце предложения, то с какой интонацией его надо читать?
  • А если восклицательный знак?   (с утвердительной интонацией)

-Давайте распределим слова героев сказки: автор, ворона, заяц, зайцы.

Слайд 23.

13. Анализ текста.

  • Назовите главных героев сказки?
  • Каким изображался заяц в сказках?
  • Почему ворона рассердилась на зайца и назвала его хвастуном?
  • Как заяц спас ворону от собак?
  • Почему заяц бегал от собак?
  • Прочитайте последние строчки сказки и скажите, как изменилось отношение вороны к зайцу.

13. Индивидуальная работа.  Составить текст, сказки.  (задания в конвертах)    Для Вали задание. Чтение простого текста про зайца.

Обвести и раскрасить лису.

- Молодцы, вот мы с вами и научились выразительно читать и читать ролям.

VI.  Итог урока.

-А сейчас мы  вами подведем итог урока и перейдем к лестнице Успеха

Слайд 24. Что мы делали на уроке?

Лестница успеха.

Вспомнили: Сказку  «Лиса и журавль».

Узнали:  Сказку «Заяц – хвастун»

Научились:  Выразительно и правильно  читать,  читать по ролям.

Слайд 25.

VII. Домашнее задание.

Чтение сказки по ролям.

Слайд 26.

VIII.   Оценивание

  • Выставление оценок детьми.
  • Аргументированный анализ оценок учителем.  Вот при подсчете магнитов получаете медальки с оценками. Молодцы, постарались!

Слайд 27.

IX.  Рефлексия

У вас на столах есть зайчики. Чего у них не хватает? Правильно, ротика.

Если вам урок понравился, нарисуйте улыбку, а если нет, то грустное лицо.

-  Что вам понравилось на уроке?

- А что не понравилось?

Слайд 28.

Литература:

  1. Учебник для чтения 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева
  2. Продленка.
  3. Загадки, считалки и  скороговорки. О.Д. Ушакова.
  4. Букварь. Н.С. Жукова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...