Кружок "Волшебная страна Чтения"
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

КТП с пояснительной запиской кружка внеурочной деятельности в 3 классе "Волшебная страна Чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volsh._strana_chteniya.docx61.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области  средняя общеобразовательная школа п.г.т. Мирный

муниципального района Красноярский

Самарской области

УТВЕРЖДАЮ                                                               СОГЛАСОВАНО                        Директор   ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный                       Зам. директора по УВР _________  М.А. Пучко                                                 _________ Т.М. Королева

«___» августа  2018  г.                                                   «___» августа  2018  г.

Рабочая (образовательная) программа

 по внеурочной деятельности

 «Волшебная страна чтения»

направление: общеинтеллектуальное

3 класс

Составитель:

учитель начальных классов

Дербышева Анна Александровна

2018 учебный год.

Пояснительная записка

       Нормативно-правовая база.

       Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебная страна чтения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы спецкурса внеурочной деятельности для  3 класса «Мастерская постановки голоса выразительного чтения» В.А. Синицына, с использованием методического пособия Синицына В.А «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения».        

       Программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
  2. Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей» на 2012-2017 гг., утвержденный Президентом РФ от 01.06.2012 г. № 761.
  3. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 06.10.2009 г. №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 15785).
  4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. – М.: «Просвещение», 2010. – 24с.
  5. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
  6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189.
  7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. Приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106.
  8. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. утвержденная правительством РФ 22.11.2012 г. № 2148-р.
  9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  10. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761.
  11. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г., утвержденная Правительством РФ, Указом Президента РФ от 01.06.2015г.

       Назначение программы.

       В основу данной программы заложена идея вооружения обучающихся культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем умение писать.

       В условиях современной школы особенно остро стоят проблемы нравственно-этические. Воспитание гражданских нравственных чувств у учеников неразрывно связано с воспитанием эмоций

       Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово. Курс «Волшебная страна чтения» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, осмысления нравственно-эстетических представлений, усвоения понятий теории литературы, формирования умений оценки и анализа художественных произведений, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

       Формирование эстетических представлений, усвоения понятий теории литературы, формирования умений оценки и анализа художественных произведений, нравственных начал происходит через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это в свою очередь способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

       Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Предлагается такая модель формирования универсальных учебных действий, которая позволяет ученику не утратить ход естественного развития и послужить нравственной и психологической основой для развития жизненной позиции личности, дальнейшей самореализации. Ориентир на творческую деятельность развивает в ребёнке уверенность в собственных силах, подчёркивает личностную значимость, создаёт ситуацию успеха и удовольствия от творческой деятельности. На первое место ставятся не технические аспекты деятельности, а его мотивация – интерес, желание, ценности и цели.

       Основное достоинство представленного курса – логично продуманная структуризация материалов, межпредметная, интеграционная и культурологическая основа, органическая связь с другими предметами обучения гуманитарного и художественно-эстетического цикла: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «Музыка».

       Концептуальной основой данной программы являются две ведущие идеи понимания главной цели обучения чтению для обеспечения единства языкового, речемыслительного, литературного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, культурологического развития школьников, центральная роль языка и взаимодействие ребёнка с окружающим миром.

       Возрастная группа учащихся.

       Программа рассчитана на детей 9 – 10 лет.  Срок реализации программы– 1 год. 

       Объем часов, отпущенных на занятия.

       Количество часов по учебному плану – 34 занятия, 1 час в неделю.

       Цель программы – вооружить обучающихся необходимой суммой знаний, умений и навыков выразительного чтения отрывков из художественных произведений, а также способствовать развитию природного голоса, совершенствованию выразительной речи в целях наиболее действенного общения ученика со сверстниками, ученика с родителями, ученика с учениками на уроке и во внеклассной работе.

       Задачи программы:

  • формирование образа мира средствами выразительного чтения,
  • развитие устной и письменной формы речевого творчества,
  • приобщение к ценностям культуры, к традициям индивидуального и семейного чтения,
  • развитие памяти, внимания, воображения.

       Формы и методы обучения.

       Необходимым условием выразительного чтения является понимание литературного произведения, его идейно-художественного своеобразия, проникновение в мысли и чувства писателя. Школьники знакомятся с основными законами и приемами постановки голоса и выразительного чтения на практических занятиях, на которых анализируются произведения различных литературных родов и жанров.

