Развитие творческих способностей уч-ся на уроках лит. чтения
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Низовцева Галина Михайловна

Развитие творческих способностей уч-ся на уроках лит. чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Низовцева Г.М.

учитель начальных классов

                                                                  МАОУ «Школа № 59

                                                    г. Нижний Новгород

Развитие  творческих способностей  учащихся  на  уроках

                            литературного чтения

     

     Подробнее остановимся на  упражнениях и  приемах, адаптированных к

использованию в работе над литературным произведением на уроках литературного чтения.

  1. Прием «Чтение–суммирование в парах» можно использовать  для закрепления изученного материала, обобщения, творческого соучастия авторского текста. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников).

      Например, при изучении рассказов Л.Н. Толстого (литературное чтение, 3 класс) учащиеся  делятся на две группы,  и каждой даются разные произведения («Акула» и «Прыжок»), которые рассказывают о жизни их сверстников. Каждая группа изучает свой текст и  на большом листе фиксирует главную мысль рассказа в виде пословиц (например, «Не зная броду, не лезь в воду», «Делу  время – потехе  час»), а затем перед всем классом воспроизводят  свои пословицы с опорой на текст произведения.  Делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов: «Надо уметь соотносить своё поведение с требованиями норм поведения».                                                 

     Учитель лишь  подводит итог: «Простая шалость может привести к беде».

  1. Приём «синквейн» 
  • В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти пунктов:
  • 1 строка–одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
  • 2 строка–2 прилагательных, характеризующих данное понятие.
  • 3 строка–3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы.
  • 4 строка–короткое предложение, раскрывающее отношение к данной  теме.
  • 5 строка–синоним ключевого слова (существительное).

Пример1. Синквейн направлен на усвоение особенностей жанра «сказка»

1. Сказка.

2. Народная, авторская.

3. Превращаться, помогать, побеждать.

4. Сказка – ложь, да  в  ней  намёк.

5. Фантазия, выдумка!

Пример2. Синквейн направлен на усвоение особенностей жанра «былина»

    1.Былина

2.Народная, эпическая

3.Рассказывает, воспевает, прославляет

4.Открывает мир русского эпоса

5.Мир культуры.

3. Приём  «Чтение с остановками». 

1вариант. Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.                        

Задача учителя: помочь учащимся находить в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

2 вариант. На   урок   для изучения берётся   2   или   3  небольших    произведения, например:  Л.Н. Толстой «Котёнок», М.М. Пришвин «Белый гусь»,  статья «Минин и Пожарский». Объединяет все произведения обращение к поступкам и их оценке.

Особенности работы по этому варианту:

  1.  Читают отрывок из рассказа Л.Н. Толстого  «Котёнок», останав-ливаются и пытаются проанализировать поступок мальчика.                                   (Ответ детей – «Мальчик–герой»).
  2. Читают  текст  М.М. Пришвина «Белый гусь» и пытаются проанали-зировать поступок  гуся.

(Ответ детей – «Гусь–герой»).

  1. Читают статью «Минин и Пожарский» и пытаются проанализировать поступок  К. Минина и Д. Пожарского.    

(Ответы детей – «Минин и Пожарский – герои»).

Детям предлагается обобщить только что полученные знания о поступках мальчика, гуся, К. Минина и Д. Пожарского, приходят  к выводу:

«Гусь спас  своих детей. Это нормальное поведение родителей».

«К. Минин и Д. Пожарский  совершили подвиг, спасли Россию от порабощения. Они герои, им поставлен памятник, их помнят потомки».

«Мальчик помог своему другу, не оставил в беде маленькое беззащитное существо. Это нормальное поведение человека».

  1. Обучение разным способам чтения
  • орфографическому;
  • орфоэпическому;
  • «Роботом»;
  • «Диктором»;
  • со сменой  интонации:  Верочка.   Верочка!  Верочка?
  • чтение чисел в заданном  темпе и характере:

         Считалка:                  Марш:                          Весёлый счёт:

         2  12  46              18  171  18  161                  2  15   42

         48  3  06              115  13  300  61                  42   15

         33 1 102              90  171  90  161                  37  08   5

         8  30  32              240  1101  5261                  20  20  201

        Грустный стих                                      Импровизация

        511   15                                                  3   4   2   1

        5   20    337                                            46    17

        37   08     5                                             300  10   900

        20  20  201                                             57   16

       Произнесении этих строк  может передавать разные чувства (удивление, радость, жалость и т.п.) в хоровом и индивидуальном исполнении. При этом дети могут помогать себе движением рук, головы, мимикой. Они делают это с огромным удовольствием.

5. Прием «Работа с вопросником» может применяться  при работе с прозаическим текстом. Например, при знакомстве с  рассказом Куприна «Слон». Дети работают в парах.  Задают друг другу поочередно вопросы и отвечают на них.

