Урок - игра "Народная мудрость"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Нестеренко Ольга Викторовна

Урок проводится в конце изучения темы"Устное народное творчество" во 2 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_folklor.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

    Урок – игра « Народная мудрость»

Проводится во 2 классе после изучения темы

«Устное народное творчество»

Цель: закрепить знания об устном народном творчестве. 
Задачи:
• Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.
• развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление;
• развивать связную речь;
• воспитывать положительную учебную мотивацию; 
• доброжелательное отношение друг к другу.

Класс делится на 4 группы, жюри оценивает правильное выполнение заданий, в конце игры определяется команда – победитель.

  1. Загадки

 Голубой платок,

Алый клубок

По платку катается,

Людям улыбается(Солнце.)

Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга не находят(Месяцы.)

Пришёл волк –

Весь народ умолк,

Ясен сокол пришёл -

Весь народ пошёл . (Ночь и день.)

 Поднялись ворота –

Всему миру красота(Радуга.)

 Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит

И стоять не велит(Мороз.)

 Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает

. Зимой согревает. (Лес.)

 Стоит городок –

Сколько стареньких домков,

Сколько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

 У матери двадцать деток,

Все детки — однолетки. (Наседка и цыплята.)

Бел, как снег

, В чести у всех,

В рот попал —

Там и пропал. (Сахар.)

 И языка нет,

А правду скажет(Зеркало.)

Утка ныряла — ныряла

И хвост потеряла. (Иголка и нитка.)

Сидит Пахом

На коне верхом,

Книги читает,

А грамоты не знает. (Очки.)

 Без крыльев, А летит.

Без языка,

А говорит. (Письмо.)

 Под землёй

Птица гнездо свила,

Яиц принесла. (Картофель.)

Маленький Иван

 Костяной кафтан(Орех.)

Без языка,

Без голоса,

А всё расскажет(Книга.)

  1.  КОНКУРС  « ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

ГУСИ -….                  КУРОЧКА - ……

САПОГИ -…….        КОВЁР - ……..

СКАТЕРТЬ- ……….        ИВАНУШКА - …..

СИВКА - ……..        ВАСИЛИСА - ……..

ЦАРЕВНА - ….        МЕЧ - ……..

ЖАР - ……        КОЩЕЙ - …..

  1. «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

НУЖНО ВЫНУТЬ ПРЕДМЕТ ИЗ ВОЛШЕБНОГО МЕШОЧКА И НАЗВАТЬ СКАЗКУ, В КОТОРОЙ ОН ИСПОЛЬЗУЕТСЯ.

- ИГЛА;

- СОЛЬ;

- ЯБЛОКО;

- КЛУБОК;

- ГРЕБЕШОК;

- БЛЮДЕЧКО;

- ЯЙЦО;

 - ПИРОЖОК.

  1. ЗАДАНИЕ НА ЗНАНИЕ ЖАНРОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ( ПРЕДЛОЖЕНЫ 4 ВАРИАНТА ДЛЯ 4 КОМАНД

  СОЕДИНИ ЖАНР И ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Ладушки, ладушки!                                  
Где были?
— У бабушки.
— Что вы ели?
— Кашку.
Пили простоквашку.                                      КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.

Потягунюшки —
Порастунюшки,
Поперёк — толстунюшки,                                 ПОТЕШКА
А в ножках — ходунюшки,
А в ручки — хватунюшки,
А в роток — говорок,
А в голову — разумок.

На широкую кровать
Положили Мишку спать.
Не дослушал Мишка сказку,                             ПЕСТУШКА
Закрывает Мишка глазки.

                                 

         СОЕДИНИ ЖАНР И ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,                                         КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели, —
На головушку присели!

 Водичка-водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,                            ПОТЕШКА
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

                             

Баю-баю-баюшок,
В огороде петушок,
Петя громко поёт,
Ване спать не даёт.                                   ПЕСТУШКА
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к себе мани.
Тебе спать, не гулять,
Только глазки закрывать.

                          СОЕДИНИ ЖАНР И ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Еду-еду к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке                              КОЛЫБЕЛЬНАЯ
По рытвинам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
По маленьким пенёчкам,
Прямо в яму — бух!
Раздавили сорок мух!

Ножки-ножки, топотушки!
Попрыгушки, побегушки.
Ножки сильными растут,                        ПОТЕШКА
Скоро быстро побегут!