       Общая методика работы учащихся в мастерской заключается в плавной и последовательной выработке учебного алгоритма «Пройди этапы выразительного чтения»:

    1 этап: «начальный» (нацеливает ученика на получение новой и необходимой информации);

    2 этап: «смысловое чтение» (продуманная система аналитических вопросов и заданий нацеливает ученика на выявление главных мыслей, зафиксированных в тексте, их оценку-анализ, в процессе которого ребёнок учится размышлять над прочитанным, считывать логику текста, интерпретировать его);

    3 этап: «творческое чтение-интерпретация» ( система разнообразных творческих задание рождает у юного читателя собственные мысли, идеи, образы под влиянием мыслей автора).

       Для достижения поставленных целей и задач необходимо использовать различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала: занятие - лекция, занятие - игра, занятие - исследование, занятие - защита проекта.

       Методы: 
Объяснительно-иллюстративные методы:

  • Рассказ
  • Беседа с опорой на правило
  • Анализ схем, таблиц, плана, фактов, явления
  • ЦОР
    Репродуктивные методы:
  • Пересказ
  • Выполнение задания по образцу
  • Работа с книгой
  • Частично-поисковые методы:
  • Эвристическая беседа
    Методы устного изложения: 
  • Рассказ
  • Объяснение
  • Беседа
  • Дискуссия
    Наглядные методы обучения:
  • ЭОР
  • Использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ

Практические методы обучения:

  • Упражнения
  • Дидактические игры

Формы обучения:

  • Деловая игра
  • Аукцион
  • Конкурс
  • Зачет
  • Общественный смотр знаний
  • Взаимообучение

       Планируется использование элементов следующих педагогических технологий в преподавании курса:

  • Проблемное обучение
  • Коллективный способ обучения
  • Групповая форма работы /в парах и группах/
  • Игровые технологии
  • Исследовательская технология обучения
  • Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо.
  • Технология развивающего обучения.
  • Метод проектов
  • Технология мастерских 
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Технология «Дебаты»
  • Здоровьесберегающие технологии

       Главные принципы работы по данному спецкурсу – коммуникативно-речевой и литературно-художественный.

        Коммуникативно-речевой принцип позволяет:

  • развивать важные виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание;
  • формировать умение выразительно читать и пересказывать текст, создавать собственные тексты по аналогии с прочитанными;
  • осваивать диалогическую форму общения (воображаемого общения юных читателей с писателем и его героями).

       Литературно-художественный принцип позволяет реализовать на занятиях выразительного чтения основные функции литературы как вида искусства: эстетическую, познавательную и нравственную

       Новизна подходов – это «пошаговая» практическая методика обучения

пятиклассника выразительному чтению, интеграция языкового и речевого аспектов обучения, нетрадиционная технология подачи учебной информации, развитие литературно-творческих способностей ребёнка через умелый подбор разнообразных текстов, дающих возможность обучающемуся воспринимать, размышлять, обсуждать, осваивать новые знания и практические действия, возможность учиться и самосовешенствоваться.

Структура курса.

Учебный план

№ 
п/п

Наименование разделов 

Общее количество учебных часов 

В том числе

Теорети-ческих

Практи-
ческих 

1

Давай познакомимся

1

1

0


2

Голос – великое богатство. Учись развивать свой голос

3

1

2

3

Учись читать, чтоб больше знать 

8

4

4

4

Учись технике выразительного чтения

10

4

6

5

Учись понимать художественные тексты и выразительно их читать

3

1

2

6

Учись выразительно читать и анализировать притчи

1

0

1

7

Поэтическая смехопауза

3

1

2

8

Папа, мама, я – выразительно читает вся семья

2

1

1

9

Инсценируем авторские сказки

2

0

2

10

Подведём итоги

1

0

1

Итого 

34

13

21

Содержание программы

Раздел 1.

       Давай познакомимся (1 ч.). Знакомство с авторами книги и их пожеланиями на предстоящую творческую работу в специальной мастерской. Речь как средство общения, средство воздействия. Устная речь и художественное чтение. Художественное чтение как средство воздействия на слушающих в процессе живого общения с ними. Художественное чтение как самостоятельный жанр сценического искусства. Страницы истории художественного чтения на Руси.

Раздел 2. 

       Голос – великое богатство. Учись развивать свой голос (3 ч.). В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия:

       Дыхание: должно быть свободное, глубокое, частое, незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца. Безусловно, умение правильно пользоваться дыханием во многом определяет способность управлять голосом.

       Голос: большое значение для выразительного чтения имеет звонкий, приятного тембра, гибкий, достаточно громкий, послушный голос. Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким. Одной из главных задач в постановке голоса является умение пользоваться так называемой атакой звука, чтобы на основе правильного дыхания добиться свободного, ненапряженного звучания. Атака звука - это способ смыкания голосовых связок в момент перехода от дыхательного положения к речевому. Голос имеет особые свойства: силу, высоту, длительность, полетность, качество. Эти свойства голоса, собственно, и являются условием выразительности речи.