Учитель  даёт  вопрос по тексту, обобщающий: «Кто вылечил Надю?»

Дети приходят  к выводу, что Надя выздоровела сама, а люди только помогли ей своим участием, заботой: «В жизни очень важно, чтобы люди были добрыми и помогали друг другу».

6. Прием из теории развития  критического мышления  «Знаю, узнал, хочу узнать» применяется  как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

7. Прием «Уголки»  можно использовать на уроках литературного чтения при составлении сравнительных  характеристик героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, качеств положительного героя, другая - отрицательного, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения.

Например, сказка «Морозко»:

Рукодельниц

 (положительный персонаж)

     Ленивица 

(отрицательный персонаж)

трудолюбивая

добрая

заботливая

аккуратная

послушная

бескорыстная

ленивая

злая

расчётливая

неаккуратная

не умела и ничего не хотела      делать

       В конце урока делается совместный вывод: «Доброго, трудолюбивого, бескорыстного человека награда сама найдёт, а ленивого, злого стороной обойдёт».

8.Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение, или выучить наизусть понравившееся стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием выполняют эту работу.

Например: создание сказки по образцу произведения  В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».

Дети «побывали»:

  • в будильнике  
  • в сотовом телефоне
  • в швейной машинке
  • в стиральной машине

9.«Логическая цепочка». После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

а) Сказка «»Колобок»  

б) Сказка  «Теремок»

10.Прием «Кластер». Суть заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии  осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Кластер» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.

  1. Выделяем центр. Это тема.
  2. От неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них -соответствующие термины и понятия.

     

       

         Система кластеров охватывает значительно большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

Дети озаглавливают смысловые блоки, или им предлагаются готовые вопросы.

Алгоритм  работы учителя по подготовке использования  кластера

  • Оцените текст, с которым будете работать.
  • Нужна ли в данном случае разбивка на «части»?
  • Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
  • Помогите ученику, если у него возникли сомнения, при выделении  смысловых единиц.
  • Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.
  • Озвучьте «части». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
  • Попросите установить связи между «частями» ваших «лепестков» и объясните возникшие связи.
  • Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту часть ярче.
  • Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём был усвоен учащимися. Они с удовольствием используют кластеры.

       Применение данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

11.Прием «Паспорт литературного героя»

Например, вот такой паспорт создали  дети при изучении произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»:

Имя – Золотая рыбка.

Автор – Александр Сергеевич

Прописка –  «Сказка о рыбаке и рыбке».

Место проживания  – синее море.

Должность, профессия – волшебница.

Особые приметы – золотая, добрая волшебница, выполняет просьбы бедного старика, имеет своё достоинство.

       Составленные паспорта героев используются в  викторинах.                                     1 вариант. Перемешанные  левые и правые части паспорта следует как можно быстрее и правильнее восстановить.

2 вариант. Составляются  сказочные письма, в которых описываются  события или данные паспорта персонажа без называния его имени. Учащиеся должны  назвать героя, автора  и произведение.

12.Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях.  Младшие школьники любят  делать  иллюстрации к читаемым произведениям. Рисунки развивают воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости, формирует эстетические чувства. Мир в рисунках ребят  ярок, контрастен. Многие ученики даже буквы-надписи раскрашивают в разные цвета.

13.Упражнения на  развитие воображения, ассоциативного мышления  учащихся. Например, ребятам предлагается творческое задание «нарисовать ветер, счастье, труд,  росу»  так, чтобы это можно было увидеть.  

14.Написание сценария мультфильма. Каждый кадр – это изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя (с положительной на отрицательную или наоборот).

15.Выразительное чтение произведений развивает глубину восприятия, творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение детей в мир искусства.

16. Инсценировки литературных произведений также развивает глубину восприятия, творческие способности.

Например, при работе со сказкой А. Толстого «Приключения Буратино и золотого ключика» уточнить название произведения!!! (отрывок – «Обучение Буратино математике» и т.д.) девочки заучивают роль  Мальвины, а мальчики – Буратино. Дети сами образуют пары, с кем будут выступать, и на уроке представляют костюмированный мини-спектакль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Творческий  отчет в виде презентационных слайдов по теме "Развитие творческих  способностей на уроках литературного чтения"...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения...

Развитие творческих способностей у детей на уроках литературного чтения.

В работе проедставлены фрагменты работ детей со своим и чужим текстом....

Развитие творческих способностей у детей на уроках литературного чтения.

В работе проедставлены фрагменты работ детей со своим и чужим текстом....

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»

Данные методические рекомендации посвящены вопросу развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. В них описывается методика подготовки детей к выполнению тв...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения (открытие в себе автора)

В данной статье представлен опыт моей работы по открытию в каждом учащемся авторского таланта в соответствии со степенью самостоятельности и активности. В процессе работы происходит преодоление затруд...