Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки»"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Терещенко Лидия Владимировна
Целью данного урока является развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся. Цель реализуется через решение следующих задач: осознать необходимость сострадания, сопереживания; учить определять авторский замысел, работать над речью учащихся (уместность, ясность, правильность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dik_krasnye_yabloki.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение, 2 класс

Тема урока: Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки».

Цель урока: Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся.

Задачи:

               Осознать необходимость сострадания, сопереживания.

               Учить определять авторский замысел.      

                Работать над речью учащихся: уместность, ясность,        правильность.

                                   ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока.
  2. Проверка домашнего задания.

- Что необходимо было сделать? (выучить стихотворение наизусть)

- Значит , что будем оценивать? (выразительность и правильность чтения)

- Соглашаемся или нет?

 - Итог по домашнему заданию.

3  Подготовка к основному этапу урока . 

 – Более точно поможет определить тему сегодняшнего урока высказывание «Вперёд чужой беде не смейся, голубок!» Слайд 1

 – Над чем нельзя смеяться? (Над чужой бедой)

 – Беда – что означает это слово? (Горе, несчастье, боль)

 – А если с вами случалась беда, что вы чувствовали?

 – А чужая беда. Как вы это понимаете?

 – Как называют людей, которые безразличны к чужой беде? (Равнодушные люди, не умеющие сопереживать беде)

 – Подберите антоним к слову «равнодушие». Какое качество проявляется у человека, который умеет сопереживать? (Сопереживание)

 – Какие два различных качества появились у нас? (Равнодушие и сопереживание)- карточка.

 – И где мы можем увидеть эти два качества на уроке чтения? (В произведении)

 – Произведение, с которым мы сегодня познакомимся – это литературное произведение  Иосифа Ивановича  Дика «Красные яблоки». Слайд 2

Учитель рассказывает о писателе. Слайд 3 ( портрет)

– И.И.Дик – человек нелёгкой судьбы. Он рано потерял родителей и, оставшись сиротой, воспитывался в детском доме. Началась Великая Отечественная война. Иосиф 19-летним парнем идёт на фронт и становится авиационным подрывником немецких самолётов.

 Во время одной из атак у него обрывает кисти обеих рук. Многие люди ломаются после такой страшной беды. Но только не Иосиф. После войны он начинает писать и пишет книги для детей. Их у него будет более 60. Слайд 4

 Все его произведения о ребятах, ваших сверстниках, об их делах и интересах. Меня удивило то, что главные герои И.Дика – мальчики. Слайд 5

 –  Как вы думаете, почему? (Мальчики – будущие мужчины, наша защита и опора. В своих произведениях писатель учит мальчиков лучшим человеческим качествам, одно из которых – сопереживание чужой беде)

 – Слово «сопереживание» иногда заменяют близким по значению словом – сострадание. ( карточка)

 – Можно ли смеяться над чужой бедой?

 – Какой возникает вопрос? Слайд 6

 (Почему нельзя смеяться над чужой бедой?)

 – Это самый главный вопрос нашего урока.

Я предлагаю вам сесть по группам и поразмышлять над этим вопросом.

Работа в группах. Звучит музыка. «Дорогою добра».

 Затем слушаются ответы детей.

*Это не этично.

*Человеку неприятно.

*С тобой может случиться такая же беда.

– Меня радует, что вы нашли столько вариантов ответов. Все они верные, но сегодня из всех этих вариантов мы выберем самый точный ответ, который подойдёт к ситуации, сложившейся в рассказе «Красные яблоки».

4. Усвоение новых знаний и способов действий

– И.Дик назвал свой рассказ «Красные яблоки».  Слайд 7

-Попробуйте предположить, о чём он будет?  (высказывания детей).

 – Чтобы проверить все ваши предположения, нам нужно его прочитать.

- Мы знакомимся с новым произведением. Какие задачи стоят перед нами? (прочитать произведение, выяснить жанр, поработать над содержанием).

- Перед тем как мы с вами окунёмся в мир произведения, давайте подготовимся, чтобы показать себя достойными читателями.

Задания перед чтением:

Читай слова слитно. Слайды 8,9

ПО_ ДО_КОН_НИК_ ПОДОКОННИК

ЗА_КА_ТЫ_ ВА_ЛИСЬ_ ЗАКАТЫВАЛИСЬ и т.д.

Читай целыми словами. Слайд10

СКОЛЬЗКО_  СКОЛЬЗНУЛ _ ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ

ХОД – ПОДХОД _  ПОДХОДИВШАЯ  

                                          Слайд11

Читай внимательно.

ВАЛЯЛИСЬ - ВАЛИЛИСЬ

МОРОЗА - МОРОЗЦА

Перед чтением проводится словарная работа над словами:   ?

 Карточка- задание. Работа в группе

  • Рассмотреть картинки.
  • Узнать, что на них нарисовано
  • Соединить иллюстрацию со словом – названием

Проверка выполнения задания

Балансировать Слайд 12- сохранять равновесие с помощью телодвижений,

           Авоська  Слайд 13- сумка,

           Наледь -  Слайд 14,

           Парадное- . Слайд 15

           Вентель- Слайд 16

           Труха- Слайд 17

4. Чтение рассказа  учителем целиком.  