       Дикция: одно из важнейших качеств речи. Поэтому работу над дикцией рекомендуется начинать с артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц. Дикция - четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка.
       Орфоэпия: неправильные ударение в словах, фонетические отклонение от общепринятых норм произношения являются грубыми нарушениями правильности речи, без которой невозможна выразительность речи. Орфоэпия устанавливает нормы литературного произношения.

Раздел 3.

       Учись читать, чтоб больше знать (8 ч.). Позволяет осознать, что книга  самый верный, надёжный друг и помощник в жизни человека. Виды чтения: авторское и художественное чтение. Три принципа словесного действия: «видение», «лепка фразы», «способы воздействия». Принцип «видения» и тренировка воображения. Технология «лепки фразы». Специфика исполнения стихотворения, басни и прозаического отрывка.

Раздел 4.

       Учись технике выразительного чтения (10 ч.). Что такое техника выразительного чтения? Знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения. Техника выразительного чтения. Основные теоретические понятия: «выразительное чтение», «интонация», «знаки препинания». Интонация. Пауза, темп, тембр, диапазонная полоса и эмфатическая долгота. 

       Сила голоса. Темп и ритм. Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения - прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают.

       Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса.

       Мелодика речи. Тон голоса. Тембр. 

Раздел 5.

       Учись понимать художественные тексты и выразительно их читать (3 ч.). Что такое текст. Смысловое чтение. Анализ художественного текста. Какие правила – учебные алгоритмы (действия) от смыслового чтения приведут к выразительному чтению.

Раздел 6.

       Учись выразительно читать и анализировать притчи (1 ч.). Обоснование выбора произведения. Соответствие параметров исполнителя выбранному произведению. (Обсудить). Разбор произведения, логика речи. Элементы интонационной выразительности. Ударение. Паузы: логические, психологические, межстиховые, цезурные, ритмические. Мелодика речи. 

       Пластическая выразительность. Жесты: непроизвольные, ритмические, иллюстративные, подтекстовые. 

Раздел 7.

       Поэтическая смехопауза (3 ч.). «Крылатые выражения». Выразительное чтение текстов в стихах о крылатых выражениях и словах. Стихотворное произведение и особенности работы над ним. Методы исполнения. Строй исполнения: пафос, повествование. Рифма. Размер стиха.

       Сценические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова.

Раздел 8.

       Папа, мама, я – выразительно читает вся семья (2 ч.). Приобщение к культуре семейного чтения.

Раздел 9.

       Инсценируем авторские сказки (2 ч.). Участник классного импровизированного театра, проявление актерских дарований в процессе инсценировок великолепных авторских пьес-сказок.

Раздел 10.

       Подведём итоги (1ч.). Практика выразительного чтения стихов, басен, прозаических произведений. Чтение по ролям отрывков из драматических произведений. Подведение итогов творческой учебной деятельности в течение всего учебного года, определение результата личной успешности на занятиях в мастерской постановки голоса и выразительного чтения.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Давай познакомимся (1 ч.).

1

Давай познакомимся

1

Планирование УУД

Личностные

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Формирование основ идентичности личности.

Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.

Знание основных моральных норм.

Регулятивные

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество со взрослыми для поиска и сбора информации.

Голос – великое богатство. Учись развивать свой голос (3 ч.).

2

Голос – великое богатство. Какие бывают голоса?

1

3

Учись развивать свой голос.

1

4

Учись развивать свой голос.

1

Планирование УУД

Личностные

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.

Знание основных моральных норм.

Регулятивные

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Прогнозирование – предвосхищение результата.

Определение основной и второстепенной информации.

Познавательные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний.

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество со взрослыми для поиска и сбора информации.

Умение слушать и вступать в диалог.

Учись читать, чтоб больше знать (8 ч.)

5

Как хорошо уметь читать!

1

6

Как хорошо уметь читать!

1

7

Здравствуй, книга! Здравствуй, праздник!

1

8

Здравствуй, книга! Здравствуй, праздник!

1

9

Здравствуй, книга! Здравствуй, праздник!

1

10

Читать хорошо – это трудно и легко!

1

11

Читать хорошо – это трудно и легко!

1

12

Читать хорошо – это трудно и легко!

1

Планирование УУД

Личностные

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Понимать учебную задачу и уметь её выполнять.

Регулятивные

Уметь планировать свою деятельность.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Познавательные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Читать текст, отвечать на вопросы. Находить нужную информацию в книге, обобщать полученную информацию.

Коммуникативные

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого развития.

Учись технике выразительного чтения (10 ч.)

