Технологическая карта урока литературного чтения по программе УМК " Планета знаний"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Иглина Алла Валентиновна

Пословицы о правде,о труде, о лени, о дружбе, о учёбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_literaturnomu_chteniyu.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение, УМК « Планета знаний».

Класс: 2 класс

Тема урока: Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учёбе

Тип урока:  урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного обучения.

Цели:  1.Углубить знания о пословице.

             2. Формировать  умения объяснять её  смысл, соотносить содержание пословицы с поступками

              героев произведения, поведением людей.

             3. Совершенствовать выразительность при чтении: паузы, логические ударения, чтение полными

             Словами.

 Форма проведения урока: академический

Формы работы на уроке:  фронтальная (коллективная), групповая, индивидуальная

Средства обучения: Э.Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник.- М.: АСТ, Астрель, 2012 г., Э.Э Кац. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь.- М.: АСТ, Астрель, 2012 г., интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация, выставка книг.

Используемые технологии:  личностно - ориентированного обучения, дифференцированного обучения, технология проблемного диалога, технология изучающего чтения.

                         

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

Л - личностные

П - познавательные

Р - регулятивные

К - коммуникативные

  1. Организационный момент

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствует обучающихся:

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно.

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться.

Ведь заданья нелегки.

Вам, друзья, нельзя лениться,

Так как вы ученики.

Проверяют готовность к уроку.

Организуют рабочее место.

Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

  1. Подготовка к основному этапу урока. Проверка д/з.

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность

3.Актуализация знаний обучающихся

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

4.Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений («Чего мы ещё не знаем?»)

5.Работа с учебником

 Цель: научить различать и применять в практической деятельности пословицы.

6. Инсценирование пословиц.

Цель:дать возможность младшим школьникам проявить творчество, фантазию на основе этого развивать устную (монологичную и диалогичную) речь.

Проверяет выразительное чтение сказки по ролям «Век живи – век учись».

Чтение сказки по ролям.

Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоенного и того, что ещё неизвестно

-В природе всё меняется под влиянием всемогущего времени. Неизбежным остаются мысль и память человеческая. Благодаря памяти мысли переходят от одного поколения к другому, из уст в уста.

- Какие виды устного народного творчества так передавались?  (Так передавались сказки, песни, присказки, частушки, пословицы). 

-Как вы думаете, как  называется краткие изречения с глубоким смыслом? (они называются пословицами)

Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, что нового вы узнаете на уроке? (познакомимся с разнообразием пословиц и поговорок)

Отвечают на вопросы.

Учатся определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Своей краткостью, удивительным лаконизмом, выразительностью, меткостью поражают русские народные пословицы и поговорки.

- Что же такое пословица?

Давайте прочтём об этом в учебнике на стр. 94.

Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, с природой. Она всё знает, обо всём имеет собственное мнение.

  • Думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно.
  • Не имеешь счастья с утра, не найдёшь  и вечером.
  • С твоим умом только в горохе сидеть.

Чтение по цепочке по одному предложению

Выразительное чтение пословиц на экране

Иногда пословица превращается в маленькую инсценировку.

Попробуйте изобразить пословицы о лени и ленивых людях.

  • Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.
  • Ленивый одну работу два раза делает.
  • Ленивый  всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.
  • Девка красива да прясть ленива. Голова завита да делом не занята.
  • У Федорки одни отговорки.
  • Один пашет, а семеро руками машут.
  • Лентяй сидя спит, лёжа работает.
  • У ленивой пряжи и для себя нет рубахи.
  • Если лошадь ленива, ей тяжела и грива.
  • Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.

Класс делится на творческие группы.

Дети  инсценируют предложенные пословицы.

7.Динамическая пауза

Цель:  предупреждение и снятие утомления, концетрация  внимания

Мы листики осенние,

 На ветках мы сидим. (Дети сидят на корточках)

Дунул ветер – полетели. ( Дети встают и кружась, машут руками)        

Мы летели, мы летели

 И на землю сели. (Кружатся и садятся на корточки)

Ветер снова набежал

 И листочки все поднял. (Дуют, встают)

Закружились, полетели. (Начинают кружиться и махать руками)

И на землю тихо сели.( Садятся на корточки)

Дети выполняют разминку

8.Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа с учебником.

Цель: умение выразительно читать пословицы и раскрывать их смысл.

9. Включение нового знания в систему знаний

 Расскажи пословицу жестами.

Цель: выявить творческие способности учащихся, преодоление застенчивости.

10. Игра – кричалка.

Цель этапа: закрепление и обобщение знаний пословиц.

