Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь.Творчество М.И. Цветаевой, С.А.Есенина, В.Я. Брюсова» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Рубан Елена Александровна

обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь" творчество Брюсова, Есенина, Цветаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_poeticheskaya_tetrad.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Тема: «Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа

Цель: обобщение знаний обучающихся по разделу «Поэтическая тетрадь»

Задачи: расширить кругозор обучающихся о жизни и творчестве поэтов серебряного века, создать условия для развития грамотной, выразительной речи обучающихся, развивать творческие способности, воспитывать любовь к книге, интерес к чтению поэзии.

Оборудование. Компьютер, проекционный экран, сборники стихов; учебник "Литературное чтение" для IV класса (сост. Л.Ф. Климанова и др.), КИМ, индивидуальный раздаточный матнриал

Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа (в ходе предварительной подготовки), фронтальная, работа в парах, в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

-  Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и подарим им свои улыбки.

Начинаем наш урок.

Теме подведём итог.

     Будем знания обобщать

На вопросы отвечать

  И контрольную писать.

II. Постановка темы и задач урока.

- Какие знания мы будем обобщать?

- Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.    (СЛАЙД 2)

-  На уроке мы обобщим полученные знания, расширим свой  кругозор - познакомимся с интересными фактами из жизни поэтов.

 Будем читать стихотворения наизусть, говорить об их поэтических особенностях, отвечать на вопросы, работать в парах, обмениваясь мнениями, сочинять, развивать память, мышление, творческие способности.

- А что станет итогом нашего обобщения? (проверочная работа)

III. Обобщение и систематизация знаний.

-  Вспомните,  как назывался раздел, произведения которого мы закончили изучать? (Поэтическая тетрадь)

- Какое название вы дали "Поэтической тетради "? ("Мне вспомнились детства далекие годы", «Воспоминания о детстве»)

- Что объединяет эти произведения? (Авторы делятся с нами своими яркими воспоминаниями из своего далекого детства)

-  Может ли взрослый человек снова попасть в мир детства?

- Поэту и писателю довольно легко перенестись в Страну Детства. Им для этого нужны лишь бумага, ручка или карандаш.  

- Сможем ли мы с вами перенестись в Страну Чужого Детства? Что нам необходимо для этого?

Детские годы поэтов и их творчество.

- Давайте вспомним авторов, с произведениями которых мы познакомились в этом разделе.

1.Брюсов.В.Я.

  • Он родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками. Дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, писал сказки, басни. Писал стихи и его отец. Читать он  научился в четыре года по газетам. В восемь лет начал сочинять первые стихи.  

Рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин и приборы для физических и электрических опытов. В десятилетнем возрасте мечтает стать изобретателем или путешественником. Но, учась в гимназии, увлекается литературой. Окончив в 1899 году Московский университет, посвящает себя литературной деятельности.

ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ    (СЛАЙД 3)

 - Каким вы увидели маленького Валеру Брюсова?

(Подвижным, любознательным мечтателем)     

     2. Беседа  стихотворение «Детская»

- Из какого произведения мы узнаем о любимой детской игре? («Детская»)

- Что это за игра?

- Каким настроением проникнуто это произведение? (Весёлым, задорным … Все дети любят играть, и поэт передал настроение ребят во время любимой ими игры «Палочка-выручалочка» или «Догонялки», «Пятнашки»)

     

3. Стихотворение «Опять сон» 

- Какое ещё стихотворение этого поэта мы читали? («Опять сон»)

- О чём оно?

- Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта? (Возможно, этот сон поэт видел несколько раз, поэтому и сохранились воспоминания о нём)

       

4. ИГРА « ЗНАТОК» (работа в парах)

- У вас на парте лежат разрезанные строки из стихотворения В. Брюсова «Опять сон». Вам надо быстро составить правильное четверостишие и прочитать его.

Глушь пустынь, заката тишь.

Через травы  и камыш.

Мне опять приснились дебри,

Жёлтый лев крадётся к зебре

Мне опять приснились дебри,

Глушь пустынь, заката тишь.