13

Что такое техника выразительного чтения?

1

14

Обращай внимание на знаки препинания.

1

15

Обращай внимание на знаки препинания.

1

16

Знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения.

1

17

Знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения.

1

18

Звукопись.

1

19

Звукопись.

1

20

Звукопись.

1

21

Ударение логическое и словесное.

1

22

Интонация – основа выразительного чтения.

1

Планирование УУД

Личностные

Понимать учебную задачу и уметь её выполнять.

Развивать мотивацию познавательной деятельности.

Развивать творческую активность.

Регулятивные

Уметь планировать свою деятельность.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, строить логическую цепочку рассуждений.

Познавательные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний.

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Коммуникативные

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого развития.

Работа в паре. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Учись понимать художественные тексты и выразительно их читать (3 ч.)

23

Выразительное чтение и анализ текста.

1

24

Выразительное чтение и анализ текста.

1

25

Выразительное чтение и анализ текста.

1

Планирование УУД

Личностные

Понимать учебную задачу и уметь её выполнять.

Развивать творческую активность.

Регулятивные

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог, используя  понятные для партнёра высказывания.

Учись выразительно читать и анализировать притчи (1 ч.)

26

Выразительное чтение и анализ притчи.

1

Формирование УУД

Личностные

Понимать учебную задачу и уметь её выполнять.

Развивать творческую активность.

Регулятивные

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог, используя  понятные для партнёра высказывания.

Поэтическая смехопауза (3 ч.)

27

Поэтическая смехопауза.

1

28

Поэтическая смехопауза.

1

29

Поэтическая смехопауза.

1

Формирование УУД

Личностные

Понимать учебную задачу и уметь её выполнять.

Развивать мотивацию познавательной деятельности.

Развивать творческую активность.

Регулятивные

Уметь планировать свою деятельность.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, строить логическую цепочку рассуждений.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные

Читать стихи, понимать прочитанное. Находить средства художественной выразительности. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с помощью толкового словаря. Создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Коммуникативные

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого развития.

Работа в паре. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном. Участвовать в работе в группе.

Папа, мама, я – выразительно читает вся семья (2 ч.)

30

Культура семейного чтения.

1

31

Культура семейного чтения.

1

Формирование УУД

Личностные

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Понимать учебную задачу и уметь её выполнять.

Регулятивные

Уметь планировать свою деятельность.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Познавательные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Читать текст, отвечать на вопросы.

Находить нужную информацию в книге, обобщать полученную информацию.

Коммуникативные

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого развития.

Инсценируем авторские сказки (2 ч.)

32

Инсценировка авторских сказок.

1

33

Инсценировка авторских сказок.

1

Формирование УУД

Личностные УУД

Понимать учебную задачу и уметь её выполнять.

Развивать мотивацию познавательной деятельности.

Развивать творческую активность.

Регулятивные УУД

Уметь планировать свою деятельность.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, строить логическую цепочку рассуждений.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД

Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Сравнивать содержание литературной и народной сказок. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с помощью толкового словаря. Характеризовать героев сказки.

Коммуникативные УУД

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого развития.

Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Подведём итоги (1 ч.)

34

Подведём итоги

1

Формирование УУД

Личностные УУД

Понимать учебную задачу и уметь её выполнять.

Развивать мотивацию познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

Уметь планировать свою деятельность.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, строить логическую цепочку рассуждений.

Познавательные УУД

Формирование умения ставить познавательную цель урока.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Информационно-методическое обеспечение.

Литература для учителя

  1. «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения» (Технология смыслового и выразительного чтения художественных текстов и разговоров о них) / В.А. Синицын. – М.: Издательство РОСТ, 2014 год.
  2. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Литературное чтение. 3 кл. Учеб. В 2 ч.— М.: Просвещение, 2013г.

                         Литература для обучающихся

  1. «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения» (Технология смыслового и выразительного чтения художественных текстов и разговоров о них): Рабочие тетради для 5 класса: в 2 частях / В.А. Синицын. – М.: Издательство РОСТ, 2013 год.
  2. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Литературное чтение. 3 кл. Учеб. В 2 ч.— М.: Просвещение, 2013г.
  3. Орфоэпический словарь.- М.: Мир книги, 2003. 
  4. Фразеологический словарь русского языка.- М.: Дрофа, 2003.
  5. Художественные произведения для выразительного чтения.             

