презентация о формировании УУД на уроках литературного чтения
презентация к уроку по чтению на тему

Горбунова Наталия Викторовна

Презентация отражает личный опыт учителя  по формированию УУД. Презентация содержит фотоматериалы, отражающие этапы уроков и приёмы формирования УУД. Подчёркивается значимость данной темы в современном образовательном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_na_urokah_lit_chteniya_mo.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

» Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе Горбунова Наталия Викторовна- учитель МБОУ « Гимназия №1 имени К.И. Щёлкина » г. Белогорска Республики Крым

Слайд 2

«Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает своё…, пока не обожжётся этим открытием – до той поры нет интереса к чтению, нет потребности в нём» Ю. Ф. Каряки н

Слайд 3

в широком значении умение учиться , т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Универсальные учебные действия

Слайд 4

Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Слайд 6

Познавательные УУД 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Слайд 8

Регулятивные УУД 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию .

Слайд 9

Методические приёмы для формирования регулятивных действий

Слайд 11

Коммуникативные УУД 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3 ) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре.

Слайд 12

Методические приемы для формирования коммуникативных действий Используемые (приемы) Описание «На что похож?» Альтернативный приём, раскрывающий тематическое, смысловое и структурное единство текста. «Вырасти дерево», «Построй улицу», «Наполни домик», «Закрытая дверь», «Замочная скважина», «Камушек, брошенный в реку», «Фотография» Приёмы, активизирующие речемыслительную деятельность, направленную на определение темы, главной мысли, выявление микротем , составление плана, определение типа текста. «Секреты слова» Вид работы, предполагающий наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций; предупреждение различных речевых недочетов, выделение орфограмм по изучаемой теме. «Раскадровка» Раскадровка - это фиксация последовательности событий в схематичных рисунках или словесное описание. «Перефразирование» Приём, предполагающий пересказ текста «своими словами» «Активное слушание» Запись основных опорных слов во время прослушивания текста изложения, приём способствует успешности написания изложения.

Слайд 13

Личностные УУД 1 ) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2 ) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Слайд 15

Методические приемы для формирования личностных действий Используемые (приемы) Описание Дай себе помочь. учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (кроссворд на повторение). Выход за пределы. в ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов. Отсроченная реакция. учитель приучает школьников к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешает выкрикивать с места. Именно поэтому здесь работает правило: вопрос — пауза — ответ. Лови ошибку. объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. В качестве награды за внимание переходящую почетную шляпу Фомы Неверующего. Театрализация. разыгрывание сценок на учебную тему. Вопрос к тексту. Диалог с автором. Комментированное чтение. школьники учатся выявлять подтекстовую информацию и контролировать себя по ходу чтения, задавая вопросы автору. Идеальное задание. учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся.

Слайд 16

Личностные результаты 1–2 классы – Необхо - димый уровень Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей); – важности исполнения роли «хорошего ученика»; – важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ; – важности различения «красивого» и «некрасивого». Постепенно понимать , что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих» ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять , почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил. САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе: – какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества), – что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы), – что у меня получается хорошо, а что нет (результаты) САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). В том числе: объяснять , что связывает меня: – с моими близкими, друзьями, одноклассниками; – с земляками, народом; – с твоей Родиной; – со всеми людьми; – с природой; испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей. ПОСТУПКИ Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе: – известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения; – сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников; – сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ. Признавать свои плохие поступки

Слайд 17

Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные , коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания , коммуникативные Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные оценивания ( самооценивания ), коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции , коммуникативные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Слайд 18

УУД Результаты развития УУД Значение для обучения Личностные действия - смыслообразование - самоопределение Регулятивные действия Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Рефлексивная адекватная самооценка Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. Регулятивные, личностные , познавательные , коммуникативные действия Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. Коммуникативные ( речевые ), регулятивные действия Внутренний план действия Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. Коммуникативные, регулятивные действия Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий Осознанность и критичность учебных действий. Значение универсальных учебных действий в начальной школе для успешности обучения в основной школе