-Понравилось ли вам произведение?

- Что это за жанр? Докажите, что это - рассказ.

- Оправдались ли ваши предположения, о чём это произведение?

5. Первичная проверка понимания.

– Что вы можете сказать о Валерке и Севке? (Они поступали плохо. Они были равнодушны к чужой беде.)

 – Как бы вы поступили на их месте?

– Какую игру придумали мальчики? (Игру-соревнование на очки)

 – Это добрая игра? Они ведь ничего не делали, не толкали прохожих. Но нам всё-таки неприятно такое видеть.

 – Кто виноват в том, что на тротуаре образовалось «хрустальное озерцо»? (Коммунальная служба)

 – Что они  должны были сделать?

 – Можно ли сказать, что они тоже были равнодушны к людям?

ФИЗМИНУТКА

6. Повторное чтение и литературно- художественный анализ. Закрепление знаний и способов действий

– Почему Валерка, когда пришла мама «стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал»?

 – Что произошло с Валеркой? (Он изменился)

 – В какой момент произошло это изменение? (Когда он понял, что эта женщина похожа на его маму)

 – А изменился ли Севка? Почему? (Его не коснулась чужая беда)

 – Он остался каким? (Равнодушным)

 – Как вы думаете, после этого случая изменится ли отношение Валерки к людям? А Севки?

- Смогут ли мальчики по-прежнему дружить? Почему?

- А какие отношения связывают ребят: дружеские или приятельские?

- Как вы понимаете, кто друг, а кто приятель? (карточки)

Прочитайте определение этих слов по словарю ( 2 ученика зачитывают определение слов по словарю).

- Так кто же является другом по определению из словаря?

 Слайд18   - Какими качествами должен обладать друг?

ЧЕСТНЫЙ   ЖЕСТОКИЙ   ЗЛОЙ   ЧУТКИЙ   РАВНОДУШНЫЙ    ОТЗЫВЧИВЫЙ

- Так мальчики были друзьями или приятелями?

- С кем из них вы бы хотели дружить? Почему?

 – Почему рассказ называется «Красные яблоки»? Слайд 19.

 (Красный цвет – это цвет тревоги, опасности.   Красные яблоки на снегу – это как свет, вспышка.  Мальчик Валерка понял, что они с Севкой вели неправильную игру)

 – О чём самом главном хотел сказать автор своим  произведением? (Умейте сопереживать чужому горю)

Работа в паре с пословицами:   Слайд 20

ДРУГ ПОЗНАЁТСЯ В БЕДЕ
ПО ИГРЕ И ДРУЗЕЙ УЗНАЮТ

НЕ БРОСАЙ ДРУГА В БЕДЕ

ПТИЦА СИЛЬНА КРЫЛЬЯМИ, А ЧЕЛОВЕК - ДРУЗЬЯМИ

-Прочитайте предложенные вам пословицы. Подумайте, какие  из них  подходят к данному  литературному  произведению.

Приготовьтесь представить свою точку зрения на обсуждение класса.

 – Вернёмся к нашему главному вопросу: Слайд 21

 – Почему нельзя смеяться над чужой бедой? (С тобой и  близкими  может случиться такая же беда)

 – А, если беда всё-таки случится с каким-нибудь человеком, как вы можете помочь ему? (Пожалеть словом, приобнять, просто побыть рядом, погладить по голове)

 – Посмотрите, какие простые приёмы. Но они действительно могут помочь человеку в трудную минуту.

6. Подведение итогов

– Решили мы с вами задачу, которую ставили в начале урока?

 – Какой вывод сделал каждый из вас после этого урока?

Оценивание детей.

7. Информация о домашнем задании. Слайд 22

Творческое задание.

Разноуровневое  домашнее задание:

1. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

 2. Подобрать пословицы и поговорки.

 3. Написать письмо-обращение к Севке.

 Благодарю детей за работу.

Музыка «Дорогою добра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения 4 класс по теме "Мир семьи в произведении Ю.Яковлева "Мама"

Урок литературного чтения в 4 классе по  системе Л.В.Занкова по произведению Ю.Яковлева "Мама"...

Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»)

Цели и задачи урока : 1.        Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая сло...

Технологическая карта урока. Литературное чтение. 3 класс. Школа 21 века. "Добро в произведениях Л.Н.Толстого" Обобщение по разделу.

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Школа 21 века " Добро в произведениях Л.Н. Толстого" Обобщение по разделу....

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».

Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....

Конспект арт-урока литературного чтения 2 класс. Тема: «Образ матери в художественных произведениях». Ю. Я. Яковлев «Мама»

Технологическая карта  урока/занятия Предметкурс В. А. Лазаревой «Литературное чтение» 2 классКласс2 классТип урока/занятияарт-урокТехнология построения урока/занятияобучение, воспита...