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Национальная программа поддержки и развития чтения. [Электронный ресурс] Межрегиональный центр библиотечного сотудничества. - 2006.
  2. Образовательная технология. Учебно-методическое пособие. А.П. Чернявская, М.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников, И.Г. Харисова, В.В. Белкина, В.Е. Гаибова. [Электронный ресурс]. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. – 2009.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.viki.rdf.ru
  2. http://school-collection.edu.ru
  3. http://www.kakprosto.ru/kak-22655-kak-chitat-s-vyrazheniem
  4. http://www.kakprosto.ru/kak-40325-kak-predstavit-sebya-v-stihotvornoy-forme
  5. http://rudocs.exdat.com/docs/index-284523.html
  6. http://www.kakprosto.ru/kak-22655-kak-chitat-s-vyrazheniem 
  7. http://www.openclass.ru/node/201948
  8. http://www.gramota.ru/
  9. http://www.bibliotekar.ru

Основные результаты освоения программы спецкурса.

                 Личностные результаты:

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работа на результат;
  • воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
         Метапредметные результаты:
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и  познавательных задач;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и  жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

             Предметные результаты: 

  • осознание значимости выразительного чтения для личного развития; 
  • формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой выразительного чтения, приемами интерпретации, анализа художественных произведений;
  • умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

       В результате освоения курса «Волшебная страна чтения» учащиеся должны овладеть следующими универсальными учебными действиями:

Личностные: 

  • положительно относиться к учению, познавательной деятельности; 
  • желать приобретения новых знаний, умений, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: 

  • принимать и сохранять учебную задачу; 
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции;
  • действовать по плану.

Познавательные: 

  • осознать познавательную задачу; читать и слушать; извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее; 
  • разбираться в литературоведческих понятиях;
  • знать виды произведения;
  • разбираться в художественно- изобразительных средствах, использованных автором в произведении;
  • знать правила логического чтения; 
  • знать особенности стихотворной речи, жанровые особенности произведения.

Коммуникативные: 

  • задавать вопросы, 
  • слушать и отвечать на вопросы других; 
  • формулировать собственные мысли, высказывать их;
  • обосновывать свою точку зрения;
  • анализировать и оценивать образцы художественного слова как художественное и эстетическое целое;
  • давать произведению личностную оценку;
  • приобрести исполнительское мастерство;
  • совершенствовать речь, дикцию;
  • предпринимать попытки к сочинительству, «пробовать перо»;
  • уметь общаться друг с другом, а также с посторонними, оценивать художественные достоинства литературных произведений, что помогает им свободно владеть словом.

В результате работы  ребенок научится:

  • подробно и сжато пересказывать текст;
  • делить текст на смысловые части;
  • составлять план как опору для воспроизведения текста;
  • «сжимать» текст с целью определения главной мысли;
  • составлять (проектировать) письменную аннотацию к прочитанной книге;
  • развивать качество своего природного голоса;
  • выразительно читать стихотворения и прозаические тексты в школе и дома;
  • исполнять стихи наизусть;
  • инсценировать;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста;
  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл (определять главную тему, общую цель и назначение текста; выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте);
  • выделять в тексте непонятное;
  • прогнозировать содержание художественного текста;
  • составлять характеристики литературных героев;
  • сравнивать литературных героев с другими персонажами;
  • интерпретировать текст;
  • приобретать новые и необходимые знания по теории литературы;
  • приобщаться к семейному чтению и другое.

Выход за пределы аудитории.                        

  • Посещение школьной библиотеки
  • Конкурс чтецов
  • Выступления учащихся (инсценирование)

Портфель достижений школьников.

  • Грамоты за участие в конкурсах
  • Фотографии выступлений



     




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок чтения по теме "Страна Детства

Урок посвящен творчеству С.В. Михалкова, использовала материал Волынчиковой Е.А., я его дополнила и переработала. ...

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема урока: "Анализ поэтического произведения. Р.Сеф "Странное дело."

Урок литературного чтения проведён во 2 классе в форме урока-исследования. На уроке применяется как фронтальная, так и групповая форма работы. Урок был дан на классе, работающем по программе Л.За...

Урок литературного чтения по теме "Страна далёкого детства"

Урок - обобщение знаний учащихся в 4 классе по теме "Страна далёкого детства"...

"Страна детства" (Литературное чтение, 4 класс)

Проверочная работа по разделу "Страна детства". Литературное чтение, 4 класс. УМК "Школа России"...

Литературное чтение. 4 класс. Тема:Страна детства. М.М. Зощенко "Ёлка"

Презентация  урока. Литературное чтение 4 класс. Программа "Школа России". Тема: Страна детства. М. М. Зощенко "Ёлка"Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством писателя М. М. Зощенко; развива...

Игра по станциям Тема: «Путешествие в страну чтения»

Позволяет в игровой форме проверить и закрепить знания учащихся по  произведениям великих сказочников и детских писателей...