Ой, люли-люли-люли,
Прилетели журавли.
Журавли-то мохноногие,
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,                              ПЕСТУШКА
А ворота скрип-скрип…
Не будите у нас Ваню,
У нас Ваня спит-спит.

        

                                     СОЕДИНИ ЖАНР И ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Комары и мошки,
Тоненькие ножки,
Пляшут на дорожке.                          КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Ножками — топ-топ!
Ручками — хлоп-хлоп!
Близко ночь —
Улетели прочь!

Ручки-ручки, все хваталки
Крепко маму обнималки,
Мы потянем ручки вверх,                        ПОТЕШКА
Скоро дорастем до всех!

Ночь пришла,
Темноту привела;
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уж поздно, сынок,
Ложись на бочок,                                      ПЕСТУШКА
Баю-бай,
Засыпай…

  1. ДЛЯ СЛЕДУЮЩЕГО ЗАДАНИЯ ВЫБИРАЮТСЯ ПО 2 УЧАСТНИКА ОТ КОМАНДЫ. ПЕРВЫЙ РАЗУЧИВАЕТ ПРЕДЛОЖЕННУЮ СКОРОГОВОРКУ, А ВТОРОЙ РЕПЕТИРУЕТ ПЕНИЕ КОЛЫБЕЛЬНОЙ.КОЛЫБЕЛЬНУЮ ПОЮТ, КАЧАЯ БОЛЬШУЮ КУКЛУ, А СКОРОГОВОРКУ РАССКАЗЫВАЮТ , СОРЕВНУЯСЬ В СКОРОСТИ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

СКОРОГОВОРКИ:

На ромашке две букашки
Кормят сына сладкой кашкой.
Шевелит сынок усами:
— Я наелся! Ешьте сами!

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.

Утром спозаранку
Купил баран баранки.
Надел баранки на рога,
Понёс барашкам на луга.

Щуку тощую с реки
Притащили рыбаки.
Щука часто бьёт хвостом.
Отпустим мы её потом.

       

  Колыбельные для пения

Баю-баю, за рекой,
Скрылось солнце на покой.
У Алёшиных ворот
Зайки водят хоровод.

Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам — под осинку,
Алёше — на перинку.

Баю-баю, Лёшенька,
Засыпай скорёшенько!

Ой ты, котенька-коток,
Котик — серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту
За работу заплачу:
Дам кусок пирога,
Да кувшин молока,
Ещё каши горшок,
Сладких пряников мешок,
Ещё дам рыбы хвост —
Коту хватит на весь пост.

Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
Стали гули ворковать,
Нашу деточку качать.
Стали гули говорить,
Чем малышку накормить?
Один скажет — кашею,
Другой — простоквашею,
Третьй скажет — молоком
И румяным пирожком.

В дом к нам Дрёма пришла,
И по зыбочке брела,
К Саше в зыбочку легла,
Сашу ручкой обняла.
Спи-ка, Сашенька, усни,
Крепкий сон к себе мани,
Ручки белые прижми,
Глазки серые сомкни.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНКУРС

СОБЕРИ «РАССЫПАВШИЕСЯ»  ПОСЛОВИЦЫ

Как аукнется –                                     то зимой пригодится.

Не дорого начало,        а осень – снопами.

Что летом родится,        дороже богатства.

Весна красна цветами                             а похвален конец.

Доброе братство                               так и откликнется

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.Обобщение по разделу " Сказка мудростью богата

Учитель:Горобец Елена ЕвгеньевнаОбразовательное учреждение:Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 13Предмет: литературное чтение....

Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Сказка мудростью богата"

Мои ученики очень любят проводить обобщающие уроки в форме игры "Умники и умницы". Сегодня закончили раздел "Сказка мудростью богата" (книга для чтения "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н. и Е.в. Буне...

урок литературного чтения по теме Басни.Набираемся житейской мудрости

Обобщающий урок литературного чтения по басням. В уроке использована презентация, которая позволит учащимся наглядно увидеть фотографии Эзопа, Федра, Лафонтена, Крылова и даны фотографии книг данных а...

Фрагмент интегрированного урока "Сказка мудростью богата..."

Интегрированный урок литературного чтения и рисования....

методическая разработка урока (с презентацией) Урок мудрости

Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.4 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.

Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...