Жёлтый лев крадётся к зебре

Через травы и камыш.

5. Есенин С.А.

  • Он родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Ему шел третий год, когда отец уехал в Москву. Мальчик  рос под присмотром деда и бабки по материнской линии. Но гораздо больше времени он проводил со своими дядьями. Один из них старым дедовским способом учил мальчика плавать: бросал в воду с лодки. Для другого он был "охотничьей собакой" и доставал подстреленных уток. Он  стал отчаянным сорванцом: отважно лазил по деревьям, дрался и вечно был в царапинах. Бабушка его ругала, но при этом любила внука. От нее и услышал будущий поэт задушевные песни, народные сказки, духовные стихи. С пяти лет его учили читать, и за короткое время он "освоил" любимых писателей: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Толстого. В девять лет уже сочинял сам, а начальную сельскую школу окончил с похвальным листом.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН                             (СЛАЙД 4)

-  Каким предстал перед вами маленький Сергей Есенин? (Отчаянным сорванцом, ловким, умеющим постоять за себя, умным)

6. Чтение наизусть стихотворения «Бабушкины сказки» 

7. Цветаева М.И.

  • Родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Ее отец - основатель московского Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, мать - пианистка. Стихи начала сочинять с пяти лет. Но больше всего на свете она любила читать.  В 1910 году (в 18 лет) на собственные деньги издала первую книгу "Вечерний альбом", в которой прощается со своим детством. Здесь и детское понимание мира, и детская мудрость, ощущение волшебства жизни, переливы фантазии и реальности. Счастливая пора детства, связанная с рождественскими елками, рассказами матери, волшебством книжных открытий была прервана смертью матери.

МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА                         (СЛАЙД 5)

- Какой вы представили маленькую Марину Цветаеву? (Любознательной, начитанной, целеустремленной, стремящейся к одиночеству)

– Какие произведения Марины Цветаевой мы прочитали в этом разделе?

8. Игра «Найди ошибку»                                                               (СЛАЙД 6)

IV. ФИЗМИНУТКА

- Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Топ - хлоп», то есть если утверждение верное – хлопаем, если нет – топаем.

Блиц-тур: 

  1. В разделе мы познакомились с произведениями А.С. Пушкина.
  2. Есенина звали Сергей.
  3. Брюсов написал стихотворение «Детская игра».
  4. В стихотворении Марины Цветаевой «Наши царства» рассказывается о самой поэтессе и о её сестре Анастасии.
  5. В стихотворении «Бежит тропинка с бугорка» есть олицетворение.

9. Игра «Угадайка»                                                                                               (СЛАЙДЫ 7 – 9)

- Ребята, я предлагаю вам по картинке угадать название произведения и назвать его автора.

V. Проверочная работа (см КИМ с 16-17)

1. Выполнение работы

- Мы повторили и обобщили материал по разделу «Поэтическая тетрадь» и как обычно итогом нашей работы становится …. (проверочная работа). Откройте, пожалуйста, КИМ на с. 16-17, найдите свой вариант и приступайте к выполнению проверочной работы.

2. Самопроверка

- Проверьте правильность выполнения работы по ключу                       (СЛАЙД 10)

В -1

В - 2

А-1      4

А-2      3

А-3      3

А-4      2

В-1      4

С-1     сёстры, 3

А-1    1

А-2    3

А-3    4

А-4    1

В-1     2

С-1    сон, 3

Задания

Баллы

уровня  А

1 балл

уровня  В

2 балла

уровня  С

3 балла

VI. Творческая мастерская

1. Ученики читают свои стихи о детстве

- Ребята, вы уже достаточно взрослые и у вас тоже есть воспоминания. Наверное, нередко расспрашиваете родителей о том, как вы сделали свой первый шаг, какое первое слово вы сказали. Некоторые ребята, несмотря на то, что сами ещё дети уже пишут стихи о своем детстве.

.

2. Акростих  со словом ДЕТСТВО (работа в парах)                              

Акростих это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое – либо слово. Эта любимая игра в России в 19 веке.

