Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. ФГОС. ШКОЛА РОССИИ.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Кротова Елена Викторовна

Данный конспект урока  по теме "К.И. Чуковский "Федотка", О.Дриз "Привет" составлен для открытого урока по литературному чтению в 1классе  с учётом требований ФГОС по УМК ШКОЛА РОССИИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата___23 апреля 2014г.____

Тема: К. ЧУКОВСКИЙ «ФЕДОТКА». О. ДРИЗ «ПРИВЕТ»

Цель: создавать условия для развития умения выявлять авторскую точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение делить текст на части и подбирать заголовки к частям рассказа, определять опорные слова для пересказа текста произведения; совершенствование навыка выразительного чтения и чтения целыми словами.

Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков в процессе обсуждения поступков героев произведения; воспитание доброжелательности, внимательности, отзывчивости по отношению друг к другу.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, работать с таблицами, анализировать средства выразительности.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения на основе самостоятельной оценки или оценки учителя с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение проявлять: коммуникативную инициативу в процессе обсуждения содержания и поступков героев произведения; готовность к сотрудничеству с одноклассниками.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: слоговая таблица для чтения; таблица-стихотворение Г. Сапгира «Что за ЛИ?».

Сценарий урока

Организационная часть

I. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения из раздела « И в шутку, и всерьёз». Замечательный раздел, где можно  пошутить и поговорить серьёзно. Вспомним некоторых авторов и их произведения из этого раздела.

1. Задание:

– Соедините ниточкой карточки  авторов с названиями их произведений:

2.Учащиеся пересказывают рассказ Н. Артюховой «Саша-дразнилка».

Учащиеся оценивают пересказы смайликами.

3. Игра «Составляй слова».

– Рассмотрите таблицу и составьте как можно больше слов.

29-03-028.jpg

II. Постановка цели урока.

– Послушайте отрывок из произведения. Вспомните название стихотворения.

… Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться.

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде

Вечная слава воде!

(«Мойдодыр».)

– Кто автор стихотворения «Мойдодыр»?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя стихотворениями – К. Чуковского «Федотка» и О. Дриза «Привет».

III. Изучение нового материала.

1.Рассказ-предисловие учителя о К.И.Чуковском. Обращение внимания на портрет и выставку книг «К.И. Чуковский» из школьной библиотеки.

 Корней Иванович Чуковский ещё  при жизни получил в народе почётное звание «дедушка Чуковский». Его стихи и сказки полюбили малыши и дети постарше.

Однажды маленький сын Чуковского серьёзно заболел. Поэт начал сочинять и рассказывать ему сказку «Крокодил», с первого раза сын  запомнил почти весь прочитанный ему текст наизусть. Поистине сказочная поэма обладала какими-то магическими свойствами, помогавшими такому мгновенному усвоению и выздоровлению. Эту сказку напечатали и она очень полюбилась всем другим детям.

Что же это за чудо? Посмотрим маленький фильм про Корнея Ивановича Чуковского. Может быть и разгадаем это чудо.

2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Упражнения для глаз.

3. Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Федотка».

- Откройте с помощью закладки учебник «Литературное чтение» на стр. 12.

– Прочитайте, как называется стихотворение?

– Кто автор?

– Как вы думаете, о ком это произведение?

4. С л о в а р н а я   р а б о т а.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

си-рот-ка – сиротка

не-сча-стный – несчастный

сча-стли-вый – счастливый.

(Дети читают про себя, затем вслух хором).

-Кого называют сироткой?

- Можно ли назвать слова: несчастный и счастливый- слова наоборот? Почему?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение «Федотка».

4. Анализ стихотворения. Показ иллюстрации к стихотворению с интерактивной доски.

– Почему плачет Федотка?

– Можно ли действительно назвать его несчастным?

– Как по-другому можно назвать это произведение?

– Для чего придумывают дразнилки?

-  Можно ли это стихотворение назвать дразнилкой?

– Какие отрицательные черты мальчика высмеивает автор?

– Чему учит нас это стихотворение?

– Прочтите это стихотворение (4 строчки) сначала с сочувствием, а затем

(последние 2 строки) высмеивая поведение мальчика.

5. Чтение стихотворения с места.

Физкультминутка

IV. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство со стихотворением О. Дриза «Привет».

Рассказ учителя об авторе. Портрет О. Дриза.

19 мая исполняется 108 лет со дня рождения Овсея Овсеевича Дриза. Это был удивительный человек, чуткий и добрый. Он шел по жизни с открытым сердцем, был очень скромен. Признание и широкая известность пришли к Овсею Дризу довольно поздно – на шестом десятке жизни. А в возрасте 62 лет талантливого поэта не стало. На его стихотворения написаны песни, по пьесам поставлены мультфильмы и спектакли. Его строки вошли в сборники  лучших сказочников мира.

С л о в а р н а я    р а б о т а.

– Прочтите словосочетания:

•  золотое сердце – золотое кольцо;

•  горячий привет – горячие пирожки.

– Объясните значение этих словосочетаний.

Найдите стихотворение на стр. 13.

– Кто автор стихотворения?

– Как оно называется?

– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чём это стихотворение?

Учитель читает стихотворение.

2. Анализ произведения.

– Какие подарки получил ребёнок?

– Что его удивило?

– Что бы вы ответили на вопрос: «Где же привет?»?

– В чём разница между горячим приветом и горячим пирогом?

3. Работа в парах.

– Прочтите друг другу это стихотворение, передавая интонацией грустные чувства малыша.

V. Итог урока. Рефлексия.

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?

– Что объединяет стихотворения «Федотка» и «Привет»?