11. «Замени пословицу».

Цель: знакомство с пословицами народов мира и поиск аналогичных им русских пословиц.

- Как на крыльях перелетают пословицы из века в век, от одного поколения к другому. В пословицах русский народ передаёт детям и внукам свои заветные правила жизни, учит их уму – разуму. Пословицы живут и сегодня в разговоре, в книгах. Они украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной.

А сейчас прочитаем выразительно пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учебе (учебник, стр. 94-95)

Воспринимают,

усваивают, анализируют,

сопоставляют новую информацию.

Тренируются в выразительном чтении.

Регулятивные:

саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.  

Познавательные:

логические, установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные: самосознание, осознание своих нравственных качеств.

Познавательные :

-умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме, сравнение и классификация.

Коммуникативные:

- умение участвовать в коллективном обсуждении.

Мы с вами выразительно читали пословицы, а теперь попытайтесь рассказать пословицу без слов – одними жестами. Здесь нужна сообразительность, смекалка, артистизм.

  • Семь раз примерь, один раз отрежь.
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
  • Глаза боятся – руки делают.

 Дети с помощью жестов показывают пословицу, а класс старается ее произнести.

- Мы читали с вами пословицы  о правде, труде, лени, дружбе, учебе. Я буду читать  пословицы, а вы постарайтесь досказать их.

1. Не спеши языком…спеши делом.

 2. Что посеешь…то и пожнёшь.

 3.Сам пропадай, а …товарища

   выручай.

 4.С кем поведёшься,… от того

    и наберёшься.

  5.Без труда … не выловишь и

    рыбку из пруда.

  6.С кем поведёшься…от того и

    наберёшься.

 7.Без труда … не выловишь и рыбку

  из пруда.

  8.Сделал дело…гуляй смело.

  9.В гостях хорошо,… а дома лучше.

  10.Взялся за гуж, …не говори, что

   дюж.

   11.Готовь сани летом,…а телегу

   зимой.

    12. Как аукнется,…так и

    откликнется.

   13.За двумя зайцами погонишься,…ни одного не поймаешь.

   14. Сколько волка не корми, …а он всё равно в лес смотрит.

  15.Чем дальше в лес,… тем больше дров.

Дети выполняют творческое задание.

-У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу.

Иногда, даже трудно определить, в какой стране появилась та или иная пословица. Предлагаю вам к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1. Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица)

- Старого воробья на мякине не проведёшь.

2. Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая пословица)

- Ищи ветра в поле.

3. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица)

- Язык мой – враг мой.

4. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица)

- Язык до Киева доведёт.

5.  Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица)

- Кто обжёгся на молоке, дует воду.

6.  Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец. (Вьетнамская пословица)

- Тише едешь – дальше будешь

Учащиеся знакомятся с пословицами других народов и подбирают сходные по смыслу.

12.Рефлексия. Итог урока.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

Итоговая беседа.

- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

- Что было интересного на уроке?

Попробуйте придумать свою пословицу.

  • Коль начал учиться, лодырничать не годится.
  • Пошёл в школу – закончи её…
  • В школу пойдёшь по душе науку найдёшь.
  • В школу пойдёшь, друзей обретёшь.
  • Готовь картофель к 1-му сентября.
  • Чтобы хорошую отметку получить, нужно ума приложить.

Анализируют работу на уроке. Участвуют в оценке результатов деятельности.

Познавательные:

рефлексия

Личностные:

осуществляют самооценку деятельности

Коммуникативные:

– проявлять интерес к общению и групповой работе;

– воспринимать мнение собеседников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературное чтение по УМК "Планета знаний"

Тема: «Хаврошечка» (русская народная сказка) стр. 46 – 51Цель: способствовать формированию умений пересказывать фрагменты текста, объяснять причины поступков персонажей; содействовать формированию уме...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе на тему:«Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). УМК "Планета знаний"

Тема: «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). Стр. 52 -55Цель: Развивать внимание к многозначности слова и его значению в контексте; делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить ...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе "Каша из топора" УМК "Планета знаний"

Цели урока:1.     Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;2.     Отрабатывать навыки выразительного чтения...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Планета Знаний"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАВ 3 КЛАССЕПредметная область: литературное чтение.Класс: 3БТема: С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»Учебник: Литературное чтение под ред. Э.Э. Кац. Издательство А...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Планета знаний"

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме "Образы зимы в произведениях разных жанров" УМК "Планета знаний"...

Л.Н.Толстой" Прыжок " Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе Планета знаний

Л.Н.Толстой" Прыжок " Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе Планета знаний...