-У вас на парте лежат листы, в которых написаны ключевые слова на тему «Детство» и слова помощники, которые можно использовать. Составьте стихотворение.

Повышенный уровень:                                                                                    (СЛАЙД 11)    

Д

Е

Т

С

Т

В

О

СЧАСТЛИВАЯ, ПОРА, ДАЛЁКАЯ

ЕЁ,  ВСПОМИНАЕМ, МЫ, С ГРУСТЬЮ

ЕЩЁ, ТОГДА, СЛЕГКА, НАИВНЫЕ

МИР, С ВОСТОРГОМ, ВОСПРИНИМАЛИ

УЧИЛИСЬ, ТВОРИТЬ, ПОЗНАВАТЬ, ЛЮБИТЬ

СТРЕМИЛИСЬ, ВО МНОГОЕ, ВЕРИТЬ

О ТОЙ ПОРЕ, ЗАБЫТЬ, НЕЛЬЗЯ, НИКАК

Далёкая счастливая пора

Её мы с грустью вспоминаем.

Тогда, ещё наивные слегка,

С восторгом мир воспринимали

Творить учились, познавать, любить,

Во многое стремились верить.

О той поре нельзя никак забыть.

Средний уровень:                                                                              (СЛАЙД 12)

С

К

А

З

К

И  

С тобой, снова, я, улетаю

Берегам, к далёким, мечты

Ах, что я знаю, как прекрасно

Туда, за мной, помчишься ты

Сказок, красивых, много есть

И всех, их нам, не перечесть,

С тобой я снова улетаю 
К далеким берегам мечты... 
Ах, как прекрасно, что я знаю - 
За мной туда помчишься Ты! 
Красивых сказок много есть 
И всех их нам не перечесть!

Базовый уровень:                                                                                  (СЛАЙД 13)

Д___________________________________________

Е___________________________________________

Т___________________________________________

И___________________________________________

Вечером, дивным, однажды

Кекс, ели, и пили, чай

Маша, Таня, Витя, Костя

Вера, Ира, и Андрей

Дивным вечером однажды                                                        

Ели кекс и пили чай:

Таня, Маша, Витя, Костя,

Ира, Вера и Андрей.

VII. Итог урока. Рефлексия.                                                                     (СЛАЙД 14)

- Всё ли удалось выполнить нам на уроке?

- Какие задания вам понравились больше всего?

На партах у вас лежат разноцветные листочки. Если вы хорошо работали на уроке возьмите зелёный листочек, если в чём-то испытывали затруднения – жёлтый, если у вас ничего не получалось – оранжевый. На выбранном вами листочке напишите одно слово, которое связывает вас с воспоминаниями о детстве, и приклейте его на «Дерево детства».

Под  песню «Куда уходит детство» (муз Александра Зацепина, сл. Леонида Дербенёва)  наклеивают листочки.

VIII. Домашнее задание.

  1. Сочинить акростих со словом  на тему «Природа»
  2. Составить список стихотворений поэтов серебряного века о детстве, которыми вы бы дополнили «Поэтическую тетрадь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь №2"

Презентация может быть использована для оценки достижений учащихся по разделу "Поэтическая тетрадь №2". В презентации представлен тестовый материал по разделу....

Конспект урока. Тема: "Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1"". 3 класс. УМК "Школа России".

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»...

Урок – квест по литературному чтению в 4 классе по теме «Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

КВЕСТ – это приключенческая игра, в ходе которой необходимо преодолевать трудности, чтобы двигаться дальше к намеченной цели. Цель: обобщение  знаний по  разделу &laqu...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь № 2» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу.Планируемые результатыПредметные:знать биографию авторов произведений;знать особенности стихотворения: расположение строк, р...

Конспект урока по литературному чтению на тему Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь 2". 3 класс

Обобщить и систематизировать знания учащихся по произведениям, изученным в поэтических тетрадях; способствовать развитию логических, творческих способностей; учить учащихся проверять себя и самостояте...