Слайд 19

Технологии 1. Информационно – коммуникационная технология 2. Технология развития критического мышления 3. Проектная технология 4. Технология проблемного обучения 5. Игровые технологии 6. Модульная технология 7. Технология мастерских 8. Кейс – технология

Слайд 20

От творчества детей- к творчеству учителя ! А вы знаете,что КО-? А вы знаете, что ТЁ-? А вы знаете, что -НОК? Рыжий маленький котёнок Съел огромную овцу? Вместе с шерстью, Вместе с рогом! Вместе с Петькой –пастухом… Придумываем небылицы! Познавательные УУД

Слайд 21

Формируем познавательные УУД Б. Житков « Храбрый утёнок» Кто изображён на фотоиллюстрациях? Всё ли изображено правильно? Каким вы увидели утёнка? Анализируем разные источники информации. предвидение

Слайд 22

Так рождается сенкан

Слайд 23

Коммуникативные УУД Познавательные УУД Из детских журналов

Слайд 24

Результаты проектной деятельности « Мой любимый писатель-сказочник» Опыт публичного выступления - поиск, отбор информации; -оформление работы; - сотрудничество с родителями;

Слайд 25

Формирование регулятивных УУД Наполнили рюкзак …

Слайд 26

Д. Хармс «Вы знаете» Решение приняли вместе! Разгадаем секреты слов! Познавательные Коммуникативные УУД

Слайд 27

« Ра зн о цвет ные стр ан ицы» Самооценивание Регулятивные УУД

Слайд 28

Формирование личностных УУД Театрализация Вы знаете? - Вы знаете? Ну, конечно, знаете! Ясно, что вы знаете!...

Слайд 29

В. Бианки « Сова» РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 30

Формирование регулятивных личностных УУД К себе относимся критично, не перехвалим никогда…

Слайд 31

РЕФЛЕКСИЯ МЕТОД Л. Зайверта « Пять пальцев» М» (мизинец) – мысли, знания, информация. - Что нового я сегодня узнал? - Какие знания приобрёл? «Б» (безымянный) – близость к цели. - Что я сегодня сделал и чего достиг? « С» (средний) – состояние духа. - Каким было моё настроение, расположение духа? - Что было связано с положительными эмоциями? «У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество . - Чем я сегодня помог другим? - Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими? « Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние . - Что я сегодня сделал для моего здоровья? Используем ладонь правой руки. По первым буквам названия пальцев вспоминаем параметры, на основании которых осуществляется контроль.

Слайд 32

Помощница-ладошка

Слайд 33

Мотивация и для учителя « Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых …»

Слайд 34

Наставления по восхождению на горные вершины Разузнайте, как к ней подступиться. Часто гору видно издалека. Она кажется прекрасной, манящей, обещающей много интересного. Но вот мы подходим к ней ближе, и оказывается , что её огибают дороги, между вами и горой вдруг возникает непроходимый лес и там, где на карте всё гладко, в действительности требуется преодолеть серьёзные препятствия. Поэтому сначала разведайте все подходы, все тропинки, чтобы в один прекрасный день оказаться у подножия горы готовым к её покорению.

Слайд 35

Проектирование уроков по формированию УУД – это требование времени . А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

Слайд 36

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://pedsovet.su/ СПАСИБО АВТОРАМ ФОНОВ И КАРТИНОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке литературного чтения во 2 классе

Данная разработка является  конспектом урока по теме "Русские народные загадки"...

Программа формирования УУД на уроках литературного чтения(ФГОС), математики, русского языка, окружающего мира, 2класс, УМК ПНШ

В программе подробно расписано формирование УУД на уроках литературного чтения , русского языка, математики, окружающего мира в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2 поколения....

Доклад "Формирование УУД на уроках литературного чтения"

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обес...

Приемы формирования УУД на уроках литературного чтения.

Пособие содержит рекомендации для учителей начальных классов по использованию приемов формирования УУД на уроках литературного чтения. Это поможет повысить качество знаний на уроках литературного чтен...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

Презентация "Моделирование как один из способов формирования УУД на уроках литературного чтения"

В презентации рассмотрены приёмы учебного моделирования, направленные на формирование УУД у младших школьников....