– Какое стихотворение понравилось больше всего?

– Рассмотрите иллюстрации (рукавицы, печенье, шарф, конфеты, пирог) и назовите их в таком порядке, в котором эти подарки для малыша перечисляются автором в стихотворении О. Дриза «Привет».

Внеурочная деятельность: подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору).

        

Федотка (стих Корнея Чуковского)


Федотка

Бедный Федотка — сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тётка,
Только папа да дедушка с бабушкой.

Федотка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивых уголков Подмосковья- в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей страны.

Слайд 3

Вставал он очень рано, в 5 ч утра, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. А ложился спасть в 9 ч вечера. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги. До 37 лет он не писал детских сказок и стихов.

Слайд 4

У К.И. Чуковского было четверо детей. Случилось так, что ему пришлось срочно ехать со своим маленьким сыном, который заболел, у которого была высокая температура, в вагоне поезда. И чтобы он не хныкал, стал рассказывать ему сказку, которую давно хотел записать…

Слайд 5

Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил. Папиросы курил, По-турецки говорил – Крокодил, Крокодил Крокодилович! Сын перестал плакать, а потом оказалось, что запомнил наизусть эту сказку.

Слайд 6

Однажды Корней Иванович сидел за своим письменным столом, и услышал плач своей младшей дочери, которая не хотела умываться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал.. Надо, надо умываться По утрам и вечерам…

Слайд 7

Этим маленьким его друзьям «от двух до пяти» он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки - громадный, громогласный, не похожий ни на кого, щедрый на ласку. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем «Чукоша».

Слайд 9

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.

Слайд 10

Презентация составила учитель начальных классов МОУ СОШ №26 п.Новонежино Полищук Светлана Ивановна Презентация опубликована на сайте – viki.rdf.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 1 класс

Слайд 3

«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный.» И. Андронников

Слайд 4

Корней Иванович Чуковский (1882-1969)

Слайд 5

Нам жалко дедушку Корнея. В сравненье с нами он отстал, Поскольку в детстве «Бармалея» И «Мойдодыра» не читал. Не восхищался «Телефоном» И в «Тараканище» не вник. Как вырос он таким ученым, Не зная самых главных книг? Валентин Берестов КОРНЕЮ ЧУКОВСКОМУ

Слайд 6

Давайте вспомним сказки Корнея Ивановича Чуковского

Слайд 7

"Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя..."

Слайд 8

Мойдодыр

Слайд 9

Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки не простые - В них застежки золотые. Муха-цокотуха

Слайд 10

"Кому велено чирикать - Не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать - Не чирикайте! Не бывать вороне коровою, Не летать лягушатам под облаком!" Путаница

Слайд 11

А потом позвонил Крокодил И со слезами просил: - Мой милый, хороший, Пришли мне калоши, И мне, и жене, и Тотоше. Телефон

Слайд 12

"Эй вы, глупые тарелки, Что вы скачете, как белки? Вам ли бегать за воротами С воробьями желторотыми? Вы в канаву упадёте, Вы утонете в болоте. Не ходите, погодите, Воротитеся домой!" Федорино горе

Слайд 13

Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкино

Слайд 14

В послевоенные годы Чуковский часто встречался с детьми в Переделкино, где построил загородный дом. Там он собирал вокруг себя детей и устраивал им праздники «Здравствуй, лето!», «Прощай, лето!»

Слайд 15

Корней Иванович Чуковский сочинял ещё и загадки для детей

Слайд 16

Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо — Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

Слайд 17

Два коня у меня, Два коня. По воде они возят меня. А вода Тверда, Словно каменная!

Слайд 18

Ах, не трогайте меня: Обожгу и без огня!

Слайд 19

Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт — Заплачет она и умрёт.

Слайд 20

Я одноухая старуха, Я прыгаю по полотну И нитку длинную из уха, Как паутинку, я тяну.

Слайд 21

http://www.rp-net.ru/book/OurAutors/chukovskiy/ http://tyumen-toys.ru/katalog_tovarov/dlya_samyh_malen_kih/knizhki-malyshki/ck_mini_fedorino_gore_belaya/ http://strana-detctva.narod.ru/chukovskii_skazki.htm http://logopsi.ucoz.com/photo/25-0-184-3 http://www.bookin.org.ru/book/1095836 http://audioskazki.info/skazki_s_kartinkami/2243-skazka-onlajn-putanica.html http://www.mota.ru/wallpapers/view/id/3069 http://www.ars-sport.ru/index.php?productID=1738 http://fitoapteka.org/herbs-k/2642--urtica-dioica http://globalwalls.ru/gdefon/download/site/globalwalls/id/2237/name/led_sosulki_zima_voda/ http://www.goodfon.ru/wallpaper/317461.html http://www.peredelkino-land.ru/HTML/mus_peredelkina.shtml http://kid-book-museum.livejournal.com/159185.html http://www.odintsovo.info/news/?div_id=1&id=30737


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"

Публикую конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России", в 3 классе.по теме "Слон и Моська.И.А.Крылов.Подробно описала работу по содержанию произведения....

Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России по учебнику Л.Ф. Климановой "И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква А ""...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России по учебнику Л.Ф.Климановой Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»...

Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. УМК "Школа России"

Тема урока "Обобщение по разделу "О братьях наших меньших"...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК "Школа России"

Литературное чтение, изучение буквы Е. По новым стандартам....

Конспект урока по литературному чтению 1 класс ФГОС "Школа России"

Тема "Сопоставление слогов и слов с буквами г и к." с презентацией...

Конспекты уроков по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России". Раздел "Литература зарубежных стран"

Серия конспектов уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс по разделу "Литература зарубежных стран"...